Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 9 класса ( 3 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования ; Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)

     Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.

     Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности.   На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается  102 часа  (3 часа в неделю).

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

                Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

         Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

                  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы в  9 классе:

- познакомиться с  такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о  программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационнные, организационные.

Личностные результаты:

  1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации.
  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. Вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
  5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  6. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  5. Умение создавать, применять  и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. Смысловое чтение;
  7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения  своих чувств, мыслей и потребностей;
  8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Предметные результаты .

  1. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  5. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  6. Собственная интерпретация( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  7. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  8. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  9. Умение пересказывать прозаическое произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  10. Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание программы

  1. Введение – 1 час
  2. Литература эпохи античности – 1 час
  3. Литература эпохи средневековья - 2 часа
  4. Древнерусская литература – 5 часов
  5. Литература эпохи Возрождения – 2 часа
  6. Литература 18 века – 5 часов
  7. Европейская литература эпохи Просвещения – 2 часа
  8. Литература 19 века – 65 часов
  9. Русская литература 20 века – 13 часов
  10. Литература народов России – 8 часов

Программа формирования

УДД ( Универсальных Учебных действий) учащихся 9 класса

темы/даты

       

Разделы

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Виды контроля

1

Введение

Литература как искусство слова.

1

Определять образную  природу словесного искусства, составлять тезисы и план прочитанного

Сочинение-миниатюра

2

Литература эпохи античности

Противостояние жестокости и любовь в поэзии Катулла

1

Определить основные мотивы поэзии Катулла. Выразительно читать поэтический текст

Индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

3

Литература эпохи Средневековья

«Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра  Невского»

2

Выразительно читать поэтический текст, анализировать содержание.

Беседа, текущий контроль.

4

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник др.р.л.

Композиция «Слова…»

«Вечные образы» в «Слове…

Образ русской земли

Сочинение

5

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале, характеризовать героя древнерусской литературы, выявлять темы, образы и приемы изображения человека.

Беседа, текущий контроль.

5

Литература эпохи Возрождения

Человеческий разум и «проклятые вопросы бытия» в творчестве Шекспира

2

Знать содержание трагедии «Гамлет», выразительно читать поэтический текст наизусть

Беседа, текущий контроль.

6

Из литературы XVIII века

Гражданский пафос классицизма, Ломоносов – реформатор русского языка,

Традиции и новаторство в поэзии Державина

Мысль о бессмертии поэта в ст. .Державина «Памятник»

Широкое изображение действительности у Радищева в произ. «Путешествие из Петербурга в Москву»

5

Характеризовать историческую и литературную эпоху,  анализировать образы произведений, определять тематику и проблематику произведения,

формулировать понятие  «классицизм», особенности русского классицизма ,черты классицизма, выявлять содержание произведений

Опрос, текущий контроль, индивидуальные задания, реферат.

7

Европейская литература эпохи Просвещения

Диалектика добра и зла в трагедии Гете «Фауст»

2

Знать содержание, готовить устное сообщение.

Беседа, текущий контроль.

8

Литература 19 века

Романтизм как литературное направление

Черты романтизма в творчестве Жуковского

Европейская литература эпохи романтизма

Реализм как художественный метод

С Грибоедовым по фамусовской Москве

«Век нынешний и век минувший»

Социальный конфликт в комедии «Горе от ума»

Чацкий в поединке с «обществом»

Роль второстеп. Персонажей

Загадка Софьи Фамусовой

9

Знать основные постулаты романтизма, выразительно читать стихотворения, находить черты романтизма, выявлять своеобразие героя, готовить и презентовать сообщения, выявлять внешний конфликт, определять проблематику произведения, давать характеристику персонажу,

Подразделять героев на главных и второстепенных

Опрос, текущий контроль, индивидуальные задания.

Итого за 1 четверть :______ часов

С использованием ИКТ ____

9

Литература 19 века

(продолжение)

«Мильон терзаний Чацкого»

Художественный мир комедии

Пушкин: жизнь и судьба поэта

Свободолюбивая лирика

Тема поэта и поэзии

Любовная и дружеская лирика

«Моцарт и Сальери»

«Цыганы»

История создания «Евгений Онегин»

Система образов романа

Онегин – «лишний человек»

Онегин и Ленский

Онегин и Татьяна

Образ автора в романе

Подготовка к сочинению

Сочинение

Роман в оценке критиков

Итоги 1 полугодия

21

, строить устные и письменные высказывания, определять основные эпизоды произведения. Выявлять  содержание произведения, систему художественных образов

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию, выделять смысловые части текста, давать характеристику героям, сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев, выражать свое отношение к поступкам героев, строить устные и письменные высказывания, характеризовать особенности сюжета и композиции.

соблюдать нормы литературного произношения, выражать свое отношение к прочитанному,  анализировать поэтический текст, характеризовать особенности композиции и сюжета, выделять смысловые части художественного текста.

Аналитическая беседа, опрос, текущий контроль, индивидуальные задания, реферат, самостоятельная работа.

Итого за 2 четверть :______ часов

С использованием ИКТ ____

10

Литература 19 века

(продолжение)

Два мира: Пушкин и  Лермонтов

Тема одиночества у Лермонтова

Философская лирика

Судьба поколения 30 годов у Лермонтова

Тема Родины

Поэтическое видение мира в лирике

Роман «Герой нашего времени»

История души человеческой

Печорин и Максим Максимыч

Женские персонажи романа

Проблематика романа

Роман в оценке литературных критиков

Подготовка к сочинению

Сочинение

Батюшков – «поэт радости»

Одушевленная жизнь природы у Кольцова

Баратынский – представитель «поэзии мысли»

Гоголь: личность и судьба писателя

Замысел и воплощение

Образы помещиков в поэме

Помещица Коробочка

Ноздрев как воплощение отсутствия нравственных принципов

Образ Собакевича

Плюшкин – последняя стадия падения

Образы помещиков

Чичиков – новый «герой» эпохи

Роль вставных элементов в поэме

Образ автора в поэме

Своеобразие гоголевского реализма

Сочинение

Фет- певец «чистого искусства»

Творчество Некрасова

 

32

Сообщать  основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, содержание изучаемых произведений

художественную трактовку образа, определять жанр и род литературного произведения.   владеть различными видами пересказа, выразительно читать произведение, соблюдать нормы литературного произношения, выражать свое отношение к прочитанному,  анализировать поэтический текст, характеризовать особенности композиции и сюжета, выделять смысловые части художественного текста. пути и приемы раскрытия образов героев, составлять тезисы к лекции

Аналитическая беседа, опрос, текущий контроль, индивидуальные задания, реферат, самостоятельная работа.

Итого за 3 четверть :______ часов

С использованием ИКТ ____

11

Литература 19 века

(продолжение)

Чехов : страницы жизни и творчества

Комическое и трагическое в прозе Чехова

Рассказы Чехова

 

3

Обобщать дополнительный материал по  основным событиям  жизни писателя, особенности художественного мира автора, содержание трилогии, указывать главную проблему трилогии, анализировать художественное произведение.

Индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

12

Литература 20 века

Страницы творческой биографии Блока  

Образ России в лирике Есенина

Тема Родины в лирике Ахматовой

Своеобразие поэзии Маяковского

Особенности поэтики Цветаевой

Лирика Заболоцкого

Поэзия и поэты Серебряного века

Бунин: «поэзия» русской усадьбы

Станицы жизни и творчества Шолохова

Тема праведничества у Солженицына

Итоговая работа

13

Сообщать  основные факты жизни и творчества И.А.Бунина, содержание рассказа, анализировать художественный текст, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному.

Сообщать  основные факты жизни и творчества поэта, определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать произведение.

Определять  образную природу словесного искусства,

Сообщать основные факты жизни и творчества писателя, выражать свою точку зрения.

Индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

13

Литература народов России

Творчество Г.Тукая

Отчеты по проектной деятельности

Итоговый урок

Резервные уроки

6

Знать о вкладе Г.Тукая в развитие татарского языка и литературы

Выявлять особенности стихотворения Г.Тукая6 лиризм, традиционная форма газели

Презентовать результаты своего труда

Беседа, текущий контроль.

Итого за 4 четверть :______ часов

С использованием ИКТ ____

Итого за год:______ часов

С использованием ИКТ ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...