Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Передрий Виктория Викторовна

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность автора; прследить связь литературы и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanticheskiy_geroy_lermontova.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

К 200-летию М.Ю.Лермонтова

Урок литературы

учителя ГБОУ школы № 489

Московского района Санкт-Петербурга

Передрий Виктории Викторовны

Тема: «Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах «Демон» и «Мцыри». Сопоставительный анализ героев».

Цель: углубление знаний о «романтическом герое» М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность автора; использование экспрессивной лексики, имеющей эстетическую оценку, контрастной лексики со значением противоречивости порывов ума и сердца; проследить связь литературы и живописи.

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Опальный ангел, с небом разлученный,

Узывный демон, разлюбивший ад

Ветров и бурь бездонных странный брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной.

 Эти поэтические строки один из ярких поэтов Серебряного века К.Бальмонт посвятил своему кумиру: поэту-романтику, поэту-бунтарю М.Лермонтову. В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, М.Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за идею, за верность самим себе. Таков Мцыри, Демон, о которых пойдет речь на уроке (озвучить тему урока).

  Цель нашего урока – сравнить, сопоставить.

-Что значит сопоставить? (найти общее, близкое, различное).

2. Беседа

- Какие общие черты героев мы можем назвать?(гордость и независимость; недовольство устройством жизни; одиноки, поэтому трагичны)

По ходу работы создается схема, где постепенно отражаются основные моменты урока (см. приложение).

- Что лежит в основе сюжета поэм «Демон», «Мцыри»? (грузинские легенды – реальные события)

- Демон обитает на небе; Мцыри – на земле. Чем же они выделяются из своего окружения?

Демон

Мцыри

Не удовлетворен местом, которое занимает(ч.1, гл.2).

Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта: вслед за веком век бежал

Как за минутою минута.

Однообразной чередой , ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему.

Хочет убежать «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Монастырь для него тюрьма.

- Оба героя бунтуют. Во имя чего?

Демон

Мцыри

«И входит он, любить готовый, с душой, открытой для добра». Своим демонизмом тяготится: он демон, он должен «сеять зло», а «зло наскучило ему».

Но ангелом он тоже стать не может: «Я был отвергнут; как эдем мир для меня стал глух и нем»

(учащиеся подыскивают цитаты, подтверждающие противоречивость образа Демона)

Бунтует во имя достижения свободы, гармонии. Цели ясны

(гл. 3, 4).

Свобода: «Я мало жил, и жил в плену…..»

Родина: «В душе я клятву произнес….»

(учащиеся подыскивают цитаты)

Вывод: оба страдают, томятся, но у Мцыри цель ясная – свобода. Родина, а у Демона все туманно, размыто (запись в схему).

- Как-то князь Одоевский спросил у М.Лермонтова, с кого он «списывал своего Демона».  Лермонтов шутливо отвечал, что  «с самого себя»: «Неужели вы не узнали?» Эта шутка дала повод заговорить впоследствии, что поэма «Демон» имеет автобиографический характер. Что роднит Лермонтова и Демона? (не принимают действительность, не удовлетворены жизнью и хотят ее изменить).

- А Мцыри можно назвать «демонической личностью»? Личностью, не принимающей действительность, личностью, желающей изменить свою жизнь?

- Давайте вспомним, какого героя мы называем романтическим. Схема – напоминание (одинокий человек с особо сильными чувствами, действует в исключительных обстоятельствах, выражает авторское отношение к действительности).  Давайте убедимся на примерах строк из поэм, что Демон и Мцыри романтические герои (было дано опережающее задание). Ответы учащихся.

- В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности «лермонтовского человека»: гордость, независимость, сила духа, высокие идеалы, неприятие несправедливости, страдания и тоска, страстные мечты и порывы.

Демон

- Какие чувства вызывает? (и человечный, и возвышенный, вызывает сочувствие и сожаление.

Он одинок поневоле, существует на грани двух миров: добра и зла

Тамара видит его: «То не был ангел-небожитель ее божественный хранитель:

Венок из радужных лучей

Не украшал его кудрей

……………………………………….

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь – ни мрак – ни свет»

Перед нами не враг человечества, жертва мироустройства.

Демон тоскует по справедливости, гармонии, но она не доступна для него. Демон не только сам страдает, но вынужден мучить других: «Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, и зло наскучило ему»

- Какую роль в жизни Демона играет Тамара? (ищет примирения, пытается полюбить неземной страстью, идет на свидание с Тамарой с чистой душой)

- Кто вступается за душу Тамары? (Ангел, с ним Демон, не стерпев унижения, вступает в борьбу за душу Тамары, но не ради любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Демон совершает поворот: «И вновь в душе его проснулся старинной ненависти яд».

Мцыри

  - Мцыри похож на Демона? (Мцыри чужд таких демонических качеств, он вязан с миром, никого не винит, никому не мстит: «Людям я не делал зла», «И никого не прокляну»)

- Какие желания у Мцыри? (он полон желания найти свою родину, действует ради достижения цели)

- Как действует? (совершает смелый побег).

- Как вы думаете, окажись Мцыри в сообществе людей, к которым он тянется. Он будет одинок? (нет, он близок к образу естественного человека, хочет любить. Быть среди родных, у него чистая душа – «душой дитя»).

- Давайте не забывать, что сюжет и «Демона», и «Мцыри» разворачивается на фоне бушующей природы Кавказа. Мцыри и Природа. Демон и природа. Охарактеризуйте их взаимоотношения.

Демон

Мцыри

Противопоставляет себя природе, все связи с миром разорваны:

«И дик, и чуден был вокруг

Весь божий мир;

Но гордый дух

Презрительным окинул оком творенье Бога своего

И на челе его высоком не отразилось ничего».

(Учащиеся находят другие цитаты)

Ему доступна поэзия жизни и природы, чувствует красоту природы. Природа выступает то гонителем Мцыри, то его союзником.

 Если Мцыри ближе к монастырю, ПРИРОДА-СИМВОЛ СВОБОДЫ

Только Мцыри вспоминает о родине, где «люди вольны, как орлы», сразу рушится гармония между ним и природой

Мцыри оказывается вновь в монастыре, и изменчивая природа оборачивается воплощением вольности

(Учащиеся цитатами подтверждают выводы)

- Давайте не забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. А художественное произведение имеет художественную форму. Какую общую особенность композиции вы заметили? (Кольцеобразность)

«Демон»

«Мцыри»

Начало – безысходность, одиночество.

Финал: «Вновь…надменный

Один, как прежде, во вселенной.

Без упованья и любви»

М – П – М

(монастырь, природа, монастырь)

Сюжет возвращается к исходной точке.

- Почему именно такая композиция? (Нет выхода, отсюда образы трагичны)

 - Вывод: в поэмах Лермонтова действуют два героя:

  • герой, утверждающий жизнь, утверждающий ценность гуманистических идеалов, в первую очередь, идеала свободы;
  • герой, убедившийся в невозможности достигнуть личной свободы, для которого эта неудавшаяся свобода становится источником отчаяния, отрицания, ожесточения, то есть источником «демонизма»

-  Творческая работа. Рассмотрите картину М.Врубеля «Демон сидящий» (на доске репродукция картины). Передайте (письменно) свои впечатления от картины:

  • Какие цвета окружают Демона?
  • Где художник мог подсмотреть такие причудливые изломанные формы?
  • Какое состояние души Демона передал Врубель?
  • Что символизирует окаменевший пейзаж?
  • Какая строка из поэмы подошла бы к картине? («Природы жаркие объятья навек остыли для меня»

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору), письменно обосновать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме...

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).

Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина  и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...