Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность автора; прследить связь литературы и живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanticheskiy_geroy_lermontova.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
К 200-летию М.Ю.Лермонтова
Урок литературы
учителя ГБОУ школы № 489
Московского района Санкт-Петербурга
Передрий Виктории Викторовны
Тема: «Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах «Демон» и «Мцыри». Сопоставительный анализ героев».
Цель: углубление знаний о «романтическом герое» М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность автора; использование экспрессивной лексики, имеющей эстетическую оценку, контрастной лексики со значением противоречивости порывов ума и сердца; проследить связь литературы и живописи.
Ход урока
- Вступительное слово.
Опальный ангел, с небом разлученный,
Узывный демон, разлюбивший ад
Ветров и бурь бездонных странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.
Эти поэтические строки один из ярких поэтов Серебряного века К.Бальмонт посвятил своему кумиру: поэту-романтику, поэту-бунтарю М.Лермонтову. В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, М.Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за идею, за верность самим себе. Таков Мцыри, Демон, о которых пойдет речь на уроке (озвучить тему урока).
Цель нашего урока – сравнить, сопоставить.
-Что значит сопоставить? (найти общее, близкое, различное).
2. Беседа
- Какие общие черты героев мы можем назвать?(гордость и независимость; недовольство устройством жизни; одиноки, поэтому трагичны)
По ходу работы создается схема, где постепенно отражаются основные моменты урока (см. приложение).
- Что лежит в основе сюжета поэм «Демон», «Мцыри»? (грузинские легенды – реальные события)
- Демон обитает на небе; Мцыри – на земле. Чем же они выделяются из своего окружения?
Демон | Мцыри |
Не удовлетворен местом, которое занимает(ч.1, гл.2). Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта: вслед за веком век бежал Как за минутою минута. Однообразной чередой , ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему. | Хочет убежать «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Монастырь для него тюрьма. |
- Оба героя бунтуют. Во имя чего?
Демон | Мцыри |
«И входит он, любить готовый, с душой, открытой для добра». Своим демонизмом тяготится: он демон, он должен «сеять зло», а «зло наскучило ему». Но ангелом он тоже стать не может: «Я был отвергнут; как эдем мир для меня стал глух и нем» (учащиеся подыскивают цитаты, подтверждающие противоречивость образа Демона) | Бунтует во имя достижения свободы, гармонии. Цели ясны (гл. 3, 4). Свобода: «Я мало жил, и жил в плену…..» Родина: «В душе я клятву произнес….» (учащиеся подыскивают цитаты) |
Вывод: оба страдают, томятся, но у Мцыри цель ясная – свобода. Родина, а у Демона все туманно, размыто (запись в схему).
- Как-то князь Одоевский спросил у М.Лермонтова, с кого он «списывал своего Демона». Лермонтов шутливо отвечал, что «с самого себя»: «Неужели вы не узнали?» Эта шутка дала повод заговорить впоследствии, что поэма «Демон» имеет автобиографический характер. Что роднит Лермонтова и Демона? (не принимают действительность, не удовлетворены жизнью и хотят ее изменить).
- А Мцыри можно назвать «демонической личностью»? Личностью, не принимающей действительность, личностью, желающей изменить свою жизнь?
- Давайте вспомним, какого героя мы называем романтическим. Схема – напоминание (одинокий человек с особо сильными чувствами, действует в исключительных обстоятельствах, выражает авторское отношение к действительности). Давайте убедимся на примерах строк из поэм, что Демон и Мцыри романтические герои (было дано опережающее задание). Ответы учащихся.
- В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности «лермонтовского человека»: гордость, независимость, сила духа, высокие идеалы, неприятие несправедливости, страдания и тоска, страстные мечты и порывы.
Демон
- Какие чувства вызывает? (и человечный, и возвышенный, вызывает сочувствие и сожаление.
Он одинок поневоле, существует на грани двух миров: добра и зла | Тамара видит его: «То не был ангел-небожитель ее божественный хранитель: Венок из радужных лучей Не украшал его кудрей ………………………………………. Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь – ни мрак – ни свет» |
Перед нами не враг человечества, жертва мироустройства.
Демон тоскует по справедливости, гармонии, но она не доступна для него. Демон не только сам страдает, но вынужден мучить других: «Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья, и зло наскучило ему»
- Какую роль в жизни Демона играет Тамара? (ищет примирения, пытается полюбить неземной страстью, идет на свидание с Тамарой с чистой душой)
- Кто вступается за душу Тамары? (Ангел, с ним Демон, не стерпев унижения, вступает в борьбу за душу Тамары, но не ради любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Демон совершает поворот: «И вновь в душе его проснулся старинной ненависти яд».
Мцыри
- Мцыри похож на Демона? (Мцыри чужд таких демонических качеств, он вязан с миром, никого не винит, никому не мстит: «Людям я не делал зла», «И никого не прокляну»)
- Какие желания у Мцыри? (он полон желания найти свою родину, действует ради достижения цели)
- Как действует? (совершает смелый побег).
- Как вы думаете, окажись Мцыри в сообществе людей, к которым он тянется. Он будет одинок? (нет, он близок к образу естественного человека, хочет любить. Быть среди родных, у него чистая душа – «душой дитя»).
- Давайте не забывать, что сюжет и «Демона», и «Мцыри» разворачивается на фоне бушующей природы Кавказа. Мцыри и Природа. Демон и природа. Охарактеризуйте их взаимоотношения.
Демон | Мцыри |
Противопоставляет себя природе, все связи с миром разорваны: «И дик, и чуден был вокруг Весь божий мир; Но гордый дух Презрительным окинул оком творенье Бога своего И на челе его высоком не отразилось ничего». (Учащиеся находят другие цитаты) | Ему доступна поэзия жизни и природы, чувствует красоту природы. Природа выступает то гонителем Мцыри, то его союзником. Если Мцыри ближе к монастырю, ПРИРОДА-СИМВОЛ СВОБОДЫ Только Мцыри вспоминает о родине, где «люди вольны, как орлы», сразу рушится гармония между ним и природой Мцыри оказывается вновь в монастыре, и изменчивая природа оборачивается воплощением вольности (Учащиеся цитатами подтверждают выводы) |
- Давайте не забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. А художественное произведение имеет художественную форму. Какую общую особенность композиции вы заметили? (Кольцеобразность)
«Демон» | «Мцыри» |
Начало – безысходность, одиночество. Финал: «Вновь…надменный Один, как прежде, во вселенной. Без упованья и любви» | М – П – М (монастырь, природа, монастырь) Сюжет возвращается к исходной точке. |
- Почему именно такая композиция? (Нет выхода, отсюда образы трагичны)
- Вывод: в поэмах Лермонтова действуют два героя:
- герой, утверждающий жизнь, утверждающий ценность гуманистических идеалов, в первую очередь, идеала свободы;
- герой, убедившийся в невозможности достигнуть личной свободы, для которого эта неудавшаяся свобода становится источником отчаяния, отрицания, ожесточения, то есть источником «демонизма»
- Творческая работа. Рассмотрите картину М.Врубеля «Демон сидящий» (на доске репродукция картины). Передайте (письменно) свои впечатления от картины:
- Какие цвета окружают Демона?
- Где художник мог подсмотреть такие причудливые изломанные формы?
- Какое состояние души Демона передал Врубель?
- Что символизирует окаменевший пейзаж?
- Какая строка из поэмы подошла бы к картине? («Природы жаркие объятья навек остыли для меня»
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору), письменно обосновать свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»
Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале". Предназначена для учащихся и учителей....
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме...
Конспект урока на тему:«Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой».
7 класс...
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова).
Размышления и наброски. Сопоставительный анализ стихотворений.(«Кавказ» А.С.Пушкина и «Кавказ» М.Ю.Лермонтова)....
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...