№ | тема урока | кол-во час. | тип урока | характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | виды контроля измерители | планируемые результаты освоения темы | домашнее задание | дата проведения |
1. | Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе | беседа, викторина | ответы на вопросы кроссворда | кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника. | С.7 выписать жанры фольклора, вспомнить или придумать примеры к каждому жанру, с.8-15 прочитать |
|
2. | Знакомство с былиной «Садко купец, богатый гость» и ее анализ | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста | составление плана былины | актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость» | вспомнить былины об Илье Муромце, подготовиться к викторине |
|
3. | Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | 1 | усвоение новых знаний | викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя | ответы на вопросы викторины | показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников | подумать, какие события школьной жизни могли бы стать предметом сатирической драмы |
|
4. | В/чтение. Детский фольклор | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания | устный ответ по теме урока | углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи | толкование одной пословицы (мини-сочинение), индивидуальное сообщение |
|
5. | Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста | ---- | дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста | по группам – инсценирование неизученных басен; всем – перечитать сборник басен Крылова |
|
6. | Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова) | 1 | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | инсценирование, рецензия на выступление, комментарии учителя, викторина-игра | ответы на вопросы викторины | Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству И.А. Крылова | ответить на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь? |
|
7. | Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | сопоставление-анализ двух переводов | углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов | Выучить отрывок из любой баллады В.А Жуковского
|
|
8. | Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта- властителя дум и его творчество. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам | выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону | знакомство с личностью Байрона; введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов) | найти стихотворения Пушкина и Лермонтова, посвященные Байрону |
|
9. | Романтический герой в лирике Байрона | 1 | усвоение новых знаний | заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | знакомство с понятием «романтический герой» на примере стихотворений Байрона | выучить одно из стихотворений Байрона |
|
10 | Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение | блиц-опрос по биографии Пушкина | углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина |
|
11 | Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть. | 1 | выработка навыков и умений | Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение | чтение наизусть | Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении | прочитать повесть «Барышня-крестьянка» |
|
12 | Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение | развернутый ответ на вопрос | выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка» | вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина» |
|
13 | В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения | 1 | закрепление новых понятий | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся | написание отзыва | показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения | написать отзыв на одну из повестей Пушкина |
|
14 | История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | письменная работа по плану характеристики героя | познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев | подготовить характеристику Владимира Дубровского |
|
15 | Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | усвоение новых знаний | составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке» | анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям | пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова |
|
16 | Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.
| 1 | усвоение новых знаний | пересказ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, анализ эпизода с кольцом, характеристика героев, выводы |
Рубежная работа
Тест 15 мин. | углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа | подготовиться к сочинению в классе |
|
17-18 | Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | проверка и оценка знаний | темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» «Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?» | написание сочинения | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | выполнить итоговые задания на стр.98 |
|
19 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста | выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова, определить его жанровую принадлежность |
|
20 |
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания |
1 |
усвоение новых знаний |
рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста |
составление плана поэмы |
показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова |
пересказ эпизода «Бой с барсом» (можно выучить), подобрать материалы для характеристики Мцыри |
|
21 | Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа | развернутый ответ на вопрос | показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста | ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.140) |
|
22 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа | выразительное чтение сцен по ролям | углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения | по группам – характеристики действующих лиц, подготовить выразительное чтение сцен по ролям |
|
23-24 | Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 2 | усвоение новых знаний | комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа | характеристика персонажей | совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников | стр. 231, №№7-10 ответить на вопросы |
|
25 | Анализ отдельных сцен | 1 | выработка навыков и умений | элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов | письменная работа | совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения | индивидуальные сообщения: «Двойники в комедии», «Роль авторских ремарок в комедии» и др. |
|
26 | Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | выработка навыков и умений | сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина | выразительное чтение по ролям | развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников | прочитать статью учебника «Тургенев и его «стихотворения в прозе» |
|
27-28 | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра | 2 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, чтение и анализ тексов | анализ одного стихотворения | показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения | срт.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий) |
|
29-30 | Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения
| 2 | усвоение новых знаний | составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, чтение и анализ текста | чтение наизусть, ответы на вопросы
Рубежная работа тест 15 мин. | расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя | выучить фрагмент стихотворения |
|
31 | Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа | блиц-опрос по содержанию сказа | кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования | подготовить характеристики героев сказа |
|
32 | Характеристика героев сказа «Левша» | 1 | усвоение новых знаний | выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя | устный ответ – характеристика Левши | совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения | прочитать «Человека на часах» |
|
33 | В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | закрепление новых понятий, знаний | рассказ учителя, чтение и анализ текста | сочинение-размышление | заинтересовать учащихся творчеством Лескова | сочинение-размышление |
|
34-35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 2 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, чтение и анализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола | составление цитатного плана | кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов | составить цитатный план повести, вопросы №6,8 стр.273; к изученным терминам подобрать примеры из сказки «Дикий помещик» |
|
36 | М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | усвоение новых знаний | сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста | терминологический диктант | заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена | выразительное чтение диалогов (по ролям) и монологов рассказа |
|
37 | Вн/.ч. А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы. | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | беседа по вопросам, чтение и анализ текста | сочинение-миниатюра «Мой Чехов» | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия» | сочинение-миниатюра «Мой Чехов» |
|
38 | Э.По – родоначальник детективного жанра. | 1 | усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия. | развернутый ответ на вопрос«Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком». | познакомить ребят с основными фактами биографии и творчества Эдгара Аллана По; научить ребят элементам анализа произведения | Прочитайте любую новеллу Э. По. Попытайтесь ответить на вопрос: «Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком». |
|
39 | А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе | 1 | усвоение новых знаний | путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование» дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам | защита мультимедийной презентации, посвященной одному рассказу К.Дойла | познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя. | подготовить м/м презентацию рассказа о Шерлоке Холмсе |
|
40 | Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки» | 1 | усвоение новых знаний | работа с терминами «портрет», «образ» сообщение «холмсоведа» | беседа на понимание | заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла | Изучить дело о «бриллиантовом полумесяце» и подготовиться к написанию своего детектива. |
|
41 | Р/р.. Написание детективного рассказа | 1 | выработка навыков и умений | обсуждение черновых работ, редактирование, письменная работа | написание детективного рассказа | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически | дописать рассказ |
|
42 | Р/к. Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века | наизусть понравившееся стихотворение (1 ряд) |
|
43 | Жанры лирики Бальмонта | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | продолжить знакомство с лирикой Серебряного века (творчество К.Бальмонта), совершенствовать навыки анализа поэтического текста | наизусть понравившееся стихотворение (2 ряд) |
|
44 | Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина | 1 | усвоение новых знаний | сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | выразительное чтение стихотворения | показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста | наизусть понравившееся стихотворение (3 ряд) |
|
45 | Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…» | 1 | усвоение новых знаний выработка навыков и умений | выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного | сопоставление переводов (письменная работа) | показать особенности разных переводов одного стихотворения, выявить идею стихотворения Киплинга | индивидуальные задания по теме «Сонет» |
|
46 | Р/р. Из истории сонета | 1 | усвоение новых знаний | лекция, сообщения учащихся | конспект, устные сообщения | дать понятие об особенностях жанра сонета, познакомить с развитием жанра, показать взаимодействие западноевропейской и русской литератур | выучить понравившийся сонет |
|
47 | М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями | написание эссе | познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями | Отрывок из легенды пересказать близко к тексту, прочитать сказку «Старый год» |
|
48 | М.Горький. «Старый год» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение по ролям. Беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста | стр. 350, № 8 (письменно) |
|
49 | В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями | выразительное чтение наизусть | начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме | стр. 357, №1,3 |
|
50 | М.Булгаков «Ревизор с вышибанием» | 1 | усвоение новых знаний | чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя | ------- | познакомить с ранним произведением Булгакова; определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя | прочитать статью «К.Паустовский» |
|
51 | К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа»
| 1 | усвоение новых знаний | комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам |
Тест 15 мин. | показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству | стр. 373-376, прочитать, ответить на вопрос 1 с. 386 |
|
52-53 | Р/к М.Шолохов «Они сражались за Родину» | 2 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма | презентация произведения о Великой Отечественной войне | познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны | на основе собранных воспоминаний фронтовиков написать рассказ (отрывок) |
|
54 | Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений |
1 | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | работа со схемой рецензии, пояснения учителя, беседа, самостоятельная письменная работа | написание рецензии | закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии | закончить рецензию |
|
55-56 | Жанры лирики А.Т.Твардовского
| 2 | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста | анализ одного стихотворения Твардовского | знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского | разбор одного из стихотворений Твардовского |
|
57-58 | «Уроки французского» В.Г.Распутина | 2 | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | познакомить с главными темами творчества Распутина, раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память» | прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?» |
|
59 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа, работа с планом, словарная работа | размышление «Зачем нам нужны животные?» | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем | написать размышление «Зачем нам нужны животные?» |
|
60 | А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарий учителя | ----- | познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей, продолжить работу над анализом текста | прочитать статью о Шекли и его «Запах мысли» |
|
61 | Р.Шекли «Запах мысли» | 1 | усвоение новых знаний | беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение, просмотр отрывка | ответы на вопросы учителя | углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли | стр.461, ответить на вопросы |
|
62-63 | В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери | 2 | усвоение новых знаний | вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах, сочинение-миниатюра, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, работа с терминами. | защита м/м презентации, посвященной творчеству Р.Бредбери | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему – как фантастика о будущем помогает жить в настоящем. | подготовить мультимедийную презентацию по творчеству Р.Бредбери |
|
64 | Р/к Из истории пародии.
| 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, выразительное чтение, сопоставительный анализ оригинала и его пародии | сопоставление оригинала и пародии
Годовая контрольная работа тест 25 мин. | дать представление о жанре пародии и его истории, развивать навыки анализа текста, творческие способности учеников | попробовать свои силы в жанре пародии |
|
65-66 | Японские трехстишия (хокку | 2 | усвоение новых знаний выработка навыков и умений, | рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с ИЗО, словарная работа, элементы анализа текста | написание хокку о природе | познакомить учеников с образцами японской лирической поэзии, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения | попытаться написать свои хокку |
|
67 | Рассказы О.Генри | 1 | усвоение новых знаний | выступления учащихся, беседа, чтение | блиц-опрос по содержанию рассказов | познакомить с творчеством О.Генри | прочитать на выбор 1-2 рассказа О.Генри |
|
68 | Подведем итоги | 1 | повторение и обобщение изученного в 7 классе | беседа, запись книг для летнего чтения | защита читательских дневников | систематизировать знания, полученные в течение года | список для летнего чтения |
|
69-70 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
|
|