Философская лирика Ф.И.Тютчева
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА
Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.
Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко - Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Повторение изученного на предыдущих уроках.
? Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.
Герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».
Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.
Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.
II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.
?. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»? «Весенние воды».
?. Какое стихотворение о природе написано 31 Декабря? «Чародейкою Зимою «»
? В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? «Зима недаром злится».
? Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви? «Люблю грозу в началу мая…»
? Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» «Есть в осени первоначальной».
? Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым.
Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.
III. Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.
Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?
Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?
Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.
Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта
Это связано с тем, что Тютчев - поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания: природа показана в переходные моменты своей жизни . Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.
( карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан», в них Эпитеты пропущены) -- вставить эпитеты, обосновать свой выбор.
.
ФОНТАН Смотри, как облаком живым О, смертной мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком … О, … мысли водомет, |
? Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.
? Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?
. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира - столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.
Чтение стихотворения «Осенний вечер» .
? Какое настроение создается при чтении?
?Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.
? Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.
? В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философская лирика Ф.И. Тютчева
Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556134-1419513666.jpg)
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА...
Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....
Комментарии
Философская лирика Ф.И.Тютчева
Философская лирика Ф.И.Тютчева