Философская лирика Ф.И.Тютчева
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА
Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.
Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко - Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Повторение изученного на предыдущих уроках.
? Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.
Герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».
Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.
Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.
II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.
?. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»? «Весенние воды».
?. Какое стихотворение о природе написано 31 Декабря? «Чародейкою Зимою «»
? В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? «Зима недаром злится».
? Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви? «Люблю грозу в началу мая…»
? Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» «Есть в осени первоначальной».
? Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым.
Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.
III. Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.
Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?
Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?
Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.
Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта
Это связано с тем, что Тютчев - поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания: природа показана в переходные моменты своей жизни . Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.
( карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан», в них Эпитеты пропущены) -- вставить эпитеты, обосновать свой выбор.
.
ФОНТАН Смотри, как облаком живым О, смертной мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком … О, … мысли водомет, |
? Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.
? Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?
. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира - столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.
Чтение стихотворения «Осенний вечер» .
? Какое настроение создается при чтении?
?Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.
? Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.
? В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, | ФОНТАН Смотри, как облаком . . . . . О, …. . . . . мысли водомет, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философская лирика Ф.И. Тютчева
Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА...
Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....
Комментарии
Философская лирика Ф.И.Тютчева
Философская лирика Ф.И.Тютчева