Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_v_10_klasse.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература XIX века». Предварительно был проведен один урок по биографии Ф. И. Тютчева
Общедидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей.
Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество; развивать коммуникативные навыки.
Прогнозируемый результат
Учащиеся, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, должны видеть ход мыслей поэта, понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.
Опережающее индивидуальное задание: Определить, насколько гармонична философская лирика и любовная лирика поэта.
Ход урока.
I. Погружение в тему.
Слайд 1
Итак, тема нашего урока… Ключевое слово…
-Что такое философия?
Это человеческий взгляд на мироустройство. Не забываем, что человек может ошибаться в своих взглядах, а может быть близок к истине.
II. Постановка проблемы исследования.
-Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?
-Вы же не будете возражать тому, что существует мир материальный и мир духовный?
Мир материальный познаётся естественно научными предметами, точными науками. В этом мире всё подчиняется логике, любой новый предмет возникает благодаря каким-то новым научным открытиям. Иначе философы называют его миром природы. Этот мир двигает научно-технический прогресс. А прогресс приближает мир к цивилизации. В нём всё организованно, специализированно. Но, увы…
Как считают философы, организованность убивает органичность, т.е. культуру.
Мир духовный познаётся гуманитарными науками и отражается, прежде всего, в нашей культуре, поведении, менталитете. В этом мире прогресса не существует, развитие происходит циклично.
Для того чтобы было понятно, обратимся к простому бытовому предмету- образу, к качели.
Слайд 2
На одной стороне поместим гуманитарные предметы, с помощью которых мы познаём системы
духовных ценностей: мифология, религия, искусство, культура…
На другой стороне - -естественно научные предметы, а значит логический ум, наука и практика, удобства, функциональность, цивилизация…
Слайд 3
-В каком случае качель не будет выполнять свою функцию?
-А когда будет?
III. Промежуточное обобщение.
Т.е. скажете вы, нужно равновесие. Это логически, а гуманитарии скажут, нужна гармония. Или, как говорили древнегреческие мудрецы, мера, «»меру во всём соблюдай» Вот как раз меру соблюсти бывает сложнее всего в жизни. Все понимают, а соблюсти…сложно.
Слайд 4
Последние три столетия в европейской философской традиции сложилась такая точка зрения. Считается, что не только материальный мир, но и духовный мир можно познать естественно научными знаниями.
Слайд 5
Но надо сказать, что духовный мир не всегда может подчиняться законам логики и не измеряется точными количественными мерками.
Поэтому в этом случае исчезает гармония. А когда исчезает гармония, наступает духовный кризис.
IV. Аргументация мысли.
Слайд 6
А. Н. М.
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил
И, покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников — их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил,
Что в дерево вливала душу,
Давала тело бестелесным!..
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери-природы
Читали ясно без очков!..
Нет, мы не древние народы!
Наш век, о други, не таков.
О раб ученой суеты
И скованный своей наукой!
Напрасно, критик, гонишь ты
Их златокрылые мечты;
Поверь — сам опыт в том порукой, —
Чертог волшебный добрых фей
И в сновиденье — веселей,
Чем наяву — томиться скукой
В убогой хижине твоей!..
1821 г.
-Что следует подразумевать под словом РАССУДОК? Разум, логика, рационализм
Давайте вспомним героев литературы 2-ой половины 19 века, которые живут по законам логики? (Андрей Штольц, Евгений Базаров)
Всё ли у них хорошо складывается в жизни?
V. Знакомство с новыми терминами для определения образов стиха.
И давайте мы с вами познакомимся с новыми терминами.
Слайд 7
Приведу примеры: 10-5
-Из какого целого можно отнять целое, и останется целое? (материнская любовь или рождение ребёнка) Здесь правила математики уже не действуют, а значит это иррационально.
Теперь вы скажете, чьи взгляды были рациональными, и чьи взгляды -- иррациональными среди писателей 2-ой половины 19 века.
Слайд 8
VI. Промежуточное обобщение.
-Действительно, савянофилы считали, что Россия не может развиваться по западному пути, и Тютчев разделял их мнение, несмотря, казалось бы на то, что долгое время прожил на Западе и выразил свою мысль в известном стихотворении, которое уже стало афоризмом.
VII.Аргументация мысли.
Слайд 9
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
28 ноября 1866
-Россия больше иррациональна, чем рациональна, поэтому Россию многие художники олицетворяют в образе Женского начала
VIII.Анализ стихов. Нахождение в них иррациональных образов для понимания философской мысли.
-Когда Господь Бог сотворил мир, он поручил человеку продолжать творческую деятельность, поручил роль пастуха, который не только охраняет стадо, а ещё и взращивает. Поэтому задача человека творить, взращивать ,возделывать, охранять природу от разрушения. И Тютчев как никто другой понимал это. Чувствовал эту ответственность и исполнял свой долг перед Творцом и творил словом и нёс через слово образ и мысль.
Обратимся к стихам, написанным в 30-е годы.
Слайд 10
1.ФОНТАН
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
<1836>
-Композицию стиха на сколько частей можно разделить?
-Какой приём использует автор?
-Какое иррациональное понятие сравнивается со зримым образом –фонтаном?
-В каких строках мы чувствуем ответственность поэта перед Богом?
Поэт понимает, что человеческая природа не любит оставаться в своих границах, всегда ищет большего и стремится к высшему. А это губит людей, губит человека желание о том, что выше его. (пример из ветхого завета Вавилонская башня.)
IX. Промежуточное обобщение.
Чтобы передать такие Истины, автору недостаточно обращаться к зримым рациональным образам, он часто обращается к образам иррациональным. Что принято называть в философии к образам «ночного» сознания. Это позволяет автору передать мысль лаконично, но ёмко.
Слайд 11
Слайд 12
2.Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
<1830>
-Какие выражения здесь метафоричны?
Давайте их объясним.
Это стихотворение передаёт весь процесс творчества с использованием образов «ночного» сознания, которое позволяет свободно творить.
Прослушаем ещё стихи этого периода.
3.Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
4.Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем...
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства - мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
<1836>
5.ВИДЕНИЕ
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
- С какими жизненными фактами можно связать эту особенность творчества Тютчева?
- Увлечение философией Шлегеля, который рассматривал природу как некое живое неделимое существо.
И опять ответственность художника перед Творцом.
6.SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
* Молчание! (лат.).
<1829>, начало 1830-х годов
-Почему молчи?
Здесь опять идёт противопоставление двух разных философий: восточной и западной
Слайд 13
Какая пословица отражает идею этого стиха? (Молчание-золото, слово-серебро)
Это стихотворение переплетается со стихотворением
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
27 февраля 1869
X. Итак, подведём итог урока.
-Каков же взгляд на мироустройство у Тютчева?
Слайд 14 Ключевые слова:
Домашнее задание. Пронализировать стихотворение, объяснить, какие иррациональные образы помогают читателю понять философию стиха.
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Сентябрь 1870
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
Презентация к уроку литературы "Пейзажная лирика А.С.Пушкина" 8 класс
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"
Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....
Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....
Приём "Двойной дневник". Карточка по литературе "Философская лирика Ф.И. Тютчева"
Приём технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "Двойной дневник". Карточка по теме "Философская лирика Ф.И. Тютчева"....
Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...