Интегрированный урок литературы в 6 классе.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пенькова Елена Александровна
Данная тема изучается в 6 классе по литературе по программе А.В. Гулина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moego_uroka.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы в 6 классе

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Вечность и забвение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 Учитель:  Пенькова  Елена  Александровна

2012 – 2013 учебный год

Тема. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Вечность и забвение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели:

  • Познакомить обучающихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.
  • Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.
  • Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.
  • Воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу, уважение к памяти предков.
  • Смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности обучающиеся придут к решению проблемного вопроса: «Что важнее в жизни человека, Вечность или Забвение».
  • Формировать исследовательские навыки обучающихся, умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах.
  • Развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление обучающихся.

 

Ход урока.

Эпиграфы  к уроку.

Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего».

Т.Котарбиньский

(Польский философ)

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

М.Ю. Лермонтов

I.Орг. момент.

II.Посещение музея.

Учитель:

На слайдах представлены репродукции картин известных художников

(Слайд № 3,4,5,6)

( Васнецов «Богатырь», Васнецов «Три богатыря», Заболоцкий «Старый солдат», Герасимов «М.Кутузов под Бородином», Васнецов «Витязь на распутье»).

  • Что представлено перед вами?
  • Чем объединены репродукции?
  • Кто является героем представленных картин?
  • Кого, по-вашему, можно назвать героем?

III. Лексическая работа.

Прочитаем, как определяется значение   данного понятия в «Толковом словаре».

(Слайд № 7)

ГЕРОЙ, -я, м.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.

     2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии.

    3.Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.

4.  Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание). Г. дня. * Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.  Город-герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воины …….)

IV. Целеполагание.

  • Каким предстает народный герой в живописи?
  • Почему именно эти люди стали персонажами полотен?

Вывод:

(Данные персонажи оставили глубокий след в душах, памяти людей, истории. Именно поэтому их образы запечатлены в  исторических произведениях).

Учитель:

След, оставленный в памяти народа, - достояние нравственных или материальных ценностей?

Учитель:

Попытайтесь сформулировать цели нашего урока.

V. Работа с эпиграфом урока (Слайд № 2)

  • Как вы понимаете слова известных мыслителей?
  • С какими понятиями ассоциируются у вас прочитанные цитаты?

VI.Беседа.

Сравните репродукции представленных картин ? (Слайд № 3,4,5,6)

  • Что общего и в чем различие полотен?

( Отличие - отображены разные исторические периоды

Общее – один герой – символ героизма народа)

  • Символом чего выступает русский богатырь?
  • Какому историческому событию посвящена третья репродукция?

(Бородинская битва)

  • Что вы знаете о Бородинском сражении?(Слайд № 11, 12,13)

Учитель:

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, проявившей мужество, сплоченность, самоотверженность в трудную минуту. Бородинскому сражению посвящены многие исторические исследования, героев битвы воспевали поэты и художники, скульпторы и композиторы.

Список картин, посвященных Бородинской битве:

Заболоцкий «Старый солдат»,

Герасимов «М.Кутузов под Бородином»

Верещагин «Конец Бородинского сражения»

Так события Бородинской битвы представлены авторами полотен в живописи.

  • Каким в вашем воображении предстает образ героя в живописи?

Учитель:

Теперь мы проследим, как отражено данное историческое событие в литературе.

  • Какие литературные произведения посвящены данному событию?

(М.Ю. Лермонтов «Поле Бородина»,

М.Ю. Лермонтов «Два великана»,

И.А. Крылов «Волк на псарне»).

VII. Анализ эпизода.

1.Выразительное чтение обучающимися ( по ролям) отрывка  из стихотворения.

2. Беседа.

  • В чем особенность формы данного стихотворения?

(форма - диалог)

  • Что такое диалог?
  • Какие два лица ведут диалог?

(молодой и старый солдаты)

Вывод:

 Диалог поколений.

VIII. Проблемный вопрос:

Определите, как, при помощи каких художественных средств автором обозначена проблема взаимоотношений поколений?

( использование иронии «Богатыри – не вы…»)

Вывод:

Это мысль-жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел.

IX. Поисково-исследовательская работа (в группах).

1.Соотнесите исторические данные предложенной вам таблицы с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Сопоставьте исторические факты со строками стихотворения.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве

 3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

 Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Ответ:

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве

Мы долго молча отступали…

. 3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

 Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денек!..

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Изведал враг в тот день немало…

"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»

Вот затрещали барабаны…

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Вывод учащихся:

Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Учитель:

Мы с вами работаем с художественным текстом, который предполагает вымысел. Где, с вашей точки зрения, в данном стихотворении вымысел?

Цель  работы   групп – найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы.

Карточки с вопросами дети получают заранее.

1. В чём  заключается  правда истории  в стихотворении?  (Эпизоды Бородинского боя).

2.Мог ли знать М.Ю. Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

3. Какие чувства овладевают солдатами во время боя?

4.Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?

5.С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Вывод: 

Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними. 

Учитель:

  • Чем обьясняется победа русских воинов? Аргументируйте ответ цитатами из текста.

(Солдаты горячо любят Родину, этим обьясняется их отвага, героизм, беззаветная преданность Отечеству).

«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!»

(Русский воин верен Отчизне. Он умрет, но не изменит.)

«И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой!»

  • Какими чертами характера наделяет  поэт русского воина?

Их поступки ассоциируются у вас с какими из предложенных понятий?

(ПАМЯТЬ                                                        ЗАБЫТЬЕ

ВЕЧНОСТЬ                                                      ЗАБВЕНИЕ)

Учитель:

Цель работы каждой группы–охарактеризовать образ рассказчика. 

  • От чьего лица ведется повествование?
  • Кто такой рассказчик?

М.Ю. Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика». (Учащиеся получают таблицы с заполненным левым столбцом)

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

ВЫВОДЫ: главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат,остается безымянным.

М.Ю. Лермонтов не дает описания рассказчика.

Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Впервые поэтическим языком заговорил о великом событии национальной истории не генерал, не офицер, а простой русский солдат.

Рассказчик дважды говорит "Я” , а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

Какие чувства, по-вашему,  испытывает старый русский солдат?

Учитель:

Вернемся с вами к работе с понятием ГЕРОЙ.

Проанализировав образную систему стихотворения,  определите черты, присущие ГЕРОЮ.

Мы с вами увидели картину жизни, изображенную автором.

  • Как эта картина воздействует на наши чувства?
  • При помощи каких приемов автор создает широкую красочную картину?

Цель работ для групп – найти  средства художественной выразительности в тексте.

В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни.  Ваша задача - найти их.

(ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА ДАЁТСЯ ЗАРАНЕЕ)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Лексические средства

Глаголы двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали

Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Ассонанс

Повторение звука у

Создает образ пролетающего ядра

Инверсия

Носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало,

Подчеркивает смысловую значимость данных глаголов, меняет интонацию стихотворения, которое здесь должно читаться быстрее, динамичнее

Риторическое восклицание

Ну ж был денек!

Вам не видать таких сражений!

Наш рукопашный бой!

Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Учитель:

  • Какова роль художественных средств в стихотворении?

(Художественное изображение исторического события, художественное создание картины жизни).

  • Мы с вами проследили особенности образа героя в живописи и литературе. Попытайтесь проанализировать, какие люди оставляют след  в истории и в памяти народа.
  • С какой категорией понятий можно соотнести их образы?

(ПАМЯТЬ                                                        ЗАБЫТЬЕ

ВЕЧНОСТЬ                                                      ЗАБВЕНИЕ)

X. Рефлексия.

Вернемся с вами в музей (Слайд №7).

Герои – сказочные, указатели – сказочные:

  1. «Направо пойдешь – жизнь потеряешь, честь сохранишь».
  2. «Налево пойдешь - честь  потеряешь, жизнь сохранишь».
  3. «Прямо пойдешь – чему быть, то и сбудется».

Чем, на ваш взгляд, отличаются указатели?

( В третьем тезисе присутствует выбор)(слайд № 21)

XI. Сочинение – миниатюра(Слайд№ 23)

Герои сказок, из которых предлагались цитаты, совершали вымышленный выбор, а нам с вами предстоит совершить это по-настоящему (Слайд №22)

Мир ВЕЧНОСТИ или мир ЗАБВЕНИЯ мне ближе?

Какой жизненный путь я выбираю?

Глубокий след, оставленный человеком, - это память…..

Написание сочинения.

Чтение двух сочинений вслух.

XII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание :

  • Выучить определения, указанные на слайде( слайд № 24,25)
  • Выучить наизусть стихотворение.
  • Подобрать цитаты о смысле жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...

Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)

Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...