Урок литературы. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" соответствует ФГОС. На уроке развития речи пятиклассники учатся составлять сравнительную характеристику героев литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voloshina_v.p._zhilin_i_kostylin._sravnitelnaya_kharakteristika_geroev.docx | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») |
Урок литературы в 5 классе |
Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» |
2014 г. |
Тема урока: Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев
Комментарий к уроку: Данный урок разработан на основе авторской программы В.Я. Коровиной. На уроке использованы интернет - ресурсы (минутка здоровья), презентация и мультимедийный кроссворд по теме.
Цели:
- Повторить содержание прочитанного произведения; формировать умение воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
- Увлечь школьников художественным совершенством рассказа, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина.
- Определить степень понимания текста. Формировать умение вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров, составлять сравнительную характеристику на основе выявленных сходств и отличий в поведении героев; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина (два характера – две судьбы).
- Формировать навык принятия и сохранения учебной задачи, планирования (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану.
- Формировать умение составлять монологическое высказывание, способности к рефлексии.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах, в группах
Технология: развитие критического мышления через чтение, здоровьесбережения, проблемного обучения.
Методы: поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее).
Оборудование: рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», интерактивная доска, компьютер, мультимедийный кроссворд, презентация,
Планируемые результаты
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные (универсальные учебные действия)
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Беседа. Слайд 3 – 4..
- Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза?
- Кто нарушил этот уговор и при каких обстоятельствах?
- Как вёл себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял?
- Взаимопроверка плана к эпизодам «В плену», «Первый побег», «Путь Жилина домой».
- Рефлексивная остановка. Комментирование оценок.
Кроссворд. Слайд 5 – 6.
Смена вопрос, картинка, ответ происходит по щелчку.
Вопросы к кроссворду:
- Назовите имя героини рассказ «Кавказский пленник. Дина
- Кто главный герой рассказа? Жилин
- В какое время года происходили описанные события? Осенью
- Что делал для детей Жилин? Игрушки
- Какой приём использует автор для характеристики героев рассказа? Антитеза
- Что мешает Жилину бежать из плена? Колодки
Ученики разгадывают кроссворд по тексту рассказа «Кавказский пленник».
- Минутка здоровья. Гимнастика для глаз.
- Постановка проблемы. Слайд 7.
Как ведут себя герои рассказа?
Почему Л.Н.Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
- Объявление темы урока и мотивация учебной деятельности.
В каком эпизоде сравнивается поведение Жилина и Костылина? Слайд 8.
Для сравнения героев необходимо основание. Что у Жилина и Костылина общее?
- Оба оказались в плену.
«Говорящие» фамилии. Слайд 9.
- Работа в группах.
Анализ эпизода. Карточки с заданием
- «В плену». Слайд 10
Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену?
- «Первый побег». Слайд 11
Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина?
- «Путь домой». Слайд 12
Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину?
Ученики заполняют свою часть таблицы, делают вывод о главных героях рассказа.
Анализ эпизода. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Эпизод | Вопросы для обсуждения | Жилин | Костылин |
«В плену» | Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену? |
твёрд в решении не давать более 500 рублей и этим вызывает уважение врагов.
вымышленный адрес, надеется только на себя. Страстно стремится вырваться из плена, умеет войти в доверие к врагам. Наблюдателен, решителен, добр и трудолюбив. Не может сидеть без дела, у него золотые руки. Стремится доставить радость детям. Дружит с Диной. |
Жилину в подготовке к побегу, но и испытывает страх и только мешает своему товарищу. |
«Первый побег» | Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина? | Готовится к побегу: знакомится с местностью, делает подкоп, прикармливает собак, запасает еду. Не бросил Костылина. | Испытывает страх и надеется на выкуп. Возможно, предал бы, как в первый раз. |
«Путь домой» | Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину? | Верен дружбе: предлагает Костылину бежать. Заботится о безопасности девочки: велит Дине отнести шест обратно. | Костылина выкупили. |
Вывод Добрый и терпеливый, смелый и трудолюбивый Жилин вызывает симпатии, а трусливый и безвольный Костылин достоин осуждения. |
- Ответ на проблемный вопрос.
- Устное словесное рисование.
Нарисуйте словесный портрет Жилина и Костылина. Слайд 13.
- Письменный ответ на вопрос.
Как вы относитесь к Жилину и Костылину? Слайд 14.
- Рефлексия. Слайд 15.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Оцените свою работу на уроке.
- Дифференцированное домашнее задание. Слайд 16.
Написать сочинение.
На «4», «5» - «Жилин и Костылин: разные судьбы».
На «3», «4» - «Как Дина помогла Жилину?»
Приложение 1
Технологическая карта
№ п\п | Этап урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль |
1. | Актуализация знаний | Увлечь школьников художественным совершенством рассказа, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за характерами Жилина и Костылина. Определить степень понимания текста | Слайд 3 - 4
Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза? Кто нарушил этот уговор и при каких обстоятельствах? Как вёл себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял? Проверка плана к эпизодам «В плену», «Первый побег», «Путь Жилина домой».
Слайд 5 – 6 | Отвечают на вопросы. Читают план к эпизоду. Разгадывают кроссворд | Определение степени понимания текста Вэаимопроверка Оценка экспертов Самооценка |
2. | Минутка здоровья | Сохранение здоровья учеников, формирование культуры чтения | Электронная физкультминутка http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html | ||
3. | Постановка проблемы | Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Слайд 7 | |||
4. | Анализ эпизодов | Формировать умение вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров. | В каком эпизоде сравнивается поведение Жилина и Костылина? Слайд 8 «Говорящие» фамилии. Слайд 9 | Наблюдение за образами Жилина и Костылина. | Устное высказывание |
5. | Работа в группах. | Формировать навык принятия и сохранения учебной задачи, планирования (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, действия по плану. | Активизирует работу, консультирует обучающихся Слайд 10 - 12 | Заполнить свою часть таблицы. | Оценка учителя. |
6. | Ответ на проблемный вопрос. | Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? | |||
7. | Устное словесное рисование | Формирование навыка монологического высказывания | Нарисовать словесный портрет Жилина и Костылина. Слайд 13 | Рисуют словесный портрет Жилина и Костылина | Взаимооценка |
8. | Результат | Ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Как вы относитесь к Жилину и Костылину? Слайд 14 | Письменный ответ на вопрос | Оценка учителя |
9. | Рефлексия | Формировать способности к рефлексии | Слайд 15 Что нового узнали на уроке? Чему научились? Оцените свою работу на уроке. | Устное высказывание | |
10. | Домашнее задание | Дифференцированное | Написать сочинение «4», «5» - «Жилин и Костылин: разные судьбы». «3», «4» - «Как Дина помогла Жилину?» |
Приложение 2
Методические рекомендации к кроссворду
Смена вопрос, картинка, ответ происходит по щелчку.
Вопросы к кроссворду:
- Назовите имя героини рассказ «Кавказский пленник. Дина
- Кто главный герой рассказа? Жилин
- В какое время года происходили описанные события? Осенью
- Что делал для детей Жилин? Игрушки
- Какой приём использует автор для характеристики героев рассказа? Антитеза
- Что мешает Жилину бежать из плена? Колодки.
Приложение 3
Карточки с заданием
- «В плену»
Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену?
- «Первый побег»
Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина?
- «Путь домой»
Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину?
Приложение 4
Анализ эпизода. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Эпизод | Вопросы для обсуждения | Жилин | Костылин |
«В плену» | Как ведут себя герои при встрече с врагом? Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену? | ||
«Первый побег» | Почему первый побег пленников был неудачным? Как бы поступил Костылин на месте Жилина? | ||
«Путь домой» | Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным? Почему Дина помогла Жилину? | ||
Вывод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика
Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Урок химии в 10 классе "Сравнительная характеристика алканов и алкенов"
Тип урока: обощение и систематизация знаний с элементами контроля по темам "Алканы" и "Алкены"...
Презентация к уроку литературы "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев"
Презентация подготовлена к уроку литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев". В неё включен кроссворд по рассказу ...
Урок литературы в 7 классе. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (По повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи. Сравнительная характеристика литературных героев....
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...
План – конспект урока химии в 10 классе «Сравнительная характеристика предельных и непредельных углеводородов ».
Урок - обобщение по темам "Алканы. Алкены" дает возможность закрепить и систематизировать материал используя разнобразные формы работы....