Урок химии в 10 классе "Сравнительная характеристика алканов и алкенов"
учебно-методический материал (химия, 10 класс) по теме
Тип урока: обощение и систематизация знаний с элементами контроля по темам "Алканы" и "Алкены"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок химии в 10 классе "Сравнительная характеристика алканов и алкенов" | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Углеводороды».
Урок 5. Сравнительная характеристика алканов и алкенов.
Цели
образовательные: обобщение и систематизация знаний об алканах и алкенах с точки зрения их строения, изомерии и номенклатуры, способов получения, физических и химических свойств, развитие умения составлять и называть формулы изомеров и гомологов;
развивающие: развитие умения выстраивать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами; развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать;
воспитательные: воспитание желания продуктивно общаться и помогать друг другу в процессе групповой работы.
Дидактическая структура Методическая структура | Содержание учебного материала | Взаимодействие | Результат | Время | |
учителя | ученика | ||||
I. Организационный этап | Размещение уч-ся в классе (рабочие четверки). | Организует готовность к уроку | Выполняют требования учителя | Уч-ся готовы к уроку | 1 мин |
II.Этап установления преемственных связей | 1. Интеллектуальный хоккей | Контролирует, консультирует | Задают друг другу вопросы, корректируют неверные ответы | Актуализация знаний по предыдущей теме | 2-3 мин |
III. Мотивационный этап | Формулирование целей урока: обобщение и систематизация знаний об алканах и алкенах с точки зрения их строения, изомерии и номенклатуры, способов получения, физических и химических свойств, развитие умения составлять и называть формулы изомеров и гомологов. | Совместно | Совместно | Мотивация уч-ся к обучению | 1 мин |
IV. Основной этап |
|
|
| 1-4.Достижение цели урока. | 10 мин 7 мин 10 мин 10 мин |
V. Итоговый этап | 1. Устное подведение итогов. 2. Домашнее задание: §11-12, №4-5 (стр.101) | 1. Каждый учащийся получает две оценки: первую – из оценочного листа, вторую - по итогам теста. 2. Объясняет | 1. Делают заключение о том, достигнуты ли цели урока. 2. Записывают | Рефлексия | 2 мин
|
Приложение 1
Сравнение алканов и алкенов
Признак | Алканы | Алкены |
Общая формула | ||
Типы связей меду атомами углерода | ||
Типы гибридизации | ||
Число гибридных облаков атомов углерода | ||
Длина связей | ||
Валентный угол | ||
Форма молекулы | ||
Типы изомерии | ||
1) по углеродному скелету | ||
2) по положению кратной связи | ||
3) межклассовая | ||
4) по положению заместителей | ||
5) геометрическая | ||
Химические свойства | ||
Реакции свободнорадикального замещения | ||
Реакции электрофильного присоединения | ||
Реакции свободнорадикального присоединения | ||
Реакция Коновалова | ||
Дегидрирование | ||
Гидрирование | ||
Галогенирование | ||
Гидрогалогенирование | ||
Гидратация | ||
Горение | ||
Термическое разложение | ||
Изомеризация | ||
Ароматизация | ||
Каталитическое окисление | ||
Полимеризация | ||
Окисление | ||
Способы получения | ||
Выделение из природного сырья | ||
Изомеризация | ||
Гидрирование алкенов | ||
Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых кислот | ||
Синтез Вюрца | ||
Гидролиз карбидов | ||
Крекинг нефтепродуктов | ||
Дегидрирование предельных углеводородов | ||
Дегидратация спиртов | ||
Дегидрогалогенирование | ||
Дегалогенирование |
Сравнительная характеристика алканов и алкенов Приложение 2
Вариант №1
- Гомологами не являются
1) октан и метан
2) бутен-2 и пентен-2
3) пропан и бутен-1
4) этан и гексан - Изомером 2-метилпропана является вещество, имеющее структурную формулу
1) СН3─СН2─СН2─СН3 3) СН3─СН2─СН3
2) СН3─СН─СН2─СН3 4) СН3─СН─СН3
│ │
СН3 СН3 - В молекуле 2-метилбутена-2 гибридизация орбиталей углеродных атомов
1) только sp3 3) sp3 и sp2
2) только sp2 4) sp3 и sp - Для алканов характерны реакции
1) гидратации 3) гидрирования
2) галогенирования 4) гидрогалогенирования - Верны ли следующие суждения?
А. Алканы вступают в реакцию полимеризации
Б. Этилен обесцвечивает раствор перманганата калия
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Вариант №2
- Гомологами являются
1) этен и метан
2) циклобутан и бутан
3) пропан и бутан
4) этин и этен - Цис-транс-изомерия характерна для
1) этилена 2) бутена-2 3) бутана 4) бутина-2 - Атомы углерода в состоянии sp3 –гибридизации находятся в молекулах
1) бензола 3) этана
2) этилена 4) ацетилена - Бутан может реагировать с
1) водой 3) натрием
2) раствором перманганата калия 4) хлором при ярком освещении - Верны ли следующие суждения?
А. Метан может быть получен по реакции Вюрца
Б. Метан не вступает в реакции присоединения
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Вариант №3
- К гомологам относятся
1) пропан и гексан
2) бутан и бутен-1
3) этанол и диметиловый эфир
4) уксусная кислота и уксусный альдегид - Изомерами являются
1) бензол и фенол 3) гексан и 2-метилпентан
2) метан и метанол 4) этанол и уксусная кислота - Все атомы углерода в состоянии sp2 –гибридизации находятся в молекуле
1) этена 3) пропина
2) бутана 4) пропана - Какое из веществ вступает в реакцию гидратации в соответствии с правилом Марковникова?
1) СН3 ─ СН2 ─ СН3 3) СН3 ─ СН ─ СН2 ─ СН3
│
СН3
2) СН3 ─ СН ═ СН2 4) СН2 ═ СН2 - Верны ли следующие суждения?
А. Как бутан, так и бутен-1 вступают в реакции присоединения водорода
Б. Как бутан, так и бутен-1 вступают в реакции окисления
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Вариант №4
- Гомологом этана является вещество, формула которого
1) СН3 ─ СН3 2) СН2 ═ СН2 3) СН3 ─ ОН 4) СН4 - Изомерами являются
1) пентан и пентадиен 3) этан и ацетилен
2) бутен-1 и бутен-2 4) этанол и уксусная кислота - В молекуле пропена атомы углерода находятся в состоянии гибридизации соответственно:
1) sp2 , sp2 , sp3 3) sp3 , sp2 , sp
2) sp , sp , sp3 4) sp2 , sp , sp3 - Как предельные, так и непредельные углеводороды реагируют с
1) водородом 3) бромной водой
2) хлором 4) углекислым газом - Верны ли следующие суждения?
А. Пропен не вступает в реакции гидрирования
Б. Пропен вступает в реакцию с хлороводородом согласно правилу Марковникова
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Приложение 3
Оценочный лист
Группа №_________
Фамилия, имя | Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"
Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород". Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...
Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.
Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....
Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"
Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения представляют особенно широкие ...
Строение и свойства алканов и алкенов (базовый уровень)
Тест позволит проверить знания учащихся по вопросам строения и свойств алканов и алкенов. Для изучения органической химии на базовом уровне....
Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс
Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс...
01.11.2021 Химия Группа 134В Практическая работа№2. Тема «Химические свойства алканов и алкенов. Получение алкенов».
ЗАДАНИЕ:1.Просмотрите видеоопыты, пройдя по ссылкам Получение этилена и горение https://www.youtube.com/watch?v=n7VMP9bh0g4Взаимодействие этилена с бромом https://www.youtube.com/watch?v=ktmP42k...
03.11.2021 Химия Группа 134А Практическая работа№2. Тема «Химические свойства алканов и алкенов. Получение алкенов».
ЗАДАНИЕ:1.Просмотрите видеоопыты, пройдя по ссылкам Получение этилена и горение https://www.youtube.com/watch?v=n7VMP9bh0g4Взаимодействие этилена с бромом https://www.youtube.com/watch?v=ktmP42k...