Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сарычева Елена Юрьевна

Цели  урока:

  • закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное  Зерно»;
  • освоение и закрепление теоретических понятий (литературная балла, анафора, стилизация), способствующих более глубокому постижению конкретного произведения;
  • формирование аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, развитие  речевых навыков; развитие критического отношения к окружающему миру через технологию развитие критического мнения;
  • приобщение к культурному наследию английской литературы,  формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_r.berns_dzhon_yachmennoe_zerno.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

(с использованием  технологии критического мышления)

Сарычева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №5»

г.Кольчугина Владимирской области.

ТЕМА  УРОКА:  Вечные  ценности в балладе  Р.Бернса «Джон Ячменное Зерно».

ЦЕЛИ УРОКА: 

  • закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных

 черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное

 Зерно»;

  • освоение и закрепление теоретических понятий (литературная балла, анафора, стилизация), способствующих более глубокому постижению конкретного произведения;
  • формирование аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, развитие  речевых навыков; развитие критического отношения к окружающему миру через технологию развитие критического мнения;
  • приобщение к культурному наследию английской литературы,  формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

ЗАДАЧИ  УРОКА:

  • Образовательные: изучить балладу Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
  • Развивающие: развивать способности учащихся к анализу информации и на этой основе выявлению  проблем; совершенствовать умение определять основной конфликт произведения, характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения. Развивать творческое мышление в ситуации необходимости принятия нестандартных решений;  
  • Воспитательные:  формировать навыки ролевого взаимодействия при работе в команде.  Способствовать формированию чувства патриотизма.

ЗНАНИЯ,  УМЕНИЯ,  НАВЫКИ,  КАЧЕСТВА:

  • Знания:  содержание баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», полноценное представление о жанре баллады;
  • Умения: называть отличия между фольклорным и литературным произведением; характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;  создавать собственный литературный текст на заданную тему.
  • Навыки:   анализа художественного текста малого жанра, сравнения характеров героев разных произведений (характеристика героя: взаимоотношения с другими персонажами,  авторское отношение к герою, нравственная оценка поступков героя);
  • Качества: инициативность, креативность в процессе   взаимодействия и сотрудничества.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедиа – комплект.
  2. Портрет Р.Бёрнса.
  3. Презентация урока.
  4. Таблицы «Знаю», «Хочу» и «Узнал».
  5. Текст баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное зерно», текст стихотворения Е.Евтушенко «Ванька-Встанька».

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Актуализация имеющихся знаний

 

Пробуждение интереса к теме.

Мозговая атака

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Слово учителя:

- Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия…

Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные.

Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.

А теперь игра «Верите ли вы?...»

Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании?

Верите ли вы, что шотландского языка не существует?

Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон?

А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари,  и проверьте свои ответы.

Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её.

Выбирают выступающих и зачитывают ответы.

Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины.

Реализация индивидуального домашнего задания.

Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии

Осмысление

 

 

 

 

 

Получение новой информации.

 

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Вы, наверное,  догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом.

Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно».

Запись темы в тетради.

В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников.

Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд?

Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей - что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке.

Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока.

Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады.

Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады.

На слайде презентации – определение баллады с пропусками.

Учитель:

Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать,  а её художественные возможности привлекали к себе внимание  как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация. 

На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма.

Записи в тетради.

Учитель:

Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс.

 Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…»

 Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения.

Работа с текстом баллады

Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно».

Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/

Ключевые вопросы для анализа текста

Докажите, что это баллада.

На чём строиться сюжет?

Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает  автору превратить колос в живое существо?

Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки?

Такой приём называется анафора. Запись в тетради.

Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады?

Найдите слова, описывающие героя.

Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора?

Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады?

Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости  и стойкости народа.

Слайд презентации.

А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады.

Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном?

В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна.

Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным. 

Джон – народное имя. Он живёт каждом  шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа?

- Иван.

Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта.

Обобщение:

Оба произведения глубоко патриотичны

Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь…

Реализация индивидуального домашнего задания.

Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу ЗХУ

Знаю (предполагаю)

*
*
* ........

Хочу узнать

*
*
* ........

Узнал

*
*
* ........


– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.

Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные

Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение стилизации в тетрадь.

Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.

Находят примеры анафоры в тексте.

Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений  в начале строки, строфы или стиха.

Находят и зачитывают описание героя.

Находят выражение авторской позиции

Обсуждают в группе варианты ответов.

Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения.

Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька»  в исполнении учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

 

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления.

Составление синквейна.

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

1 строка — любое существительное

2 строка — два прилагательных — эпитета

3 строка — три глагола движения

4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)

–– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;
– отвечают на вопросы одноклассников.

– Составляют синквейн «Вечные ценности»,  представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).

Заключительный этап

 

Называют последнее слово синквейна.

 

Те, у которых есть "совпадения", поднимают руки

(40-50 %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Л.Толстого "Зерно с куриное яйцо"

Изучение в 6 классе рассказа Л. Н. Толстого «Зерно с куриное яйцо»[1] (урок вдумчивого чтения).Изучение творчества Л. Н. Толстого в школе всегда связано с решением важных нравственных задач...

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Урок окружающего мира "Как из зерна получилась булка"

Из презентации учащиеся узнают , какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол....

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Урок по УП по теме "Хранение зерна"

Даное занятие проводится на первом курсе со студентами обучающимися по профессии "Управляющий сельской усадьбой"...

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...