Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"
методическая разработка (6 класс) по теме

Сысоева Елена Николаевна

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с понятием народная баллада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы 6 класс42.57 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Конспект урока в технологии критического мышления

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Сысоева Елена Николаевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова»

Республика/край

Ленинградская область

Город/поселение

г. Кировск

Предмет

Литература

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

6 класс, 30 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Литературная баллада. Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Учебник: А.Г.Кутузова Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для школ и классов с  углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Дрофа, 2007 г.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок  литературы на основе технологии критического мышления  с применением различных приемов АМО.

Урок анализа  художественного  произведения «Джон Ячменное Зерно» проводится после урока, на котором  состоялось знакомство жанром баллады.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе обучается 30 человек, мальчиков – 10, девочек – 20. Коллектив этого класса состоит из учащихся, которые совместно учатся с первого класса. Мотивация к учению у большинства учеников сформирована: они стремятся к знаниям, внимательны и работоспособны на уроках, добросовестны в выполнении домашних заданий. Но другая (меньшая) часть класса   пассивна в учебной деятельности.

В классе 12 человек явно одаренных, соотношение гуманитарных и математических способностей примерно равное, со смешанным типом восприятия примерно треть класса. Аудиалов -8 человек, визуалов – 14, кинестетиков - 8 . Способность к аналитическому мышлению средняя. Учащиеся умеют сравнивать, выделять главное, рефлексировать в заданных рамках, но абстрагировать и классифицировать затрудняются.

Эмоциональный климат в классе благоприятный.

Ребята  открыты, терпимы, доброжелательны друг к другу. Неформальное деление класса на группы существует, но конфликтов между ними не наблюдается. Явных лидеров в классе нет, но группа детей, успешных в учебе, спорте, хорошо развитых и воспитанных, благотворно влияет на класс.

Планируемый урок  будет способствовать развитию способностей к абстрагированию и развитию инициативы  и творческих способностей учащихся.

Цели урока

  1. закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре;

создание  условий для выявления основных черт литературной баллады  на примере баллады

  Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»;

  1. освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретного произведения;
  1. формирование аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, развитие  речевых навыков; развить критическое отношение к окружающему миру через стратегии технологии РКМЧП
  1. приобщение к культурному наследию английской литературы,  формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Задачи урока

Образовательные: изучить балладу Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее, совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать способности учащихся к анализу информации и на этой основе выявлению  проблем; совершенствовать умение определять основной конфликт произведения, характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения. Развивать творческое мышление в ситуации необходимости принятия нестандартных решений;  

Воспитательные:  формировать навыки ролевого взаимодействия при работе в команде.    

способствовать формированию чувства патриотизма.

                       

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока  

Знания:  содержание баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»,

полноценное представление о жанре баллады;

Умения: называть отличия между фольклорным и литературным произведением;

характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

создавать собственный литературный текст на заданную тему.

Навыки:   анализа художественного текста малого жанра, сравнения характеров героев разных произведений;

Качества: инициативность, креативность в процессе   взаимодействия и сотрудничества.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Содержание баллады «Джон Ячменное Зерно»

Теоретические знания: литературная балла, анафора, стилизация.

Характеристика героя: взаимоотношения с другими персонажами,  авторское отношение к герою, нравственная оценка поступков героя.

Проблематика произведения, актуальность нравственных проблем.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

  1. Мультимедиа – комплект.
  2. Портрет Р.Бёрнса
  3. Презентация по содержанию урока в формате мультимедиа
  4. Таблицы «Знаю» «Хочу» и «Узнал»
  5. Текст баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное зерно», текст стихотворения Е. Евтушенко «Ванька-Встанька»


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Контроль

Организационный момент

Вызов

Актуализация имеющихся знаний

 

Пробуждение интереса к теме.

Мозговая атака

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Слово учителя:

- Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия…

Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные.

Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.

А теперь игра «Верите ли вы?...»

Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании?

Верите ли вы, что шотландского языка не существует?

Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон?

А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари,  и проверьте свои ответы.

Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её.

Выбирают выступающих и зачитывают ответы.

Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины.

Реализация индивидуального домашнего задания.

Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии

Парная.

Групповая.

Групповая

Индивидуальная

Заслушивание.

Взаимоконтроль

Заслушивание

Осмысление

 

 

 

 

 

Получение новой информации.

 

 

 

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Вы, наверное,  догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом. Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно».

Запись темы в тетради.

В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников.

Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд?

Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей - что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке.

Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока.

Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады.

Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады.

На слайде презентации – определение баллады с пропусками.

Учитель:

Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать,  а её художественные возможности привлекали к себе внимание  как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация. 

На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма.

Записи в тетради.

   Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс.

 Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…»

 Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения.

 Работа с текстом баллады

Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно».

Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/

Ключевые вопросы для анализа текста

Докажите, что это баллада.

На чём строиться сюжет?

Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает  автору превратить колос в живое существо?

Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки?

Такой приём называется анафора. Запись в тетради.

Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады?

Найдите слова, описывающие героя.

Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора?

Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады?

Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости  и стойкости народа.

Слайд презентации.

А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады.

Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном?

В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна.

Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным. 

Джон – народное имя. Он живёт каждом  шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа?

- Иван.

Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта.

Обобщение:

Оба произведения глубоко патриотичны

Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь…

Реализация индивидуального домашнего задания.

Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Заполняют таблицу ЗХУ

Знаю (предполагаю)

*
*
* ........

Хочу узнать

*
*
* ........

Узнал

*
*
* ........


– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.

Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные баллады.

Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение стилизации в тетрадь.

Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.

Находят примеры анафоры в тексте.

Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений  в начале строки, строфы или стиха.

Находят и зачитывают описание героя.

Находят выражение авторской позиции

Обсуждают в группе варианты ответов.

Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения.

Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька»  в исполнении учителя.

Отвечают на поставленный вопрос

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная.

Индивидуальная.

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

Заслушивание

Самоконтроль

Заслушивание

Заслушивание

Заслушивание

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

 

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления.

Составление синквейна.

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

1 строка — любое существительное

2 строка — два прилагательных — эпитета

3 строка — три глагола движения

4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)

–– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;
– отвечают на вопросы одноклассников.

– Составляют синквейн «Вечные ценности»

– представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).

Групповая

 

 

 

 Индивидуальная

Взаимоконтроль

Афиширование

 Заключительный этап

 

Называют последнее слово синквейна.

Фронтальная

 

 

Те, у которых есть "совпадения", поднимают руки (40-50 %)

Индивидуальная

Самоконтроль

На каждом этапе занятия осуществляется педагогическая поддержка учащихся в учебной и исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".

Цели  урока:закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное  Зерн...

Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению....

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...

Методическая разработка "Интегрированный урок: литература, немецкий язык. Баллада Ф.Шиллера«Водолаз» и В.А.Жуковского«Кубок»"

Данный интегрированный урок разработан для учащихся 6-х классов школы с углубленным изучением немецкого языка. Целью урока является более глубокое ознакомление со страной изучаемого языка и ее культур...

Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...