Творчество поэта- земляка Шабанова Василия Васильевича
методическая разработка по литературе на тему
Этот классный час знакомит учащихся с жизнью и творчеством нашего поэта Шабанова В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_shabanov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Творчество поэта-земляка Шабанова Василия Васильевича.
Цель классного часа
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта - земляка Василия Васильевича Шабанова.
- познакомить учащихся с понятием рифма.
- стимулировать развитие творческих способностей учащихся;
- формировать интерес к слову, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас слов, учить осознанному выразительному чтению.
-воспитывать любовь к малой и большой Родине и бережное отношение к природе
Оборудование: таблица для выполнения дыхательных упражнений, презентация, листы бумаги для записи составленных стихов, выставка книг В. В. Шабанова
Ход классного часа
1. Организационный момент. «Гимнастика ума».
Выполним упражнения на снятие напряжения и установление психологического настроя
- Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой – на затылочную и нажать, локти отвести в стороны, опустить руки, выпрямиться, дышать легко и свободно.
- глубокий вдох через нос, выдох через нос - глубокий вдох через нос, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через нос |
2. Сообщение темы классного часа.
На уроках литературного чтения вы знакомились с произведениями многих поэтов. – Каких поэтов вы знаете?
Слайд 2. Знаете ли вы этого человека? Это тоже поэт, наш земляк Шабанов В.В.
Сегодня наш классный час посвящается творчеству поэта- земляка Василия Васильевича Шабанова. Слайд 3
Как вы думаете, почему мы будем говорить о В.В. Шабанове? ( он близок и дорог нам, потому что писал стихи о нашем крае, где мы живём , о наших заволжских степях)
3.Жизненный путь В.В. Шабанова. Чтение стихов учащимися.
Я оттуда, где светлы просторы
Где рассолом пахнут погреба,
Где в свои извечные дозоры
В небеса уходят ястреба.
О Россия, край мой голубиный.
Для друзей приветное окно,
Где других кончаются глубины,
Там твоим кончатся не дано.
Здесь на счастье сеяли подковы,
И цветы спасали от огня,
От того звенит так васильково,
Так российски имя у меня.
Это стихи нашего поэта-земляка В.В. Шабанова о своей малой Родине, которую он бесконечно любил. Василий Васильевич родился в заволжском степном краю Краснопартизанского района, Саратовской области в селе Родионовка (где через речку Сакма стоят два небольших села Родионовка и Савельевка) Оба села были родными поэту, а река Сакма стала поэту рекой детства. Родился Шабанов В. В. 13 мая 1938 года (слайд 5,6) Родился в простой, большой дружной и очень душевной крестьянской семье. В семье было пятеро детей. Василий был самым младшим. Родители его - Василий Иванович и Агафья Дмитриевна Шабановы. Отца своего Василий никогда не видел, так как он был репрессирован по ложному доносу и умер в тюрьме.(слайд7) Матери одной пришлось воспитывать и растить пятерых сыновей. Немало трудностей и горя легло на плечи матери и детей. Своей маме Василий посвятил следующие стихи. ( слайд 8)
4. Стихи о войне
Василий Васильевич говорил, мои сверстники пережили все тяготы военной поры. Его старший брат Иван Васильевич Шабанов не вернулся с войны, он отдал свою жизнь за Родину. Василий Васильевич всегда помнил своего брата фронтовика. В творчестве В. В. Шабанова много стихотворений на тему войны. У него есть такие пронзительные строки(слайд 9,10,11)
Нынче мало дедов на селе,
В нашем детстве дедов было больше.
Спят они солдатским сном в земле,
Где-нибудь в Германии иль в Польше
Им звенят спасённые хлеба,
Солнцем мая до краёв прогреты…
А в России каждая изба бережёт солдатские портреты
Низкий поклон Василию Васильевичу за то, что он возвращает нашу память к фронтовому поколению, заставляет тревожно биться наши сердца.
ПОЧТАЛЬОН
А он всё носит похоронные,
Не засыпает по ночам,
Он сумку тихо открывал
И доставал людские радости,
И чьи-то слёзы доставал.
О, письма старые, военные,
Где в каждом чудилась беда,
Где если радости – мгновенные,
А если горе – навсегда.
Он доставал бумагу чёрную,
И навзничь падала вдова
И становились вдруг никчемными
Им припасённые слова.
Будоражат сердце пронзительные строки стихотворения «Вратари». Обращаясь к нам, Василий Шабанов призывает бережно чтить старшее поколение, гордиться подвигом отцов и дедов.
Они стояли там, под Брестом
И в танках мчались на Берлин,
Не оскверни же словом резким
Их честных, праведных седин.
Стареем мы. Стареет тело.
И мы когда-нибудь умрём
Но до конца я быть хотел бы
Твоим, Россия, вратарём!!!
5. О себе
С раннего детства Василий познал тяготы крестьянского труда и трудности жизни, пришедшие с войной. Он писал про себя: «Прошли по нелёгкой земле мои первые в жизни тропинки». На начало войны Василию Васильевичу всего было 3 года, а когда закончилась война, ему исполнилось 7 лет. Очень трудными были послевоенные годы. После войны в 10 лет он уже был подпаском, а в 12-13 работал на соломокопнителе, зерно от комбайнов отвозил на верблюдах (слайд 12)
Вот что пишет о себе Василий в своих стихах:
В заплатах весь, как тополь в листьях,
Я рос у жизни на юру.
Меня ветра учили выси,
Учили свету и добру.
Я знал приречные улоги,
Мы просыпались: я и день.
Я был подпаском-
Била в ноги росы студёная метель.
Когда же к предкам седовласым
Я вновь с расспросами приду,
Они лишь скажут: «Много Васек
У нас всегда было в роду»
Поднимусь я цветами весною
И всё то, что я в словах не сказал,
Я скажу василька синевою
И росой, что чиста, как слеза
Припаду я к василькам на взгорье,
К лопухам в постиранном долу…
Русь моя, ни в радости, ни в горе
Не следил я на твоём полу.
Знайте, люди, если ветер хлёсткий
Оборвёт и жизнь, и песнь мою,
На могильном холмике берёзкой
Я опять о Родине спою.
6. Учёба Василия в школе
Несмотря на трудности, Василий учился в Родионовкой сельской школе, а потом продолжил учёбу в средней школе посёлка Горный. Шабанов учился здесь с пятого по десятый класс. Ныне в здании располагается детский сад «Родничок»( слайд 13)
Учился Василий с большим желанием и в 1956 году успешно окончил школу в посёлке Горный.(слайд 14)
7. Воспоминания Дудаковой Анны Николаевны.( слайд15)
В то время в школе работала учительница А. Н. Дудакова. Она вспоминает. Однажды, во время урока, в школьном коридоре послышались громкий визг и топот шагов. Молодая учительница биологии, только что окончившая Саратовский государственный университет, Антонина Владимировна Рымина забежала в учительскую и с порога заявила завучу: «Больше никогда не пойду в этот класс! Как они могли? Подложили! Какая гадость!» Что же случилось?
Оказывается, мальчишки-десятиклассники положили под классный журнал маленького ежонка, увидев которого учительница страшно растерялась и побежала в учительскую. Одним из «исполнителей» идеи был Вася Шабанов. Ребята рассказали, что ежонка они нашли по дороге из Савельевки в Горный (ребята каждый день ходили за 5 км из дома в школу)
- Мы не думали, что всё так получится, - виновато оправдывались парни, - мы просто хотели пошутить. С шутниками разбирался директор. Мальчишки просили прощения за свою неудачную шутку, а Василий Шабанов сказал директору школы: «Извините, Георгий Николаевич, обещаю, что вплоть до окончания школы вы больше обо мне ничего плохого не услышите». И он своё слово сдержал.
Как ни странно, но после этого конфликта между классным руководителем Антониной Владимировной и её учеником Васей Шабановым завязалась своеобразная дружба.
Шабанов уже тогда начинал писать коротенькие стихи. В одном из них, адресованном классному руководителю и описан случай с ежонком.( 16,17) Стихи зачитывают дети со слайдов). Эти стихотворные записки Антонина Владимировна зачитывала вслух в учительской, а завуч говорила: « Вы, Антонина Владимировна, записочки – то собирайте, со временем сборник будет!»
Как в воду глядела завуч школы. Не один, а несколько стихотворных сборников вышло у В.В.Шабанова.
8. Его стихи о России, о природе; простые, доступные и красивые.
Первый сборник его стихов «Белая запруда» вышел в 1969 году в городе Саратове. Теме родины остался верен Василий и во втором сборнике стихов «Васильковое имя», вышедшем в 1971 году в Саратове. В 1974 году в Москве появился новый сборник В.Шабанова «Близкие вёрсты»
У меня в руках книга «Ромашки на асфальте» из серии « Золотое перо Руси».В этой серии изданы книги великих поэтов: Блока, Есенина, Пушкина и в том числе и В.В. Шабанова. Губернатор нашей Саратовской области Ипатов Павел Леонидович оказывал содействие в появлении этой книги, потому что Шабанов любимый его поэт, и он знает и читает наизусть его стихи (слайд 18) Послушайте стихи В.В. Шабанова о любви к своей малой и большой Родине.(слайд19)
Мне мой край вовек не отоснится,
Как в медалях – в дынях огород,
И ромашки, словно выпускницы,
Хороводят прямо у ворот.
Я стою над речкой, на яру,
И не налюбуюсь синей-синей.
Щедро мечут спелую икру
Сазаны и окуни России
Ни сетей, ни бредня не беру.
Мир вам сазанихи, карасихи,
Мечут рыбы спелую икру,
Золотые реки у Россию
В небе – месяца копытце,
Спит рыбацкая ладья.
Ты хотя б из любопытства
Загляни в мои края.
Просто так приди в селенье,
Остальное - ни при чём,
Я тебе кусты сирени
Распахну своим плечом.
На родине поэта в Савельевской средней школе есть литературно-краеведческий уголок Василия Шабанова. Его руководителем является Любовь Ивановна Семикопова.(слайд 20) которая всё свободное от работы время (а она – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности) посвящает изучению жизни и творчества своего знаменитого земляка поэта Василия Васильевича Шабанова. Она знала его с детства, помнит его приезды в село, короткие встречи в школе, в сельском клубе, поле. Любовь Ивановна проводит со своими кружковцами экскурсии, встречи, уроки по внеклассному чтению, поэтические вечера, посвящённые В. В. Шабанова. В 1994 году в нашем Краснопартизанском районе издана книга «Тропа любви», в ней опубликованы не только стихи Василия Васильевича, но и воспоминания о нём, в том числе и статья Семикоповой Л.И«Гори, гори, моя звезда».
9 Чтение стихов о природе родного края. Детей вдохновили эти стихи и они смогли нарисовать к ним рисунки.(слайд 21)
О России шепчет мне осина
В тихом свете голубого дня,
Обниму я, как головку сына,
Золотой подсолнух у плетня.
Пустынно, тихо в поле ныне,
Лишь ветер роется в потьмах,
Ковыль, тоскуя по теплыни,
Грибною сыростью пропах,
Но мне ль грустить? Зачем?
Я знаю, что степь недаром отцвела,
Вся красота её земная
К хорошим людям перешла.
Ветер влез на сеновал,
Ночь идёт на убыль,
День зарю поцеловал в розовые губы.
Здесь ромашками, как снегом,
Всё завалено в лугах.
Залихватски держит небо
Жаворонка на руках.
А внизу в леске дубковом,
Примостился меж ветвей
Прилетевший из Тамбова
На гастроли соловей.
Я с тобою не согласен,
Ничего не говори.
Видишь, как прикрылся ясень
Алой кепочкой зари!
Тает месяца копытце,
Умывается ладья…
Ну, хотя б из любопытства
Загляни в мои края.
Среди больших событий
До мелочей ли нам?
Скворечники любите,
Воздетые к ветрам.
А среди труб и сосен,
Антенн и проводов
Они звенят на солнце
Венчая песней кров.
От Воркуты до Крыма
Пускай они стоят,
Пусть вырастают крылья
У крошечных скворчат.
Храни же мир застенчивый.
Добрая рука…
Скворечник. Словно птенчик,
Поднялся в облака.
Полыхает чудо
У неба, у воды…
Как белая запруда
Цветущие сады.
Вот яблонька зайчихой
Пригрелась у плетня.
И светится гречиха
От белого огня.
Залив туманов спелых,
Ромашковая грусть.
Не потому ли белой
Ты видишься мне, Русь?
Соцветием росинок
Осыпан горицвет.
Весенняя Россия –
Мой белый свет.
Меня кружил зелёный запах,
Бродил в стволах зелёный сок.
Катился медленно на запад
Луны соломенный возок.
Денёк – другой – и вот уж небо
Грачей опустит на поля.
В ночь опять не подморозило,
Осень липнет к каблукам.
Словно стрелы, утки с озера
Улетели к облакам.
Обогреются у солнышка
И умчатся в край другой.
Очень приятно, что дети читают лирические стихи нашего поэта, учатся любить свой край, узнают в них свои родные места.
10. А теперь поиграем
Попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Слайд 22)Хоровое чтение пропущенных слов.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
Вы справились с заданием, все слова были подобраны правильно в соответствии с рифмой.
Игра “Подбери рифму”. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 23)
Селёдка шарик | крючок лодка |
Стрелка сачок | оса барабан |
Фонарик лиса | книжка лягушка |
Тарелка морковка | мишка стакан |
Ракушка | верёвка |
Итак, РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (слайд 24)
Прочитайте простые рифмы (слайд 25)
Прочитаем стих(слайд26) Какие слова рифмуются?(зайка-стайка, шкатулку-булку)
11. Творческая работа в парах.(слайд 27)
Сейчас каждый из вас попробует стать поэтом и сочинить свои стихотворные строчки на заданные рифмы. (гномик-домик, кошка-окошко) Будем работать в парах.
Подведение итогов – чтение составленных строк.
12.Итоги классного часа(слайд 28)
Поднимите руки, кому понравился классный час?
Что нового узнали? О ком услышали впервые?
Кому хочется вновь и вновь читать стихи Василия Васильевича Шабанова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"
Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...
1150 летие Российской государственности «Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»
«Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»Publish at Calameo or read more publications.Ccылка на публикацию:http://www.calameo.com/bo...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Урок памяти Лапшина Василия Васильевича
Урок-экскурсия в школьном музее, посвященной памяти Лапшина Василия Васильевича, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, 66 лет посвятившего воспитанию подрастающенго поколения....
О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей
Из опыта работы по внеурочной деятельности на тему "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"...
Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.
Работа с наследием своего края - необходимая работа и для учителя, и для учеников. Хочется рассказать об одном направлении в этой работе....
Исследовательская работа "Моя душа открыта Вам" (по творчеству поэта-земляка Котова А.Г.)
В исследовательской работе раскрывается многогранная личность поэта -земляка Котова А.Г....