О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей
статья по краеведению (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Из опыта работы по внеурочной деятельности  на тему  "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylov_a.yu_._o_roli_tvorchestva_h.tufana.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ю.Михайлов,

МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского  муницпального района  РТ

О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана

в воспитании детей

С введением ФГОС в систему образования появилось понятие «внеурочная деятельность». В нашей школе, как и во многих других учебных заведениях, эту деятельность стали дополнять занятиями различных кружков.    Например, я веду краеведческий кружок по авторской программе «Мы – татарстанцы».

Творчеством нашего легендарнейшего татарского поэта-земляка Хасана Туфана заинтересовался в 2000 году. Судьба распорядилась так, что мы, краеведы нашей школы, оказались на открытии дома-музея поэта 13 декабря  2000 года в селе Старая Киреметь Аксубаевского района РТ. Сюда в этот день приезжал и сам первый президент Татарстана М.Ш.Шаймиев.

- Его судьба – подвиг, его личность не может не вызывать уважения. В годы репрессий этот человек провёл в заключении 16 лет, но это не сломило его духа, он не озлобился на людей, - сказал тогда Минтимер Шарипович. – Это достойный сын своего народа, он дорог всем нам.

В этот же день состоялось открытие бюста Хасану Туфану. Его автором является не менее известный скульптор Махмут Гасимов.

С тех пор прошло 16 лет. Благодаря авторской программе по дополнительному образованию детей я выпустил методическое пособие в помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям, учителям истории и литературы для проведения занятий по родному краю «Знаешь ли ты Аксубай?», в котором помещена  разработка краеведческого занятия «Жемчужина татарской поэзии», посвящённая любимому поэту. Данное занятие мы проводим каждый год в виде заочной и очной (расстояние до Старой Киремети от нас 30 км – А.М.) экскурсии по дому-музею Х.Туфана. Наша цель: воспитать чувство гражданственности и патриотизма у воспитанников кружка на примере жизни и творчества  видного татарского поэта, формировать интерес к изучению своей малой Родины.

При помощи этой разработки и, с тех пор, как открылся на родине поэта музейный комплекс, мы потянулись в этот край с нескончаемым потоком. Сюда приезжают люди, уважающие Хасана, туристы – полюбившие край поэта, краеведы – вновь и вновь открывающие для себя разного по характеру Поэта, Человека и Гражданина с большой буквы.

При изучении творчества поэта с воспитанниками среднего звена я стараюсь проводить конкурсы чтецов, отгадывание кроссвордов «Аксубаево», «Туфан», «Поэты края» и другие, составление викторин «Знаешь ли ты Аксубай?», «Знаешь ли ты Туфана?», «Славные люди Аксубаевского края», олимпиады по краеведению.

В последние годы, проблемой изучения творчества  поэта на уроках и во внеурочных занятиях  в нашей школе заинтересовались и мои воспитанники старших классов. Вместе с ними мы подготовили исследовательское занятие  на тему «Прости мне, Родина, что я не соловей…» с  использованием презентации и видеофрагментов.

На занятии работало 5 секций. Первая секция – литературоведы -  подготовили сообщения о жизни и творчестве поэта через интернет-ресурсы. Вторая – чтецы – учили наизусть стихи, готовили краткий анализ лирических произведений. Задача третьей секции – журналистов – оформить компьютерную презентацию и видеоролики, посвящённые  жизни и деятельности Хасана абы. Четвёртая секция – художники – рисовали иллюстрации к произведениям. И, наконец, пятая – музыканты – подобрали соответствующие мелодии, раскрывающие талант «дерзкого» поэта.

Таким образом, на мероприятии были озвучены  стихи поэта на трёх  языках, продемонстрирована защита своих  рисунков детьми, отгадан кроссворд «Туфан», просмотрены видеофрагменты по дому-музею поэта.

В ходе занятия  задачи, поставленные перед воспитанниками, были полностью достигнуты. Детям очень понравилось работать в разновозрастных группах. Они почувствовали себя не только в роли исследователя (кстати, требования ФГОС – А.М.), но и в роли архивиста, фотографа, оператора и продюсера.

Новизна и актуальность данного занятия заключаются в том, что здесь мы впервые используем материал на языках народов, живущих на аксубаевской земле: русском, татарском и чувашском. Такой приём работы помогает учащимся лучше понимать друг друга, воспитывает толерантность и укрепляет взаимопонимание с соседними народами.

И вот на дворе 2017 год – год 117-летия нашего легендарного Хасана Туфана. Человека, незаконно репрессированного аж! на 16 лет от своей малой Родины. Невольно вспоминаются его стихи о берёзе, которые вижу каждый раз, когда приезжаю в Старую Киреметь:

Добрый день, берёзонька, привет!

Ты на месте, ты жива-здорова,

А ведь сколько пролетело лет!

Всё ж с тобою встретились мы снова…

Туфан вернулся на родину в 2000 году. С тех пор мы – учителя и обучающиеся, родители и дети, и стар, и млад – многое узнаём о нём. Люди чаще стали заходить к нему домой, чаще стали заглядывать в его стихи,… постепенно прокладывая тропинку к  творчеству поэта.

А я, в свою очередь, горжусь тем, что смогу передавать частицу Его сердца через свои  занятия-экскурсии, викторины, кроссворды и олимпиады  детям, учащимся, воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"

Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста

В статье говорится о комплексном воздействии русских народных игр на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры русских народных пальчиковых, драматических, хо...

Татарский песенный фольклор в этномузыкальном воспитании детей

Статья на тему: "Татарский песенным фольклор в этномузыкальном воспитании детей"...

Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...