Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Мальцева Татьяна Алексеевна

Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над современными проблемами общества? Именно эту цель преследует такая форма итогового контроля как общественный смотр знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvennyy_smotr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район

Общественный смотр знаний

по поэме Н.В. Гоголя

«Мертвые души»

  «Дело, взятое из души»

               9 класс

                   

                            Урок подготовила

                            учитель русского языка и литературы

                            Мальцева Татьяна Алексеевна

                          станица Чепигинская

                                 2014 год

                                                 «Дело, взятое из души…»

Задачи: закрепить навык детального прочтения художественного произведения; развивать речь учащихся, совершенствовать монологическую и диалогическую речь; учить оценивать ответ товарища, используя убедительные доказательства.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: мультимедийный экран, иллюстрации к поэме «Мертвые души» и комедии «Ревизор», карточки с индивидуальными заданиями.

Эпиграф: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». (Н.В. Гоголь)

                          План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сценка.
  3. Конкурсы:

3.1 «Вы с ним знакомы»

3.2 «Кто же он? Тип типов»

3.3 «Узнай меня».

3.4 «Кто хозяин?»

3.5 Викторина.

3.6 «К чему таить слово?»

3.7 Созвучные отрывки.

4. Признанные гении.

5. Самооценка. Рефлексия.

6. Читайте классику…

Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем итоговый урок по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Урок- общественный смотр знаний, поэтому на нем присутствуют гости…. «Дело, взятое из души…»- тема нашего урока. Наша задача убедиться в том, что мы внимательно, не пропустив ни единого слова великого мастера, прочитали поэму, извлекли уроки и оценили юмор.

Сценка

Чичиков (вбегает в класс, как бы от сильного толчка, с дорожным баулом в руке и шляпой в другой. Остановившись посредине, оборачивается в ту сторону, откуда появился, грозит кулаком и выкрикивает). Мерзавцы! Я вам еще покажу! Вы меня еще узнаете! Никакого уважения к свободному предпринимательству! Тундра неумытая, вот вы кто! Ну ничего, Европа, да что там Европа, весь мир узнает, кто я такой… (приводит себя в порядок, отряхивает пыль с брюк, заправляет рубашку, придает форму шляпе и тут только замечает, что в классе полно народу). Ба-а, какая неожиданность! Судьбе угодно было подарить мне как награду за все мои страдания такое чудесное общество! Господа, позвольте представиться-… Но, впрочем, не стоит называть имен, попробуйте узнать меня по описанию, данному моим, так сказать, литературным отцом. Итак: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок. Нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и так, чтобы слишком молод».

   Ну что, догадались, господа? Я в этом и не сомневался, поверьте.

(На сцене появляется Художник, одет традиционно- блуза, берет)

Художник. Позвольте, как же можно не узнать великого Павла Ивановича Чичикова, ведь вы, мой дорогой, поистине бессмертны, как, впрочем, и я.

Чичиков. А, собственно, кто вы такой, сударь? Лицо ваше мне незнакомо. Уж не встречались ли мы на балу у губернатора? Нет, право, никак не могу припомнить, а между тем я вас видел где-то…

Художник. Ну как же, любезнейший Павел Иванович, уж разумеется, не могли мы не встретиться. Припомните хорошенько страницы рукописей… Никак? Ну, хорошо, помогу вам, пожалуй, да и нашим гостям в зале тоже. Слушайте, вот что сказал обо мне автор: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с  самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости… Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившем многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе».

   Видите, я даже фамилию вам назвал, теперь скажите мне, на страницах какого произведения я обрел свой образ? Вспомнили? Гениально! Конечно, это «Портрет».

Чичиков. Позвольте, так нас с вами родил, так сказать, гений одного и того же человека, и зовут его Николай…

Художник. Васильевич…

Вместе. Гоголь!

Учитель. Итак, ребята, я думаю, вы узнали гоголевских персонажей: это господин Чичиков и господин Чартков. Эти господа будут помогать нам сегодня на уроке.

   Н.В. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. А еще он был умным человеком и любил любознательных людей. Поэтому за каждый правильный ответ господин Чичиков и господин Чартков будут выдавать «смешинки» (нарисованная и вырезанная из плотной бумаги смеющаяся рожица). Победит тот, кто наберет большее количество смешинок.

                                                     Вы с ним знакомы…

Кому из героев какого произведения Н.В. Гоголя принадлежат слова?

  1. « У меня легкость необыкновенная в мыслях». (Хлестаков. «Ревизор»).
  2. «Будьте вы все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот час за него замуж». (Оксана. «Ночь перед Рождеством»)
  3. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, необыкновенной величины! Пришли, понюхали- и пошли прочь». (Городничий. «Ревизор»)
  4. «право, мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось, понаедут купцы, да применюсь к ценам… и как же мне быть; лучше я вам пеньку продам.» (Коробочка. «Мертвые души»)

                       

                                           «Кто же он? Тип типов»

Учитель. Чичиков как бы соединяет многие образы «Мертвых душ»- и не только потому, что он втягивает их в свою аферу: он сочетает в себе многие черты других персонажей. Чичиков- это как бы «тип типов». Чем же похож хитроумный путешественник на тех, с кем обделывал свои дела?

Ответы: Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов.

               Способен копить более упорно, чем Коробочка.

               Может кутнуть и приврать, как Ноздрев.

               Он прижимист и деловит, как Собакевич.

               В бережливости не уступит Плюшкину.

               В искусстве брать взятки перещеголял и Ивана Антоновича- «кувшинное рыло».

                                           «Узнай меня»

  1. Мы букву первую даем

Вы добавляйте остальное:

За куплей странной застаем

Мы всем известного героя.

                  (Чичиков)

  1. «Лицо его не предвещало ничего особенного… Один подбородок выступал только далеко вперед… маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши… (Плюшкин)
  2. «Еще вовсе не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их каждый раз, когда смеялся… (Манилов)
  3. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке… шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил… Ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.» (Собакевич)
  4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». (Ноздрев)
  5. «…Заметил он выглянувшие из окна… два лица: женское в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки… (Собакевич и его жена)

В списке персонажей гоголевских произведений найдите персонажей «Мертвых душ». В каких эпизодах они появляются?

Григорий Доезжай-не-доедешь, Панько Рудый, Свиньин, Башмачкин, трактирщик, Влас, Иван Антонович кувшинное рыло, Трепакин, Тряпичкин, дама приятная во всех отношениях, Коробочка, Земляника, Степан Пробка, Максим Телятников.

  • Григорий Доезжай-не-доедешь, Степан Пробка, Максим Телятников- «мертвые души», купленные Чичиковым.
  • Свиньин, Трепакин- помещики, соседи Коробочки.
  • Иван Антонович кувшинное рыло- чиновник гражданской палаты.
  • дама приятная во всех отношениях- персонаж главы 9, вместе с дамой просто приятной является автором сплетни о женитьбе Чичикова.
  • Панько Рудый- фиктивный автор «Вечеров на хуторе…», от лица которого ведется повествование.
  • Башмачкин- герой «Шинели».
  • трактирщик, Влас, Тряпичкин, Земляника- персонажи «Ревизора».

                                                       «Кто хозяин?»

Определите, кому из героев поэмы принадлежит то или иное собрание картин. Как сам набор картин характеризует их владельца?

  1. Портрет Маврокардато «в красных панталонах и мундире», «с очками на носу, с толстыми ляжками и неслыханными усами». Портрет греческой героини Бобелины, «которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.» (хозяин картин-Собакевич)
  2. «Длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями». Огромная почерневшая картина, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головой вниз утку» (хозяин- Плюшкин)
  3. Картины с какими-то птицами, портрет Кутузова. «писаный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (хозяйка- Коробочка).

«Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам- персонажам «Мертвых душ». Каковы художественные функции перечисленных предметов в поэме?

  1. «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный  медведь».
  2. Отломленная ручка кресел
  3. Турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «мастер Савелий Сибиряков»
  4. Ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы
  5. Клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с большими крапинками
  6. Сломанный стул
  7. Шарманка красного дерева, игравшая не без приятности
  8. Чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный
  9. Рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами
  10. Графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке.

Ответ: Чичиков-4; Собакевич-1,5; Ноздрев-3,7,8; Плюшкин-2,6,9,10.

Определите, кто из героев поэмы так угощает Чичикова:

  1. Грибки, пирожки, шаншики, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками, пресный пирог с яйцом.
  2. Портвейн, мадера, рябиновка, бальзам; из блюд кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось.
  3. Щи, бараний рог, ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке.

                             Викторина

  1. Как определил жанр этого произведения Гоголь?
  2. Что жена Манилова подарила мужу на день рождения:
  1. Зубочистку;
  2. Бисерный чехольчик на зубочистку;
  3. Канарейку;
  4. Барабан.
  1. Как звали Собакевича:
  1. Павел Иванович;
  2. Михаил Семенович;
  3. Герман Юрьевич;
  4. Зуфар Минбаевич.

4.Назовите имя и отчество Коробочки:

            1. Домна Платоновна;

            2. Настасья Петровна;

            3. Настасья Филипповна;

            4. Елена Сергеевна.

5. С чем Гоголь сравнивает лица Собакевича и его жены:

            1. с картофелем и репой;

            2. самоваром и чайником;

            3. огурцом и тыквой;

            4. редькой хвостом вверх и хвостом вниз.

6. Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова:

            1. маленькой сушеной рыбкой;

            2. заплесневелым сухарем от кулича;

            3. слоеным пирожком.

7. Как звали детей Манилова:

             1. Телемак и Енелай;

             2. Алкид и Фемистоклюс;

             3. Миша и Гриша.

8. Чем, по мнению Чичикова, была набита подушка в гостинице:

             1. пером и ватой;

             2. кирпичом и булыжником;

             3. битым стеклом.

9. Что служило лучшим снотворным для мужа Коробочки:

            1. счет до тысячи;

            2. массаж шеи;

            3. почесывание пяток;

            4. стакан молока на ночь.

                         К чему таить слово?

  1. Невозможно представить живое гоголевское слово без текста его произведений1 «К чему таить слово? Кто же как не автор должен сказать святую правду?»- восклицает Гоголь в «Мертвых душах».

                  Чтение отрывков из поэмы «Мертвые души» наизусть.

  1. Подберите строки из текста, соответствующие иллюстрациям. ( на мультимедийном экране проецируются иллюстрации к поэме)
  • «Собакевич за осетром»
  • «Плюшкин считает деньги»
  • «Чичиков у Плюшкина»
  • «Манилов»
  1. Н.В. Гоголь очень любил театр. Вы знаете, что в ученическом спектакле он сыграл роль Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль»

                          (Сценки, подготовленные учащимися)

             

«Созвучье слов живых»

Учитель. Недаром говорят: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Друзья того или иного человека говорят действительно об этом много. А уж у Гоголя друзья были слава Богу! Назовем лишь несколько имен: Плетнев, Жуковский, Пушкин.

   А сколько писем написано ими друг другу! Вот вам несколько примеров.

А.С. Пушкину (1835 год): «Решаюсь писать к вам сам: просил прежде Наталью Николаевну, но до сих пор не получил известия… Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной, но чисто русский анекдот…».

  Вспомните, сюжет каких произведений подарил Пушкин Гоголю?

 («Ревизор», «Мертвые души»)

                        Сюжет

-Приехал и уехал, в снег и в полночь,

играя колокольцами в степи!

Возьми, милейший Гоголь,

И. бог в помощь,- из этого пиеску и слепи.

-Прошу простить, куда и кто уехал?

Был грех, не внял- ваш гений ослепил.

-Не знаю, это так я, ради смеха,

а кабы знал, глядишь бы, сам слепил.

И все! И улыбнулся светлооко.

И второпях закончил разговор.

Но якобы из этого намека

Родился, слава богу, «Ревизор».

                           (М. Танич)

Задание: найдите подобие. (На мультимедийном экране появляются иллюстрации из поэмы «Ревизор»). Надо найти созвучные отрывки в «Мертвых душах»).

  • «Городничий сообщает о приезде ревизора»
  • « Хлестаков и Земляника»
  • «Сцена вранья»

Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия.

Учитель. Мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир классической литературы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь- мы называем их одинаково- «писатели-классики». Но какие это разные, удивительные люди.

   Грибоедов- музыкант, дипломат, человек блестящего ума и сердца.

   Пушкин- поэт, который поднялся на такую вершину человеческой мудрости, что вся литература и сегодня идет за ним и учится у него.

   Гоголь- великий мастер веселого и страшного смеха, мечтавший спасти Россию от пошлости, от приобретательства.

   Да, все они разные, не похожие друг на друга, но все похожи в одном. Они так много понимали в жизни, открыли такие истины, что без этого никогда нельзя будет людям понять самих себя, понять, зачем они живут, какая в этом цель и какой смысл.

                                                   Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений,- М., Издательство «Правда», 1984.
  2. Докусов А.М., Качурин М.Г. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении,- М., Просвещение, 1981.
  3. Золотусский И. По следам Гоголя,- М., Детская литература, 1984.
  4. Косивцова Л.И.. Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9-11 классы,- Волгоград,2002.
  5. Либединская Л. Живые герои,- М., Детская литература, 1985.
  6. Олимпиадные задания по литературе. 10 класс/ Сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний на уроках географии.

В системе организации познавательной деятельности, применяемых мною при изучении географии, общественный смотр знаний занимает особое место.Это одна из форм коллективной игровой познавательной д...

«Общественный смотр знаний»

«Общественный смотр знаний» - одна из форм коллективной, игровой познавательной деятельности.В статье указаны задачи "Общественного смотра знаний", описаны этапы подготовки и проведения мероприя...

Общественный смотр знаний в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разработка внеклассного мероприятия  по математике в 5 классе ,направленного на систематизацию и контроль знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...

Сценарий общественного смотра знаний по математике по теме "Обыкновенные дроби"

Общественный смотр знаний предполагает такую организацию занятия, при которой присутствующие  родители имеют возможность увидеть уровень знаний  своего ребенка, его активность на уроке. Таки...

Сценарий общественного смотра знаний по алгебре для 7 класса по теме "Многочлены. Формулы сокращенного умножения"

Общественный смотр знаний был проведен в 7 классе после изучения ключевых тем курса алгебры в 7 классе "Многочлены" и " Формулы сокращенного умножения". Сценарий содержит приложения: задания для подго...

Сценарий общественного смотра знаний по информатике и ИКТ для 9 класса

Общественный смотр знаний- внеклассное мероприятние, проведенное в рамках Дня открытых дверей в школе. Предлагаемый сценарий содержит презентацию, с помощью которой проводится смотр, приложения  ...

Общественный смотр знаний по теме "Взаимодействие тел" 7 кл

Общественный смотр знаний стал традицией нашей школы. Уроки этого типа - отражение наблюдаемого в нашем обществе стремления к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они, как следует из их...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Татьяна Алексеевна! Какая Вы молодец! Спасибо за работу!

Мальцева Татьяна Алексеевна

Елена Александровна, и Вам огромное спасибо, так приятно. Ведь нам, учителям, надо самую малость, чтобы наш труд заметили и оценили. СПАСИБО!

Замечательно! Как жаль, что у нас только Тарас. Распечатала для руской школы. Девочки тоже будут в восторге... ожидать мая и урока по "Мертвым душам".

Мальцева Татьяна Алексеевна

Юлия Юрьевна, рада Вас видеть! Спасибо за комментарий.