«Роль хореографии в духовно-нравственном воспитании в современном образовательном процессе»
статья

Степанюк Елена Александровна
Система дополнительного образования так же озадачена вопросом, как воспитать гармонично развитую, духовно богатую личность в условиях современного общества. Огромную роль в решении этой проблемы играет соприкосновение детей с миром искусства, в частности с миром хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennye.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска

Статья на тему:

«Роль хореографии в духовно-нравственном воспитании в современном образовательном процессе»

                                                    автор:

                                                    концертмейстер МБОУ ДО ДШИ №9

                                                    Степанюк Елена Александровна

2019 г.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.  Система дополнительного образования так же озадачена вопросом, как воспитать гармонично развитую, духовно богатую личность в условиях современного общества. Огромную роль в решении этой проблемы играет соприкосновение детей с миром искусства, в частности с миром хореографии.

Танец отражает жизнь людей во всех ее проявлениях, создает красоту разнообразными средствами (пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми), оказывает серьезное воздействие на духовно-нравственное состояние общества, располагая весьма мощным механизмом эмоционального воздействия на личность ребенка.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнения и суждения порой заслуживают уважения. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера.

Соприкасаясь с народным искусством и традициями, дети духовно обогащаются, у них появляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа. Хореографические коллективы решают определённую социальную задачу, гармонично развивая каждого участника духовно и физически. Полученное с детства эстетическое и нравственное воспитание сыграет несравненную положительную роль в его жизни. То, что было истинно великим, останется великим навсегда. Заботясь о культурном и нравственном воспитании детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Через самобытные черты искусства того или иного народа проявляется тема Родины в песне, музыке, танце. Вот почему изучение национального искусства ненавязчиво прививает молодым людям чувство любви к родине, к своему народу – гражданско-патриотические чувства. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Пытливое, чуткое ко всему родному, любящее свою историю, стремящееся не оторваться от глубинных её истоков подрастающее поколение – надежда России на то, что тысячелетние народные традиции будут сохраняться, передаваясь из поколения в поколение.

Выдающийся танцор М. Эсамбаев, имевший в своем репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ - значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, - подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов приобщения детей к истокам народной культуры, к духовной жизни.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, песенное творчество и танцевальное искусство. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. У А.С. Пушкина есть такая мысль: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют переживать или радоваться, словом, не оставляют равнодушными никого. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.  Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики.

Список использованных источников.

1. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей [Текст] / Н.А. Баранов // Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. - СПб.: БГТУ, 2003. - С.50-53

2. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 364 с.

3. Конорова, Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст] / Е. Конорова. - М.: Просвещение, 2000. – 60 с.

4. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: основания культурно-исторического подхода. Ч. I. Дубна, 1997. – 174с.

5. В.С. Мухин, Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.

6. Нестеров, Ф. Связь времен [Текст] / Ф. Нестеров. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия» – 1987. – 239 с.

7. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца [Текст] /В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

8. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: Практикум. / Под ред. А.А. Реана. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. – 224 с.

9. Устинова, Т.А. Беречь красоту русского народного танца [Текст] / Т.А. Устинова. - М.: Молодая гвардия, 1959. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Роль классного руководителя при семейном воспитании в современном воспитательно-образовательном процессе

В статье описана роль семьи и семейного воспитания и влияние ее на воспитательно-образовательный процесс. Немаловажную роль при взаимодействии родителя и обучающегося играет классный руководитель, фиг...

Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"

     В настоящее время   в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в ...

Доклад "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"

Доклад на тему "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе" для выступления на методическом объединении учителей истории....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...