Роль традиций в современном образовательном процессе"
статья на тему
Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и включает урочную и внеурочную деятельность, взаимосвязанную друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_traditsiy_v_sovremennom_obrazovatelnom_protsesse.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль традиций в современном образовательном процессе
Любезнова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №35»
г.Нижнего Новгорода
Базовой основой современного общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности детей и молодежи. Сегодня эти задачи ключевые. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет характер современного воспитательного идеала: «высоконравственный, компетентный гражданин Российской Федерации, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Сегодня современный период развития общества называют периодом духовного кризиса, для которого характерно изменение в жизни людей (агрессивность, жестокость, конфликтность и многое другое). Поэтому в школе необходимо большее внимание уделять воспитанию таких базовых национальных ценностей, как любовь, патриотизм, великодушие, трудолюбие и др. Еще великий педагог К.Д.Ушинский отмечал, что именно педагог влияет на учащихся, ему принадлежит ведущая роль в воспитании.
Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и включает урочную и внеурочную деятельность, взаимосвязанную друг с другом.
Новые условия, новая школа – эффективная школа. В.В.Путин ежегодно в Послании говорит о том, что качественное обучение без воспитания невозможно. Сегодня много разных современных способов разнообразить школьную жизнь (интерактивные уроки, внедрение интернет-технологий в образовательный процесс, проекты и др.), но мы говорим о важнейшей роли традиционного воспитания в школе, без которого нельзя гармонично развивать нравственные установки личности. Большое значение сегодня имеют литературные гостиные к юбилейным датам великих писателей и поэтов, уроки литературы краеведческой тематики, выпуск газет и альманахов, участие в общешкольных мероприятиях, посвященных памятным датам, участие в волонтерских движениях, в Вахте Памяти.
Возникает необходимость возвратить смысловое чтение не только на уроках литературы, но и на уроках математики, географии, истории, чтобы привить любовь к чтению. Проведение читательских конференций по разным предметам формирует у учащихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. В школе №35 г.Нижнего Новгорода стало традицией проводить ежегодные читательские конференции «Рекомендуем прочитать» или Предметные чтения, где учащиеся выступают с докладами на секциях и знакомят школьников не только с художественными, но и с научными, публицистическими произведениями.
Целью конференции являлось развитие интереса обучающихся к чтению через пропаганду произведений художественной, научной, публицистической литературы в системе школьного образования. Данная форма работы способствует повышению эффективности работы по организации детского и подросткового чтения в современных условиях; развивает читательские, коммуникативные, информационные умения учащихся. В конференции принимали участие ученики 1-11 классов в трех возрастных категориях: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Каждый участник самостоятельно выбирал книгу и представлял ее на читательской конференции по примерному плану: название, автор, жанр или тема книги, 2-3 предложения по содержанию. Выступление может быть подготовлено в виде инсценировки произведения или его фрагмента. Задача выступающего – показать привлекательность книги, порекомендовать ее для чтения. Задача слушающего – прослушать информацию о книге, сделать пометки и выбрать книги для чтения в ближайший период времени. Все участники конференции были награждены памятными дипломами. По итогам конференции был издан сборник «Рекомендуем прочитать». Самое главное, что ученики осознали ценность книги и значимость чтения в современном мире. Приведем примеры высказываний, вошедших в сборник:
Книги…Они прочно вошли в нашу жизнь, и нам уже сложно представить себе, как можно обходится без новых эмоций, которые способна подарить книга.
Швецов Александр, 10Б
Книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века. Без книг человечество обречено на гибель…
Каленихина Алиса, 10 Б
Книга – важнейший нравственный спутник, сопровождающий человека всю его жизнь. Она учит доброте, чувству ответственности, милосердию, призывает нас помогать друг другу. Книга делает нас людьми!
Аладьина Наталья, 10А
Книги – это величайший источник знаний, созданный человеком. Однако в последние годы люди начинают забывать важное значение книг.
Заварихина Анастасия, 10Б
Исчезновение книги кажется невозможным, ведь она наш учитель, ласковая мама, детище, друг или враг…Книга нами любима, она неподражаема и незаменима.
Салынцева Алина, 11А
Современная школа должна продолжать традиции, но делать это необходимо в гармонии с новыми инновационными технологиями. Невозможно познакомиться с творчеством писателя только по презентации или видео уроку. Традиционное прочтение вслух отрывков произведений на уроке, чтение по ролям, инсценирование, анализ текста, литературная гостиная или читательская конференция – все это имеет место быть в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности....
Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе
В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...
Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля
Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...
Роль информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе
Статья посвящена роли информационно- коммуникативных технологий в современном образовательном процессе и использованию их в практике учителя русского языка и литературы...
Этнопедагогические традиции в современном образовательном процессе
Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета....
Роль учителя в современном образовательном процессе
....Учитель – это не просто тот, кто дает детям новые знания в той или иной области. Он транслирует накопленный веками жизненный и культурный опыт всего человечества, разъясняет этико-моральные ...
Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"
Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...