Педагогическая концепция
статья по литературе на тему
Материал содержит опыт работы по теме самообразования "Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.kontseptsiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
В течение последних лет я работаю над методической темой:
« Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческой личности учащихся».
В данном направлении мною достигнуты немалые результаты, появились в моей творческой лаборатории интересные разработки по исследовательской, поисковой деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Обществу сегодня необходим молодой человек, который бы отличался мобильностью, конструктивностью, был бы способен преодолевать устаревшие стереотипы мышления, принимать самостоятельно решения в ситуации выбора, умел бы прогнозировать возможные последствия такого решения, обладал бы навыками конструктивного взаимодействия с людьми разных взглядов, творческими навыками. Стандарт предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Это совершенно необходимо для преодоления «мозаичности» школьного образования, для обеспечения функциональной грамотности учащихся.
В этом направлении приоритетами при исследовательской деятельности являются:
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
- составление плана, тезиса, конспекта4
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, сознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- оценивание своих учебных достижений;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их порождения заново. Практика показывает, что использование элементов поисковых, проблемных, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.
Для грамотного построения этапов работы исследовательской деятельности я изучила научные разработки Кульневича и Безруковой, М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы»
Продумывание форм урока важно для успешной организации исследовательской деятельности. В арсенале учителя очень много форм: урок – творческий отчет, урок – защита идей, урок – ролевая игра, урок – семинар, конференция, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок – защита диссертации, урок – практикум.
В качестве примера можно привести следующие уроки:
Урок открытых мыслей – Настоящее чтение, по Д.С. Лихачеву, «возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствие, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или повелению моды)…» Значит ли это, что произведения, включенные в школьную программу. «неинтересное чтение»?
Урок – семинар: «Родная природа в поэзии В.Бокова, Н.Рубцова, Р.Гамзатова и прозаиков В.Белова и В.Распутина». «Легенды и предания нашего края».
Уроки-практикумы: 1. М.Ю. Лермонтов называет неприятеля: француз (2 раза), французы (2 раза, мусью, враг, басурманы (5). Выпишите из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Этих слов почти в 3 раза больше. Почему?
2. Дан список персонажей славянской мифологии. Составьте словарные статьи.
3. Проведите небольшое психологическое исследование. Прочитайте данный эпизод и по его содержанию дайте характеристику персонажу.
4. Рассказ «Макар Чудра» и «Песня о Соколе» несут в себе признаки романтического стиля. Прочитайте определения стиля и напишите статью: как проявляется в произведениях раннего Горького их стилевое единство.
Качество обучения зависит не только от характера предъявляемых заданий. Но прежде всего и от активности самого ученика, которая формируется в интенсивной, наряженной деятельности, поэтому альтернативной передаче готовых знаний и пассивному усвоению их учащимися является деятельностный подход к обучению. Очень полезными и действенными оказываются ролевые игры на уроках литературы.
- Я – критик: Составить письменную рецензию на любой эпизод…
- Я – исследователь: В указанном фрагменте отметьте образные средства художественной выразительности.
Выпишите из текста слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.
- Я – режиссер: Составить кадры для диафильма. Подумайте над последовательностью кадров, расположением и оформлением текста и рисунка в каждом кадре. Какие строки обязательно войдут в ваш фильм в виде титров?
- Я – работник музея: Представьте себе, что вы оформляете экспозицию в историко-литературном музее. Подберите материал для нее по теме «Москва Ивана Грозного»
- Я – писатель или летописец: Составьте стилизованную под летопись устную хронику вашей школьной жизни, используя слова и выражения: «в лето», «и сказал», «и стал одолевать», «труды великие», «и внимали», «не любо», «срам», «благо», «мужи достойные» и др. Это может быть:
А) описание одного события, свидетелем которого вы были;
Б) хроника ряда лет, в которой описаны как события хорошо известные вам, так и те, о которых вы слышали от старших товарищей или учителей.
Учителя, работающие в этом направлении, в том числе и я, пришли к важному выводу, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Уже в 5 классе на уроках литературы включаю элементы исследования при изучении художественных произведений. Учащиеся знакомятся с рассказом-былью Л..Н. Толстого «Кавказский пленник». В качестве поисковой работы предлагаю им следующие задания:1. «Простота, ясность, лаконизм языка рассказа. Вопрос: проследить, какие прилагательные чаще используются при описании героев, картин природы: цветовые, осязательные и др.) 2. Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему? 3. Сравнения в тексте рассказа. 4.Портретная характеристика. В результате кропотливой работы учащиеся приходят к выводу, что люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения. Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина – отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме – отомстить) Причем, Толстой не выделяет, кто прав, кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар.
На своих уроках с учащимися приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств: музыкой, живописью, театром. Например, при изучении «Слова о полку Игореве» в 8 классе перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают они друг на друга?
Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился урок-конференция восьмиклассников «Мой герой». Этот урок стал итоговым при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв- злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Все учащиеся разделились на 4 группы: персонажи (Маша, Гринев, Швабрин, Пугачев, Савельич), историки (3 учащихся), литературоведы (3 учащихся), остальные – читатели-эксперты. Историки рассматривали политическое и экономическое положение в России в конце ХYIII века; историю пугачевского бунта и образ предводителя в истории. Другая – историю создания «Капитанской дочки», образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументировано доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.
В 10 классе при изучении сказок Салтыкова-Щедрина учащиеся провели интересное исследование по сказке «Премудрый пескарь». Одна группа учащихся определила основные этапы литературной деятельности Салтыкова-Щедрина и ответила на вопрос: действительно ли он никогда не изменял своим идеалам? Другая группа раскрыла природу комического и дала определение разным формам смеха (юмор, сатира, сарказм). Третьей группе необходимо было подчеркнуть связь сказки с действительностью, доказать, что Щедрин соединяет элементы фольклорной речи и современные понятия. В качестве рефлексии было дано сочинение-миниатюра «Злободневна ли сказка «Премудрый пескарь» сегодня?»
Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны
Всегда актуальным остается вопрос: как организовать уроки русского языка и литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Одно из важнейших условий успешной работы учителя-словесника – умение привлечь внимание школьников к разным явлениям языка, вызвать искренний интерес к нему. НЕ секрет, что наш предмет нечасто бывает самым любимым, порой уроки кажутся учащимся скучными, а вследствие этого материал усваивается трудно. Воспитание интереса к такому повседневно используемому объекту действительности, как язык, невозможно без создания специальных, необычных для ребенка ситуаций, стимулирующих его к осмыслению языковых явлений, поиску ответа на проблемную ситуацию. Центральным понятием в проблемном обучении является проблемная ситуация, условием возникновения которой становится необходимость в новом отношении. Свойстве или способе действия, а главным ее элементом – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания. Приведу пример исследования одной из лингвистических задач: «Какие русские слова произошли от следующих английских слов: a boot (ботинок), a rail (рельс), a clip (серьга)? Что показалось бы необычным в этих русских словах англичанину? Какие особенности их значения делают возможным подобное оформление слова при заимствовании? решение этого задания требует от учащихся выполнения целого комплекса действий: анализировать условие задачи в соотнесении с вопросом; преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения проблемы, синтезировать различные направления поисков. В результате исследования ученик приходит к ответу: «Слова бутсы, рельсы, клипсы были заимствованы из английского языка в форме множественного числа, так как они обозначают парные предметы и обычно употребляются в этой форме. Однако в русском языка форма, оканчивающаяся на –с, осмысливается как единственное число, для образования же множественного числа стало использоваться обычное окончание –ы.
Часто на своих уроках русского языка ставлю поисковые задачи проблемного характера, которые строятся на преодолении стереотипов и мифов обыденного метаязыкового сознания. Например: «Почему у древних людей возникла необходимость в письме?». Вопрос этот касается общих сведений о языке. Проблемный характер вопроса обусловлен тем, что он нацелен на преодоление мифа о большей важности письменной формы языка по сравнению с устной. Другое исследование: «Зачем нужна грамматика?» - способствует преодолению стереотипа отношения к языковому явлению посредством его нового осмысления. Во время поиска школьники приходят к выводу, что грамматика помогает лучше понимать смысл высказываний в процессе общения и что она необходима не только в письменной, но и в устной речи.
Для того чтобы активизировать поисковую деятельность учащихся, использую на своих уроках графическую таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Категория информации | Источник информации |
В 5 классе при изучении темы «синонимы» опрашиваю учеников, выслушиваю и заполняю такие же графы на доске в течение урока:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Синонимы – это слова, которые схожи по ЛЗ Синонимами могут быть слова разных частей речи | Происхождение термина «синоним» Какова роль синонимов в речи? Как узнать, есть ли у слова синоним? Чем синонимы отличаются друг от друга? | Слово синоним произошло из греческого synynymos и обозначает – одноименный. В речи синонимы используются для точного выражения мыслей, эмоциональной окраски, для выразительности и с целью избежать повторения одного и того же слова. Существуют словари синонимов, которые помогут определить весь синонимический ряд. Синонимы отличаются друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи. Синонимы – это слова одной и той же части речи. |
Категория информации | Источник информации | |
Происхождение термина синоним, значение синоним в речи, отличие синонимов друг от друга | Учебник, словари, справочники энциклопедия для детей «Аванта+» «Языкознание. Русский язык» |
Итогом урока становится творческая работа: составление синквейна:
Синонимы
Разнообразные, близкие
Уточняют, украшают, описывают
«Богатства русского языка неизмеримы»
Слова
В 5 классе метод поиска, исследования включен в урок подготовки к сочинению «Этюд о любимом цветке». Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. На земле десятки тысяч растений, но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. К уроку учащиеся должны были принести картинки с изображением любимого цветка, подготовить поэтические строчки о цветах. Одна группа подбирала строки из Данте, А.Фета, А, Толстого, М.Дудина, В.Брюсова, А.Ахматовой, В, Рождественского и других. Другая группа готовила предания и легенды о цветах, отыскивала материал о происхождении цветов, об истории названия того или иного цветка. В основной части урока учащиеся рассказывали об основных признаках цветка. Описывали его форму, цвет, особенности стебля, цветка. Делали это в художественной форме, используя поэтические образы. На дом было дано творческое задания: нарисовать цветок и написать мини-сочинение, оформив все это в виде книжки-малышки.
В начале ХХI века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволило использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Мой кабинет оснащен компьютером, проектором и экраном, поэтому я имею возможность на своих уроках использовать программы, ориентированные на работу с компьютером. Программы, по которым я работаю, можно разделить на три группы: информационно-обучающие, тестирующие и презентации. Презентация хороша для анонсирования новой темы и в качестве итогового этапа работа над исследовательским проектом. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Иногда это бывает презентация или слайд с материалами урока .
В 8 классе был проведен урок-исследование «Два портрета А.С. Пушкина» или «Себя как в зеркале я вижу…» (сравнение портретов А.С.Пушкина работы О.А. Кипренского и В.А. Тропинина). Учащиеся должны были свой отчет о работе представить в виде компьютерной презентации. Одна группа готовила материал о художниках, другая – об истории написания портретов. Экспертная группа находила общее в этих описаниях, эпитеты, которые использовал каждый из авторов, характеризуя взгляд поэта, находили свои слова для описания внешнего облика А.С. Пушкина.
«На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат, и горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре, показывает невысказанную тревогу».
«Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ. Весь облик его лишен черт обыденности случайности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета».
Творческая группа дополняла эти словесные портреты.
В результате коллективной работы учащиеся смогли составить полную сравнительную характеристику двух портретов поэта. Тогда как на обычном уроке такой вид работы вызывает большие затруднения.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью проектора. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся.
В учебном кабинете мною оформлен стенд «Урок - исследование», где представлены памятки, советы и рекомендации для учащихся по организации поисково-исследовательской работы:
Алгоритм стратегии научного поиска
Критерии выполнения исследовательской работы
Критерии защиты исследовательской работы
Памятка «Как готовиться к уроку – исследованию»
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативные, активно участвуют в внеурочной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...