Методические рекомендации по созданию рабочей программы.
консультация по литературе на тему
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
КАК СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ И ПРЕДМЕТНЫХ ЛИНИЙ УЧЕБНИКОВ В ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_rabochey_programmy.docx | 57.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
КАК СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ И ПРЕДМЕТНЫХ ЛИНИЙ УЧЕБНИКОВ В ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, если это не определено в локальном акте учебного заведения.
Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами (министерством и т.п.).
Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки,
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- а также требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Примерная структура рабочей программы определена в ФГОС основной школы:
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Титульный лист содержит (будет оформлен администрацией):
- наименование общеобразовательного учреждения;
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
- фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
- указание класса, параллели, на которой изучается программа;
- год составления программы.
В программе должны быть отражены:
- место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
- цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
- роль учебного предмета в формировании умений и навыков, ключевых компетенций;
- особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню физической подготовленности учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;
- предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, а также уровня физической подготовленности учащихся;
- сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
- внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
- УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
- педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
- описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
- возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:
- основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
- конечная система знаний, способов деятельности;
- перечень формируемых умений и навыков;
- перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.
При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Форму учебно-тематического и календарно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы.
Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, а также уровень подготовленности обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предмета.
Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения учебного предмета, возрастным, психическим и физиологическим особенностям обучающихся.
Контроль должен планироваться и фиксироваться в календарно-тематическом планировании.
Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование, спортивные снаряды, инвентарь, методические и дидактические материалы и др и т.п.
Таким образом, рабочая программа это:
- нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету;
- индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
- как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения является средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
- образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- особенностей контингента обучающихся;
- авторского замысла педагога.
В рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения.
Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:
а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
г) изменения логики освоения содержания материала;
д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Задачи учебной рабочей программы:
- Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
- Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
- Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
- Наличие признаков нормативного документа.
- Учет основных положений образовательной программы школы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
- Системность и целостность содержания образования.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
- Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
В рабочей программе учителя значительное место отводится контрольным измерительным материалам. При их подборе или составлении учитель должен ориентироваться на изменения в определенной ФГОС общего образования системе оценивания уровня учебных достижений учащихся в текущем процессе, при итоговой оценке. Объектом оценивания должны стать предметные, метапредметые и личностные результаты. Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение учебными действиями. Рекомендуем учителю использовать задания, с помощью которых он сможет оценить уровень достижения учащихся с учетом современных требований.
Примеры заданий по теме «Морфемика. Словообразование».
- Докажите, используя приведенные примеры, что приставки передают определенное значение.
- Докажите, что приставки ПРИ- и У- в глаголах, обозначающих движение, являются антонимами.
- Выпишите из предложенного текста однокоренные слова. Установите количество получившихся групп. Дополните каждую своими примерами.
- Спишите. Сравните значение, звучание и написание слов с пропущенными буквами.
- Запишите к данным словам антонимы, не используйте при этом слова с приставкой «не-». Учитывайте многозначность слова.
Свежая (газета) –
Свежий (хлеб) –
Свежая (рубашка) –
При составлении контрольных измерительных материалов необходимо учитывать преемственность с начальным общим образованием. Рекомендуем изучить методическое пособие «Планируемые результаты начального общего образования» (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009) и использовать материалы из него при составлении контрольных измерительных материалов для учащихся основной школы.
Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания русского языка необходимо использовать перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).
При разработке рабочей программы по русскому языку следует учитывать возможности выбранных учителем УМК. Предлагаем обзор самых популярных в Саратовской области УМК по русскому языку, в котором отражены не только методическое обеспечение УМК, но и возможности их использование в режиме работы по новым стандартам.
1. УМК под ред. В.В. Бабайцевой
1. Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11кл./сост. Е.И.Харитонова - М.- Дрофа, 2011. Авторы программы В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова и др.
2. Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11кл./сост. Е.И.Харитонова - М.- Дрофа, 2012. Авторы программы В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова и др.
2. Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В. Чеснокова Л.Д.-М.-Дрофа, 2012
3.Русский язык: Практика. 5 класс. / Под редакцией Купаловой А.Ю. – М. –Дрофа, 2012
4. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. / Никитина Е.И.- М.- Дрофа, 2012
5. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие.- М: Дрофа, 2005
6. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство АСТ, 2002
7. Русский язык. 5класс: поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/авт.-сост. А.В.Соколова.- Волгоград: Учитель, 2007
8. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
9. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2006
10. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения | Риски |
1. Данное издание предназначено для использования в классах углубленного изучения предметов гуманитарного цикла. 2. Провозглашены традиционные принципы обучения русскому языку: принцип изучения морфологии на синтаксической основе, принцип усиления практико-правописной направленности, принцип развития связной речи. 3. Введены условные обозначения: «Опорный материал» (правило-схема), «Материал по развитию речи», «Контролируй себя!» (формулировка правила и процесс его применения), ключ (ответы в конце учебника), задания для работы на компьютере (объявлены, но на самом деле это редкий гость в учебнике). | 1. Некоторые расхождения лингвистической теории учебника с общепринятыми в школьной практике представлениями, что затрудняет в последующем сдачу школьниками ГИА и ЕГЭ по русскому языку. 2. Определенные неудобства в использовании 3 частей учебника. 3. Отчасти учебник для 5 класса переработан под новый Стандарт, но в целом все осталось прежним. 4. Хотелось бы видеть учебник для 5 класса более красочным. 5. Недостаточно материалов, раскрывающих многообразие национальных культур народов России. 6. Не все виды речевой деятельности развиваются в равной мере. 7. Описки в части «Теория»: §7,стр. 19 «В настоящее время в практике…использование буквы ѐ в тех слечаях…»; §22, стр. 46 «Сравните:…рабочий человек – подилой рабочий». 8. Желательно, чтобы орфографические правила, которые заключены в рамки, сопровождались названиями орфограмм. 9. Мало таблиц и схем. Целостный текст затрудняет внимание. |
- УМК под ред. А.А. Леонтьева (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Комисарова Л.Ю., Текучева И.В., (под редакцией Леонтьева А.А.). Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. - М.: Баласс, 2012
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа \Под научн. Ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010.
- Бунеева Е.В.. Комисарова Л.Ю. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006. - 352 с.
- Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/составитель А.Б. Малюшкин – М.: ТЦ. Сфера, 2004. - 208 с.
- Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля
авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 13 с. - Поникарева Л.А. Русский язык: морфология в табл. И заданиях: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения | Риски |
1. Главное достоинство учебника – осуществление на практике системно-деятельностного подхода в обучении. Содержание учебника позволяет формировать и развивать навыки перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. 2. Принцип минимакса (учебник предлагает максимально, а учитель спрашивает минимально). Возможности учебника при обучении слабых детей. Очень много заданий на поэлементную проработку практических навыков. 3. Учебник предполагает использование проблемно-диалогической технологии введения новых знаний на уроках русского языка, способствующие развитию критического мышления. Вопросы и задания предполагают формирование и развитие у обучающихся навыка исследовательской работы и самостоятельного открытия знания. 4. На уроках предполагается использование технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Технология описана в виде правил действия: что оценивать, кто оценивает, по каким критериям оценивать и т.д. 5. В учебнике имеется цветовая маркировка заданий, связанная с приобретаемыми компетентностями. | 1. Большое количество опечаток, которые так и не учитываются из года в год. 2. Некрасочные иллюстрации. Рисунки мелковаты, таблицы и схемы редки. 3. Учебник, как и большинство современных учебников, остается орфоцентричным. В нем не реализуется в полной мере требование развития коммуникативной компетенции у школьников. Творческие задания по развитию речи хрестоматийны, мало внимания уделяется развитию устной речи школьников. 4. Русская речь представлена в учебнике не во всех функциональных стилях. Отсутствует язык СМИ, слабо представлена публицистика, очень редки примеры бытовой речи (включены в художественные тексты). Такая ситуация объяснима стремлением дать в тестовом материале примеры литературного русского языка. Однако сегодня необходимо уже в среднем звене демонстрировать школьникам тексты разных функциональных стилей, разной стилевой окраски и учить их оценивать такие тексты, понимать их место и роль в социальной жизни. 5. Требование функционального обучения языку в смысле «Хочу выразить определенную мысль в определенной аудитории, используя определенные средства» в этом учебнике, как и в других, не реализовано последовательно. 6. Можно и нужно уже в 5 классе активнее ориентировать детей на проведение самостоятельных языковых наблюдений и исследований. В учебнике исследование очень ограничено: призывает к наблюдению над небольшой выборкой слов, предложений и заставляет школьников делать почти очевидные выводы (в силу предварительной подготовки материала авторами и графических выделений «важных мест»). 7. Хорошо бы развить в методическом плане идею выделения ключевых слов параграфа. Кроме самостоятельных определений, вписывания их, стоит заложить упражнения по классификации и систематизации таких слов. 8. На наш взгляд, отдельные обозначения около текстов учебника (очки, домик) лучше убрать, поскольку подобные значки могут ограничивать деятельность учителя. Вообще, стоит дополнительно поработать со знаками-сигналами: найти знаки для памяток, самого важного, хорошо отмечать нестандартный материал повышенной сложности и веселый, снимающий интеллектуальное напряжение материал. Работа в данном направлении могла бы улучшить учебник с точки зрения его психологического восприятия школьниками. 9. Изменения полиграфической стороны учебника могло бы «оживить» имеющийся в нем материал, устранить некоторую зрительную «монотонность», некоторую инерцию. Интуитивно, хотелось бы чуть «разгрузить» страницу учебника. 10. Требованием времени является соединений печатного учебника и сетевых ресурсов. Оно в учебнике не реализовано. 11. Понятно стремление авторов к пропедевтическому изучению местоимения как части речи во всей совокупности его разрядов, однако нерациональна именно дробность освоения темы «Местоимения». |
- УМК под ред. Н.М. Шанского (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.).
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2012.
- Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2008.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2008..
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
- Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
- Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.
- Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2007.
- В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2006.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
- Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2007.
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения | Риски |
Классический учебник, несколько обновлен, но остался верен прежним хорошим и добрым традициям отечественной методики, Московской методической школы | 1. Не очень удачное оформление учебника в стиле гжель. 2. В параграфе №16 дается определение глагола: «Глаголы – это слова, которые обозначают действия». В предыдущих параграфах дается понятие «часть речи». На наш взгляд, нет соответствия между терминами. Слова «бег», «прыжок» тоже обозначают действие, но являются именами существительными. |
- УМК под редакцией С.И. Львовой
Используемый учебно-методический комплект:
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2012. – 216с.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2012. – 174 с.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2012 – 48с.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс» . под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2010 – 366с.
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2012 – 95с.
- Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2009 – 68с.
- Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по пусскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 72с.
- Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по пусскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 77с.
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения | Риски |
этимологического комментария и семантического анализа при формировании навыков правописания, развитие способности учеников оценивать свои успехи в овладении учебной программой и т.п.). 2. Целенаправленное развитие врожденного чувства языка и речемыслительных способностей учащихся. 3. Ярко выраженная семантическая направленность в изучении грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты). 4. В качестве текстов привлечены лучшие образцы русской классической и современной художественной литературы. Реализация всесторонних межпредметных связей: широко использованы в учебнике произведения живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков. Выполнение особых заданий «На уроке…» (биологии, географии и т.д.). 5. Ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы знаний умений и навыков по предмету. 6. Дифференцированное представление материала, использование заданий различной степени сложности. 7. Формирование навыков самостоятельной работы школьников с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, мультимедийных средств и пр.). 8. В учебнике сняты виды языковых разборов, обозначенные цифрами. Предполагается, что если организуется работа над словом, то она пройдет комплексно, слово будет проанализировано с разных точек зрения. 9. На поля выводятся только слова с толкованием лексического значения, а то, что учителя привычно называют словарными словами, собрано в финальном упражнении каждого раздела под рубрикой «Орфографический минимум», причем перед нами не слова, а специально подобранные словосочетания. 10. Введены рубрики «Слушаем и анализируем звучащую речь», «Проводим самостоятельные мини-исследования», «Обращаемся к Интернету», «Проводим конкурс художников». 11. Для исправления разного рода и свойства ошибок в учебник помещены тексты, написанные ученической рукой. 12. Содержательно все первое полугодие посвящено «Введению в лингвистику», в этом разделе повторяются и углубляются все сведения о языке и речи, полученные в начальной школе: от фонетики до текстологии; во втором полугодии изучаются существительное, прилагательное и глагол. | 2. Усложнена система условных обозначений по теории: основные теоретические сведения, рубрика «Знайте и применяйте!» (учит применять на практике теоретические сведения), рубрика «Обратите внимание!» (предлагает дополнительный теоретический материал). |
ЛИТЕРАТУРА
Акцентируется внимание на тех УМК по литературе, которые используются для преподавания литературы в образовательных учреждениях Саратовской области
1. УМК по литературе для основной школы под редакцией Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Издательство «Баласс» Линия непрерывного образования «Образовательная система школа 2100»
2.УМК по литературе для основной школы под редакцией В.Я Коровиной. Издательство «Просвещение»
| Риски - В качестве возможных проектов могли бы быть расписаны по темам экскурсии, создание мультфильмов, постановка кинокадров, создание фотоколлажа и пр. - Вопросы и задания не учитывают региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ. - Рекомендуется теорию литературы представить в графическом и табличном виде. - Язык вступительных статей сложен для понимания учащихся 5 классов, а содержание не всегда интересно. |
УМК по литературе для основной школы под редакцией Б.А. Ланина. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
| Риски - Перегруженность учебника в следующих позициях: количество вопросов в рубриках «Решаем читательские задачи» и «Выскажите свое отношение к прочитанному»; большое количество заданий репродуктивного характера; вопросы зачастую требуют однозначного ответа, трудно объяснить ребенку, зачем в учебнике даны такие вопросы: «Интересно ли было читать повесть? (ч. 2,с. 176)», ответ предполагается «нет-да»; в вопросах вообще наличествует многословность, в одной позиции задано несколько вопросов, что не допускается в случае, если мы ждем ответа на вопрос; раздел «Давайте поспорим» пытается «подыграть» ребенку, которому объемные произведения читать и трудно, и скучно (несоответствие вопросов и заданий возрастным и психологическим особенностям обучающихся); в заданиях типа «Вспомни эпизод и напиши небольшое сочинение» нет четких требований к тому, что является критерием успешно выполненной работы. - Декларируемые изначально «проектные формы» не фиксированы в методической части работы. Нет системы письменных и устных монологических работ. - Возникает вопрос о необходимости ссылок на конкретные Web-адреса, учитывая, что данные сайты не являются собственностью авторского |
УМК по литературе для основной школы под редакцией Б.С. Меркина. Издательство «Русское слово»
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения
|
Риски - Бесспорные достоинства компенсируют отдельные недостатки. - . Полагаем, что с материалом Интернет-ресурса, дополняющего учебник, учитель при необходимости справится сам. - . Работу по выразительному чтению тоже имеет возможность спланировать при анализе и комментированном чтении произведений |
УМК по литературе для основной школы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Издательство «Дрофа»
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения -Данное издание рассчитано на изучение литературы в общеобразовательном классе. - .Исторический принцип поставлен во главу угла. - В начале курса учащимся предлагаются памятки для говорящего, для читателя и пр. - Все задания по условным обозначениям разделены на три уровня: по типу «перескажите, опишите, найдите», по типу «докажите», по типу «сочините». - Много интересных заданий на восстановление пропущенных слов. - Новым является попытка расширить литературу XX века (она занимает всю 2 часть) | Риски - Учебник некрасочный. - Ссылки на музеи по большей части рассчитаны на московского школьника. - Вызывает сомнение дублирование сюжета о Пете Ростове в восприятии Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова. -Текст повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» очень трудный для чтения и восприятия пятиклассниками, так как содержит специфическую лексику и особую форму изложения, что приводит к снижению у детей интереса к чтению. Предлагается осуществить замену. - Отбивается интерес к чтению и предмету тем, что теория дается перед изучением материала. Например, тема «Сказка». Логичнее сначала прочитать сказки и на читательском опыте прийти к изучению теории.
|
УМК по литературе для основной школы под редакцией Г.И. Беленького Издательство «Мнемозина»
Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения
| Риски - Научность доминирует над занимательностью. - Многие тексты произведений даны в сокращении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по предмету
Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII) вида. Дан пример написанной программы в 9 классе....
Методические рекомендации по написанию рабочих программ
(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ
Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Методические рекомендации к созданию рабочих программ
Положение о рабочей программе основного учебного курса, а также курсов внеурочной деятельности...
Методические рекомендации по созданию разноуровневых программ
Разноуровневость предполагает реализацию программ для всех уровней подготовленности детей к освоению дополнительных общеобразовательных программ.Критерии разноуровневости программы:...