Методические рекомендации к созданию рабочих программ
рабочая программа

Положение о рабочей программе основного учебного курса, а также курсов внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_rabochey_programme_dlya_publikatsii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название образовательной организации

Утверждаю

Директор школы

________ФИО

                                                                                  «__» ________20___ г.

Положение

о структуре, порядке разработки и утверждения

рабочих программ, курсов, предметов, дисциплин (модулей)

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
  2. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса внеурочной деятельности или дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной и авторской программе по учебному предмету (образовательной области).
  3. Рабочая программа – часть основной образовательной программы. В ней конкретизируется содержание учебного предмета, курса в соответствии с целями и задачами ООП.
  4. Разработка и утверждение рабочих программ курса учебного предмета, дисциплины, элективного курса, факультатива, курса внеурочной деятельности или дополнительного образования относится к компетенции  образовательной организации и реализуется ею самостоятельно.
  5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи Программы:

• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

• определить содержание, объём, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

  1. Функции рабочей программы:
  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
  1. Технология разработки рабочей программы.
  1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету, элективному и факультативному курсу, курсу внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебный год или уровень обучения.
  2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области), особенностями класса, в котором он работает.
  3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
  1. Структура рабочей программы
  1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист (название программы);

Пояснительная записка, содержащая разделы:

- планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения учебного предмета (курса);

- содержание учебного предмета (курса)

- тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной).

3.1.1.Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности содержит разделы:

- «Результаты освоения курса внеурочной деятельности»;

- «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»;

- «Тематическое планирование».

3.1.2.Структура рабочей программы на год обучения при имеющейся утвержденной рабочей программе на курс составляется только в части, касающейся содержания, тематического планирования, планируемых результатов освоения Программы и КТП.

  1. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы
  1. На титульном листе необходимо указывать:

- полное наименование образовательного учреждения;

- когда и кем утверждена рабочая программа;

- название рабочей программы;

- класс, на который рассчитана рабочая программа;

- срок реализации программы

- ФИО, должность автора(ов)-составителя рабочей программы;

- год разработки рабочей программы.

Оформление титульного листа рабочей программы (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка содержит сведения:

-о соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

-о примерной программе, на основе которой составлена рабочая программа;

-об уровне изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);

-об общем количестве часов на изучение курса (за курс, в год,  неделю);

-о целях изучения предмета на конкретной ступени образования.

3.2.3. Раздел «Планируемые результаты освоения Программы содержит сведения:

 -о планируемых (личностных, метапредметных) результатах освоения учебного предмета (курса) на весь срок реализации Программы;

-о планируемых предметных результатах на каждый год обучения по Программе.

  1. Раздел «Содержание изучаемого курса» включает в себя:

-перечень разделов и тем в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования;

3.2.5. Раздел «Тематическое планирование» содержит в табличном варианте:

-последовательность изучения разделов и тем программы с указанием количества часов, выделяемых на их основе;

-наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия).

Также может включать указание видов деятельности, форм контроля, средств обучения и т.д. Составляется в виде таблицы.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Примечания

(по необходимости)

Виды деятельности

Практические Контрольные

3.2.6. Раздел «Календарно-тематическое планирование» составляется в виде таблицы на год обучения (ниже приведена рекомендуемая форма) и должен содержать сведения:

-о номерах и темах уроков, включая формы и виды контроля;

-о планируемых и фактических датах уроков;

-о домашнем задании;

-о коррекции (лист коррекции), в который вносится вся информация по правкам, вводимым в ходе реализации Программы.

урока

Название раздела, темы, урока

Тип урока, форма урока

Оборудование, демонстрации

Дата проведения

3.2.7. Раздел «Перечень учебно-методического обеспечения» содержит:

  - список учебно-методической литературы;

  - необходимые для реализации данного курса оборудование и приборы:

- дидактический материал;

- медиаресурсы;

        Перечень использованной автором литературы (элементы описания каждого издания должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию).

  1. Оформление рабочей программы

4.1. Текст набирается в редакторе MicrosoftOffiseWord шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14 (в таблицах допустим 10-12), межстрочный интервал - 1, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля «обычные»: справа – 3 см, сверху, снизу и слева – 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (допустимо в альбомной ориентации).

  1. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
  1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения.
  2. Рассмотрение и утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
  • обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения школы;
  • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
  • рассмотрение и принятие на педагогическом совете с последующим утверждением приказом директора.
  1. Педагоги имеют право на творческую инициативу в разработке и применении авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы.
  2. При несоответствии Программы установленным требованиям данного Положения, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
  3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.
  4. Администрация школы осуществляет систематический контроль выполнения рабочих программ, соответствия записей в классных журналах и журналах курсов содержанию Программ.

6.Заключительные положения

6.1. Положение принимается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается директором.

6.2. Положение принимается на неопределенный срок. После внесения изменений и принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

Приложение 1

Образец титульного листа рабочей программы

Частное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Венда»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 00.00.00

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________________  ФИО Приказ № __от «    » _______ 20__ г.

Уровень общего образования        

(начальное общее, основное общее, среднее общее)

Рабочая программа

         

(предмет)

         

(класс)

Уровень освоения программы         

(базовый, углубленный, профильный

(для учебных предметов)

стартовый, базовый, продвинутый

(для внеурочных и дополнительных курсов)

Направление (для курса внеурочной деятельности)

Срок реализации ____

Автор-составитель:__________________

(ФИО, должность)

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по предмету

Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII) вида. Дан пример написанной программы  в 9 классе....

Методические рекомендации по написанию рабочих программ

(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

Методические рекомендации по созданию рабочей программы.

РЕКОМЕНДАЦИИПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММКАК СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ И ПРЕДМЕТНЫХ ЛИНИЙ УЧЕБНИ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации по созданию разноуровневых программ

Разноуровневость предполагает реализацию программ для всех уровней подготовленности детей к освоению дополнительных общеобразовательных   программ.Критерии разноуровневости программы:„...