Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лебедева Валентина Борисовна

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

Учитель: Лебедева В.Б.

                                          Варьеган-2009

Тема урока:

 Природа и человек в произведениях    В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина.

Цель урока:

 1) Продолжение  знакомства  с творчеством В.П.Астафьева и  Е.Д.Айпина; обучение выразительному чтению, пересказу, анализу прозаического произведения;

2) воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного отношения к животным; осознание  единства культуры через погружение в иную культуру;  

3) развитие связной речи, воображения, памяти учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: портреты писателей Е.Д.Айпина, В.П.Астафьева, картины и книги  о природе, о животных.

Эпиграф к уроку: «Люблю все живое…»  Александр Яшин

“Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…” (Гессен С.И, русский философ, педагог. . Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. С. 211).

Если ты умертвил жука, зверя и птицу,
Почему тебе и людей не убить?
Н.К. Рерих

«Природа – чудо из чудес, - писал Д.Лихачёв. – Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям…Помогать, не ожидая немедленной награды ».

«Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь».  В.П.Астафьев

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

1

Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест учащихся, приветствие.

2

Прослушивание песни «Русское поле»

Автор слов: Инна Гофф

_ Почему мы начали урок с этой прекрасной песни?  О чем она?

(о русском поле, родной земле, об Отчизне нашей – России, о любви к своей стране).

- Значит,  о чем мы будем сегодня говорить?

3

Тема и цель урока

- А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти красочные фотографии и картины. Что на них изображено?  Какие картины вам особенно нравятся, кажутся забавными?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема  урока:

Природа и человек в произведениях    В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина.

…Человек и природа… Почему этот вопрос приобрёл в наше время исключительную актуальность и остроту?

Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания любви ко всему живому, к меньшим нашим братьям.

Цель урока: сегодня мы продолжим   знакомство  с творчеством замечательных писателей В.П.Астафьева  и Е.Д.Айпина; будем читать, пересказывать, проводить сравнительный анализ литературных произведений.

4

Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений учащимися  наизусть:

А.Тарханов «Соболенок»;

А.Тарханов «Забытый щенок».

_ Каким настроением проникнуты эти стихотворения?  

- Кто виноват в несчастьях этих животных?

5

Работа с эпиграфом к уроку

-Прочитаем слова, записанные на доске и являющиеся эпиграфом к нашему уроку:

«Люблю все живое…»  

Слова эти принадлежат поэту Александру Яшину.

-Как вы понимаете эти слова?

-Почему они были взяты сегодня  в качестве эпиграфа?

6

Новая тема:

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

6.1

Жизненный и творческий путь В.П.Астафьева

Вспомним биографию этого писателя.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – известный современный писатель, заслуживший признание как взрослой, так и детской читательской аудитории. Родился в с. Овсянка Красноярского края.  Он рано,  в 7 лет,  потерял мать и воспитывался в семье дедушки и бабушки. Затем попал в детдом. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Много интересных рассказов написано Астафьевым для юных читателей. « Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил Виктор Петрович, - и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».


- А ведь у В.П.Астафьева есть произведения и
о бережном отношении к животным и природе. На мой взгляд, именно эти рассказы звучат сегодня очень современно, даже злободневно. Назовите эти рассказы. («Конь с розовой гривой», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня» и другие).  

- Чему  учат рассказы Астафьева? (состраданию к «братьям нашим меньшим», бережному отношению ко всему живому).

- Рассказы В.П.Астафьева, по моему мнению, в детской природоведческой литературе занимают особое место. Он словно принял эстафету добра у
передовых писателей – натуралистов, продолжил лучшие традиции русской и зарубежной классики.
Анализ произведений современного писателя позволяет сделать вывод, что тема человека и природы, их взаимосвязи необычайно волновала мастера слова. Всем своим творчеством Виктор Петрович настойчиво призывал к гармонии человека с природой, её животного и растительного мира, пробуждал «чувства добрые».

6.2

Чтение рассказа В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

6.3

Беседа

- От чьего лица идёт повествование в рассказе? Почему автор прибегает к такой форме?


-
Каким настроением пронизано произведение? Ответ обоснуй.


-«Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой
чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок».
Обратите внимание на
глаголы в этом отрывке. Выпишите их. Как они характеризуют  состояние птицы?
-
Что заставило героя рассказа броситься за коростелем? Ответ аргументируй.


-
Как вы понимаете слова «берегись тогда живая душа»?


- Найди в тексте
описание убитой птицы. Какие детали помогают понять трагедию случившегося?! Ответ аргументируй.


-
 Что поразило героя рассказа, когда он разглядывал мёртвую птицу?


-
Как В.П.Астафьев передаёт состояние мальчика?


- Можно ли
оправдать его поступок? Ответ обоснуй.


- «Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето я жду домой, в русские края, коростелей». Как вы понимаете
эти слова?


-
 Что происходило с рассказчиком все эти годы?


- Исчезло ли с годами
чувство вины перед убитой птицей? Почему?!


- Какой вопрос все это время
мучает героя?


- Можно ли считать рассказ «Зачем я убил коростеля?»
 признанием взрослого человека в давнем детском проступке? Ответ аргументируй.


- Герой рассказа понял всю бессмысленную жестокость своего поступка и пусть с опозданием ужаснулся: «Зачем я убил коростеля? Зачем?!» Этот запоздалый вопрос преследует его всю дальнейшую жизнь. Этот мучительный вопрос вынесен и в заглавие рассказа.
А как бы на него
ответили вы!?


-
Согласны ли вы с мнением, что настоящий охотник никогда не поднимет руку на глухариную самку, если та кормит и согревает своих ещё не оперившихся птенцов и живот у неё выщипан догола, потому что, высиживая яйца, она должна дать им больше тепла, а перья этому мешают? Ответ построй в форме рассуждения.

7.

Сравнительный анализ произведений Е.Д.Айпина и В.П.Астафьева.

Какие произведения, прочитанные нами, напомнил вам рассказ «Зачем я убил коростеля?»

(«Гнездо Трясогузки» Айпина и «Белогрудка» Астафьева).

- От чьего  лица ведётся повествование в рассказах ?

-Каким настроением пронизаны оба рассказа?


- Что узнаём о Белогрудке? Какой она была матерью? Ответ обоснуй примерами из текста.


- Что рассказывает писатель о вереинских мальчишках? Для чего они похитили котят?


- Как автор передаёт состояние обезумевшей от горя матери?

- Почему мстила людям Белогрудка? Ответ построй в форме рассуждения.

- Как взрослые отнеслись к поступку детей?


- Какой эпизод рассказа можно считать кульминационным и почему?


- Продолжи высказывание:
Нравственный урок рассказа В.П.Астафьева состоит в…..


«До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают
ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц». Как ты думаешь, почему?


- В каких предложениях заключена основная мысль рассказа?


- Согласен ли ты с мнением, что не против добычи куньего меха, а против глупого равнодушия и жестокости к природе обращён рассказ В.Астафьева «Белогрудка»?


- Как воспитывали героя рассказа Е.Д. Айпина «Гнездо Трясогузки» Романа его родители и старшая сестра? Мог ли Роман поступить так, как вереинские мальчишки?

_ К чему призывают читателей оба писателя: и русский Астафьев, и хантыйский Айпин?  (Слова Е.Д.Айпина) 

Как вы понимаете слова Николая Рериха, художника, философа, литератора, странника, жившего и в России, и в Америке, и в Азии, человека, которого можно назвать гражданином мира?

8

Дифференцированное творческое задание. Самостоятельная работа

Задание на выбор:

  1. В рассказе В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля»  повествуется о том, что…
  2. Над чем заставляют задуматься произведения Е.Д.Айпина и В.П.Астафьева?

9

Проверка выполнения творческих заданий

Прослушивание творческих работ учащихся.

Анализ работ.

Выставление оценок.

10

Домашнее задание

Задание на выбор:

  1. Написать рассказ о своем любимом животном.
  2. Нарисовать своих любимых животных или героев прочитанных произведений.

11

Подведение итогов урока

-Что нового узнали?

-Что было самым интересным? 

-Как мы должны относиться ко всему живому, к природе?

- С чего начинается любовь к Родине?  ( с любви к родной природе, родному краю).

- Скажите еще раз, почему мы начали сегодняшний урок с прослушивания песни «Русское поле»?

- Одинаково ли любят свою Отчизну Айпин и Астафьев? Болит ли их душа за все, что происходит на родной земле?

- Каким должен быть человек?  (чутким, добрым, милосердным).

Милосердие – главное качество в человеке,  милосердный человек – человек с большим сердцем.

- Хотелось бы вам, чтобы про вас сказали «Маленькие люди с большим сердцем»?

- Огромный и прекрасный мир мы должны любить и беречь независимо от того, где живем. ( Слова Гессена).

-Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»

План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...

Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"

Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"...

Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урокаЗаключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».Тема урока«Человек и природа...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...