Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением В.П.Астафьева "Белогрудка" и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_priroda_i_chelovek_v_proizvedeniyakh_astafeva_i_aypina.rar | 12.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
Учитель: Лебедева В.Б.
Варьеган-2009
Тема урока:
Природа и человек в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина.
Цель урока:
1) Продолжение знакомства с творчеством В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина; обучение выразительному чтению, пересказу, анализу прозаического произведения;
2) воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного отношения к животным; осознание единства культуры через погружение в иную культуру;
3) развитие связной речи, воображения, памяти учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: портреты писателей Е.Д.Айпина, В.П.Астафьева, картины и книги о природе, о животных.
Эпиграф к уроку: «Люблю все живое…» Александр Яшин
“Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…” (Гессен С.И, русский философ, педагог. . Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. С. 211).
Если ты умертвил жука, зверя и птицу,
Почему тебе и людей не убить?
Н.К. Рерих
«Природа – чудо из чудес, - писал Д.Лихачёв. – Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям…Помогать, не ожидая немедленной награды ».
«Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь». В.П.Астафьев
Ход урока:
№ | Этапы урока | Содержание |
1 | Организационный момент | Проверка готовности рабочих мест учащихся, приветствие. |
2 | Прослушивание песни «Русское поле» Автор слов: Инна Гофф | _ Почему мы начали урок с этой прекрасной песни? О чем она? (о русском поле, родной земле, об Отчизне нашей – России, о любви к своей стране). - Значит, о чем мы будем сегодня говорить? |
3 | Тема и цель урока | - А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти красочные фотографии и картины. Что на них изображено? Какие картины вам особенно нравятся, кажутся забавными? Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: Природа и человек в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина. …Человек и природа… Почему этот вопрос приобрёл в наше время исключительную актуальность и остроту? Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания любви ко всему живому, к меньшим нашим братьям. Цель урока: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательных писателей В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина; будем читать, пересказывать, проводить сравнительный анализ литературных произведений. |
4 | Проверка домашнего задания | Чтение стихотворений учащимися наизусть: А.Тарханов «Соболенок»; А.Тарханов «Забытый щенок». _ Каким настроением проникнуты эти стихотворения? - Кто виноват в несчастьях этих животных? |
5 | Работа с эпиграфом к уроку | -Прочитаем слова, записанные на доске и являющиеся эпиграфом к нашему уроку: «Люблю все живое…» Слова эти принадлежат поэту Александру Яшину. -Как вы понимаете эти слова? -Почему они были взяты сегодня в качестве эпиграфа? |
6 | Новая тема: | Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» |
6.1 | Жизненный и творческий путь В.П.Астафьева | Вспомним биографию этого писателя. Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – известный современный писатель, заслуживший признание как взрослой, так и детской читательской аудитории. Родился в с. Овсянка Красноярского края. Он рано, в 7 лет, потерял мать и воспитывался в семье дедушки и бабушки. Затем попал в детдом. В 1942 году добровольцем ушел на фронт. Много интересных рассказов написано Астафьевым для юных читателей. « Для детей я всегда пишу со светлой радостью, - говорил Виктор Петрович, - и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».
- Чему учат рассказы Астафьева? (состраданию к «братьям нашим меньшим», бережному отношению ко всему живому). - Рассказы В.П.Астафьева, по моему мнению, в детской природоведческой литературе занимают особое место. Он словно принял эстафету добра у |
6.2 | Чтение рассказа В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» | |
6.3 | Беседа | - От чьего лица идёт повествование в рассказе? Почему автор прибегает к такой форме?
|
7. | Сравнительный анализ произведений Е.Д.Айпина и В.П.Астафьева. | Какие произведения, прочитанные нами, напомнил вам рассказ «Зачем я убил коростеля?» («Гнездо Трясогузки» Айпина и «Белогрудка» Астафьева). - От чьего лица ведётся повествование в рассказах ? -Каким настроением пронизаны оба рассказа?
- Почему мстила людям Белогрудка? Ответ построй в форме рассуждения. - Как взрослые отнеслись к поступку детей?
_ К чему призывают читателей оба писателя: и русский Астафьев, и хантыйский Айпин? (Слова Е.Д.Айпина) Как вы понимаете слова Николая Рериха, художника, философа, литератора, странника, жившего и в России, и в Америке, и в Азии, человека, которого можно назвать гражданином мира? |
8 | Дифференцированное творческое задание. Самостоятельная работа | Задание на выбор:
|
9 | Проверка выполнения творческих заданий | Прослушивание творческих работ учащихся. Анализ работ. Выставление оценок. |
10 | Домашнее задание | Задание на выбор:
|
11 | Подведение итогов урока | -Что нового узнали? -Что было самым интересным? -Как мы должны относиться ко всему живому, к природе? - С чего начинается любовь к Родине? ( с любви к родной природе, родному краю). - Скажите еще раз, почему мы начали сегодняшний урок с прослушивания песни «Русское поле»? - Одинаково ли любят свою Отчизну Айпин и Астафьев? Болит ли их душа за все, что происходит на родной земле? - Каким должен быть человек? (чутким, добрым, милосердным). Милосердие – главное качество в человеке, милосердный человек – человек с большим сердцем. - Хотелось бы вам, чтобы про вас сказали «Маленькие люди с большим сердцем»? - Огромный и прекрасный мир мы должны любить и беречь независимо от того, где живем. ( Слова Гессена). -Спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»
План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...
Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"
Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"...
Урок литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Тип урокаЗаключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».Тема урока«Человек и природа...
Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...