Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok_literatury.rar | 125.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 5 классе.
Тема: “Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева”Васюткино озеро”
Цели: 1. Продолжать работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста,
2. Учить работать с дополнительной литературой.
3. Учить выявлять взаимосвязь человека и природы.
4. Развивать навыки работы в группе.
5. Совершенствовать речевые умения путём выборочного и выразительного чтения, пересказа текста.
6. Воспитывать в детях выносливость, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- Знание содержания и героев рассказа” Васюткино озеро”, умение давать характеристику героев.
Оборудование:
- литература 5 класс. Учебник-хрестоматия, ч. 2 под ред. Коровиной В.Я.
- “Детская энциклопедия. География”
- Учебник географии 7 кл. под редакцией В.Я. Коринской. Издательство “Дрофа”
- Толковый словарь русского языка.
- Памятки
- Краски, фломастеры.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Работа по теме урока
- Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о случае, описанном В.П. Астафьевым в рассказе “Васюткино озеро”.
- Тему нашего урока вы назовёте сами, для этого вам нужны знания по русскому языку. Вставьте фрагменты слов в аналитическом порядке. Соедините их правильно, назовите тему урока.
Б- че К- при
П- да Г- ло
У- рас С- в
Е- век Х- сказе
Н- ро Ж- и
-Запишите тему урока в рабочих тетрадях. “Человек и природа в рассказе”Васюткино озеро”
3) Как вы думаете, а какая цель нашего урока?
(Выяснить, какая взаимосвязь между человеком и природой; почему природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям)
- Анализ прочитанного.
Чтобы достичь цели урока, необходимо вспомнить основные события рассказа.
Беседа
- с чего начинается рассказ?
(зачитайте это описание)
- с какой целью мальчик пошёл в тайгу?
- почему Васютка заблудился?
- какую оплошность он допустил?
- какая опасность угрожала мальчику в тайге?
Давайте проанализируем поведение Васютки в тайге, вспомним трудности, которые пришлось испытать мальчику. Для этого мы поработаем в группах.
- Работа в группах.
1 группа “Географы”
Цель: сравнить, что говорится в научной литературе, в учебнике географии, и в рассказе “Васюткино озеро”
2 группа “Аналитики”
Ваша задача: проанализировать, что угрожало Васютке в тайге, и что помогло ему выжить в суровых условиях природы.
3 группа “Художники”
Цель: нарисуйте эпизод, как мальчик справляется с трудностями жизни в тайге. Подберите словесное описание к вашей картине из рассказа, подготовьте выразительное чтение.
4 группа “Лингвисты”
Цель: Работа со словарём. Найдите в тексте слова(диалектизмы, профессионализмы), которые используют рыбаки в рассказе; определите лексическое значение этих слов.
Группы получают маршрутные листы с заданиями.
- Проверка выполненной работы
(выступление групп с заданиями и защита работ).
“Тайга хлипких не любит..”
- кому принадлежат эти слова?
- что предпринял Васютка, чтобы спастись?
- как природа и знание законов тайги помогли мальчику выжить?
- как бы вы повели себя на месте Васютки?
Что же нужно делать, если ты заблудился? (4 слайд)
Что необходимо взять с собой в лес? (слайд 5)
- Обобщение
Давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека в рассказе “Васюткино озеро”.
Обоснуйте свои ответы примерами из текста.
- Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
- Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатство ( пищу, кров, тепло).
- Знание законов природы помогло мальчику выжить.
- Человек и природа неразрывно связаны между собой.
- Рефлексия
А сейчас каждый проверит себя, как хорошо вы знаете содержание рассказа “Васюткино озеро”
- Самостоятельная работа.
Выполнить тест. ( слайд 6)
Самопроверка.
А1 – 1
А2- 4
А3- 1
А4- 3
А5- 4
А6- 3
Самооценка. Оцените свою работу. 0 ошибок- “5” 1 ошибка- “4” 2 ошибки- “3”
- Итог урока. Домашнее задание.
Чему научились вы у Васютки?
- Оцените свою работу на уроке
- Оцените работу одноклассников.
Дома вы напишите письмо Васютке о том, чему вы научились у него.
Слово учителя. Главная тема творчества В. Астафьева – человек и природа.
В 6 классе мы познакомимся с его рассказом “Конь с розовой гривой”
В 8 классе - “фотография, на которой меня нет”
В 11 классе – “Царь - рыба”
Я надеюсь, что все вы с удовольствием причитаете эти произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"
Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...
Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»
План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...
Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе
Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...
Разработка урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев "Васюткино озеро"
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев"Васюткино озеро" по программа Коровиной...
Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...