Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Зиновьева Тамара Михайловна

Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_urok_literatury.rar125.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 5 классе.

Тема: “Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева”Васюткино озеро”

Цели: 1. Продолжать работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста,

           2. Учить работать с дополнительной литературой.

           3. Учить выявлять взаимосвязь человека и природы.

           4. Развивать навыки работы в группе.

           5. Совершенствовать речевые умения путём выборочного и                                                           выразительного  чтения, пересказа текста.  

          6. Воспитывать в детях выносливость, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

 - Знание содержания и героев рассказа” Васюткино озеро”, умение давать характеристику героев.

Оборудование:

 - литература 5 класс. Учебник-хрестоматия, ч. 2 под ред. Коровиной В.Я.

 - “Детская энциклопедия. География”

 - Учебник географии 7 кл. под редакцией В.Я. Коринской. Издательство “Дрофа”

 - Толковый словарь русского языка.

 - Памятки

 - Краски, фломастеры.

 

  Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме урока
  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о случае, описанном В.П. Астафьевым в рассказе “Васюткино озеро”.

  1. Тему нашего урока вы назовёте сами, для этого вам нужны знания по русскому языку. Вставьте фрагменты слов в аналитическом порядке. Соедините их правильно, назовите тему урока.

Б- че                      К- при

П- да                     Г- ло

У- рас                    С- в

Е- век                    Х- сказе

Н- ро                     Ж- и

     -Запишите тему урока в рабочих тетрадях. “Человек и природа в рассказе”Васюткино озеро”

           3) Как вы думаете, а какая цель нашего урока?

                (Выяснить, какая взаимосвязь между человеком и природой; почему природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям)

  1. Анализ прочитанного.

Чтобы достичь цели урока, необходимо вспомнить основные события рассказа.

Беседа

              - с чего начинается рассказ?

                (зачитайте это описание)

              - с какой целью мальчик пошёл в тайгу?

                         - почему Васютка заблудился?

                         - какую оплошность он допустил?

                         - какая опасность угрожала мальчику в тайге?

Давайте проанализируем поведение Васютки в тайге, вспомним трудности, которые пришлось испытать мальчику. Для этого мы поработаем в группах.

  1. Работа в группах.

1 группа “Географы”

Цель: сравнить, что говорится в научной литературе, в учебнике географии, и в рассказе “Васюткино озеро”

2 группа “Аналитики”

Ваша задача: проанализировать, что угрожало Васютке в тайге, и что помогло ему выжить в суровых условиях природы.

3 группа “Художники”

Цель: нарисуйте эпизод, как мальчик справляется с трудностями жизни в тайге. Подберите словесное описание к вашей картине из рассказа, подготовьте выразительное чтение.

4 группа “Лингвисты”

Цель: Работа со словарём. Найдите в тексте слова(диалектизмы, профессионализмы), которые используют рыбаки в рассказе; определите лексическое значение этих слов.

Группы получают маршрутные листы с заданиями.

  1. Проверка выполненной работы

(выступление групп с заданиями и защита работ).

“Тайга хлипких не любит..”

- кому принадлежат эти слова?

- что предпринял Васютка, чтобы спастись?

- как природа и знание законов тайги помогли мальчику выжить?

- как бы вы повели себя на месте Васютки?

Что же нужно делать, если ты заблудился? (4 слайд)

Что необходимо взять с собой в лес? (слайд 5)

  1. Обобщение

Давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека в рассказе “Васюткино озеро”.

          Обоснуйте свои ответы примерами из текста.

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
  2.  Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатство ( пищу, кров, тепло).
  3.  Знание законов природы помогло мальчику выжить.
  4.  Человек и природа неразрывно связаны между собой.
  1. Рефлексия

А сейчас каждый проверит себя, как хорошо вы знаете содержание рассказа “Васюткино озеро”

- Самостоятельная работа.

Выполнить тест. ( слайд 6)

Самопроверка.

А1 – 1

А2- 4

А3- 1

А4- 3

А5- 4

А6- 3

Самооценка. Оцените свою работу.  0 ошибок- “5”     1 ошибка- “4”       2 ошибки- “3”

  1. Итог урока. Домашнее задание.

Чему научились вы у Васютки?

- Оцените свою работу на уроке

- Оцените работу одноклассников.

Дома вы напишите письмо Васютке о том, чему вы научились у него.

Слово учителя. Главная тема творчества В. Астафьева – человек и природа.

В 6 классе мы познакомимся с его рассказом “Конь с розовой гривой”

В 8 классе - “фотография, на которой меня нет”

В 11 классе – “Царь - рыба”

Я надеюсь, что все вы с удовольствием причитаете эти произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...

Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»

План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...

Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе

Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока литературы в 5 классе по  теме "В.Астафьев"Васюткино  озеро" по программа Коровиной...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...