Конспект урока в 7 классе "Человек на часах" по произведению Н.С. Лескова.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по литературе (7класс).
Учитель: Русонова Т.Л..
2011-2012 уч.г.
Тема: Поступок Постникова-это нарушение воинских обязанностей или долг человека? (По рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»)
Урок по рассказу Лескова Н.С. входит в систему уроков по внеклассному чтению в 7-ом классе. Выбор произведений для внеклассного чтения определяется профильной направленностью школы. Изучаются такие произведения, авторы которых пишут о проблемах армии, о защите Отечества, о проблеме долга и чести, о любви к Родине.
Тип урока по дидактической цели определен как изучение нового материала.
Урок построен в рамках традиционной образовательной программы с элементами развивающего обучения. Организация целевого пространства урока основана на деятельностном подходе, при этом применяются такие приемы, как беседа, решение проблемных вопросов. Вовлечение учащихся в познавательную деятельность, осуществляется через систему вопросов к проблемной ситуации, индивидуальную работу, работу в парах.
ЦЕЛИ:
1) мировоззренческая: осознать, что милосердие и сострадание не противоречат служебному долгу;
2) предметная: понять внутренний конфликт героя через анализ композиции, художественной детали и выразительных средств языка.
3) коммуникативная: работать в паре, строить диалог.
ОБОРУДОВАНИЕ: книги с произведениями Н.С.Лескова, портрет писателя, репродукция карт, Х-Г Гейслера «Сквозь строй щпицрутенов», карточки с вопросами по тексту произведения, рассказ «Человек на часах» на каждой парте.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: искушение, долг, честь, достоинство.
ПРИМЕЧАНИЯ: проблемный вопрос к теме урока пишется заранее на доске, но закрывется от учащихся.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент: запись в тетради числа, темы урока: Лесков Н.С. «Человек на часах».
- Ввод в учебную ситуацию.
- Вы прочитали рассказ Н.С Лескова «Человек на часах»? Какие впечатления вынесли после прочтения рассказа? Поделитесь чувствами, которые вызвал этот рассказ.
Учащиеся делятся впечатлениями.
- Формулирование проблемы, главного вопроса рассказа.
- Подумайте, на какой вопрос пытается ответить автор в своем рассказе?
Учащиеся размышляют, предлагают варианты проблемных вопросов. С помощью учителя формулируют проблемный вопрос и открывают запись вопроса на доске.
Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.
IV Определение задач урока. Учащиеся самостоятельно пытаются определить, каким путем будет решаться проблемный вопрос.
Вывести учащихся на следующие задачи:
1) проанализировать текст;
2) осмыслить поступок Постникова, дать оценку поступку;
3) определить позицию автора;
4) определить свое отношение е к поступку Постникова.
V. Работа с текстом:
Вопросы:
- Когда и где происходят события? Выдуманное ли это событие или реальное?
- Что сообщает автор о Постникове?
- Что произошло на посту? (отвечая на вопрос, читаем и анализируем эпизод).
- Через какие детали автор показал, что произошло чрезвычайное событие?
- Что испытывает Постников на посту? Найти слова и выражения, определяющие состояние солдата.(учащиеся выписывают в тетрадь слова и выражения, определяющие состояние Постникова).
- Для чего автор так подробно описывает, что происходит с Постниковым? (показать внутреннее состояние человека, который хочет помочь, но не может этого сделать по важной причине - он на посту).
- Что же с чем борется, вступает в противоречие в душе Постникова? (сострадание и долг). Из главы 8 выписать цитаты, относящиеся к понятиям ДОЛГ и СОСТРАДАНИЕ
- Почему Постников свой поступок называет искушением?
Учащимся предлагается осмыслить значение слов «Долг», «Сострадание»,»Искушение».
- Работа в парах по рядам:
- Как отнеслось к поступку Постникова начальство?
Первый ряд готовит ответы на вопросы:
1)Образ Свинина,его отношение к поступку Постникова.
2) О чем более всего заботится Свинин? (О себе, о карьере, о репутации или о судьбе солдата?)
3) Почему Свинин распорядился наказать Постникова - дать 200 розг,а когда дело было улажено,сделал подарок?
Второй ряд готовит ответы на вопросы:
- Кто такой Миллер?
- Какие черты характера присущи Миллеру?
- Как Миллер отнесся к поступку Постникова?
- Почему Миллер не заступился за Постникова?
Третий ряд готовит ответы на вопросы:
- Кто такой Владыка? Охарактеризуйте Владыку.
- Как оценил поступок Постникова Владыка?
Вывод ( записать в тетради). Начальство более всего заботится о своей карьере, о самих себе, его не волнует судьба Постникова.
- Определение авторской позиции и соотношение ее со своим мнением.
- Почему автор назвал событие «Трогательным и ужасным»?
- Как через композицию рассказа автор выразил свою позицию? Как Лесков относится к поступку своего героя?
- Почему автор назвал рассказ « Человек на часах?»
- Каково ваше отношение к поступку Постникова?
- Выводы по уроку.
- После анализа произведения ответьте на вопрос, поставленный в начале урока : ( Выслушав мнение учащихся, основные выводы записываются: служебный долг не должен мешать проявлению гуманных чувств, самая большая ценность на земле - жизнь человека. Постников прошел проверку на человечность).
- Над чем вас заставил задуматься этот рассказ( ответ на этот вопрос записывается в тетрадь - 3-4 предложения, затем зачитываются ответы нескольких учащихся).
Завершает урок учитель словами Н.С. Лескова словами: « Вселенная когда-нибудь разрушится, каждый из нас умрет еще ранее, но пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. До идеала мы не достигнем, но если постараемся быть добрее и жить хорошо, то что-нибудь сделаем!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"
Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....
Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...
Конспект урока «Возведение в степень произведения и степени»
Урок для 7 класса...
Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида
Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")
Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....
Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композици...