Программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Пьянкова Алена Васильевна

Программа по литературе за курс 10 класса содержит пояснительную записку, поурочное планирование,  ожидаемые результаты, список литературы и т.д.

Планирование рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю); из них р/р -21 (КС -- 2, КИ – 1) , вн/ чт – 9.

Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.:  Русское слово, 2011

Учебник: В.И.Сахаров, С.А. Зинин.

Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_literature_10_klass.chalmaev_v.a.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Югская средняя общеобразовательная школа»

Принято на                                                            Утверждено

Педагогическом совете                                       Директор

школы

Протокол                                                               Аленевская С.О.

№___ от _____________                                     Приказ №___ от _________

 

Поурочное планирование

по предмету «Литература»

10 класс, планирование рассчитано на 136 часов

 

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                       

Учитель:

Квашнина Алена Васильевна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и на основе программы «Русская литература XIX в.», разработанной В.И. Сахаровым, С.А.Зининым.     Преподавание курса ведётся по учебнику «Русская литература ХIХ века. 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин), в 11 классе обучение будет продолжено по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (авт. В.А.Чалмаев, С.А.Зинин).  В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей).

     В  основе программы  обучения литературы в 10 классе лежит « Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы – составители: Г. С. Меркин,  С.А.Зинин,  В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2011 год.

Цели:

    Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной  к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

    Развитие представлений  о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности  литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

     Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

    Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Задачи:

     Сформировать представление о художественной литературе как искусстве   слова и ее месте в культуре страны и народа.

    Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

    Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому  постижению конкретных художественных произведений.

    Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной  оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

    Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

    Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

    Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

    Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

По программе

Корректировка

1

Введение

1

2

Из литературы первой половины 19 века

17

3

Из литературы второй половины 19 века

118

Всего

136

Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны знать/ понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

График контроля за уровнем сформированности предметных навыков

Критерии

Тема

Форма

Сроки

Умение создавать сочинение в жанре эссе

Литература второй половины 19 века

Сочинение - эссе

февраль

   Тематическое планирование

учителя литературы Квашниной Алены Васильевны

Литература. 10 класс

На 2013 – 2014 учебный год

Планирование рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю);

из них р/р -21 (КС -- 2, КИ – 1) , вн/ чт – 9.

Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.:  Русское слово, 2011

Учебник: В.И.Сахаров, С.А. Зинин.

Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2010.

           Тема 1 Введение (1)

№ урока

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Основные виды деятельности

Межпредметные связи

Обогащение словарного запаса

 

1

Введение. «Прекрасное начало…». (К истории русской литературы 19 века).

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Рзвернутый ответ на вопрос: Основные темы и проблемы рус.лит. XIX века

Составленаие тезисного плана, беседа

Историко-литературная основа: литература, история, язык.

Духовно-нравственные искания человека, «праведничество»

Золотарёва И.В. с.14

   Тема 2 Из литературы 1-й половины XIX века (Всего: 17. Из них: 14 + 2 РР + 1 ВЧ)

2

Обзор рус. лит. 1-й половины XIX в.

Реализм и его становление в рус. лит. 1-й 1/2 XIX в.

 Индивид. задание: «Поэты пушкинской поры». Краткий анализ творч-ва одного поэта (по выбору)

К.Батюшков, А.Дельвиг, Д.Давыдов, А.Кольцов

 Сообщения; тезисный план по статье учебника

«Становление и развитие рус.лит.    1-й 1/2 XIX в.»

2) Разв.ответ на вопрос: какие историч.события оказали влияние на развитие рус.лит. 1-й 1/2 XIX

3

А.С.Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики.

Элегия, философия

Индивид. сообщение; конспект лекции учителя.

Восстание декабристов 14.12.1825 г.

4

Традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре. «Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема).

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе», оды «Вольность».

Муза

Анализ, составление конспекта.

5

Годы странствий: самовоспитание художника. «Жребий русского поэта».

Философская лирика

Анализ стихотворения «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа».

 

Мини-сочинение: Какие мысли и чувства у вызвала у вас философская лирика.

Чтение наизусть,  составление конспекта.

История, живопись.

Лит. 2004 № 15

Композиционное своеобразие стихотворения

с.29

6

РР 1Обучение развёрнутому  монологическому ответу на вопрос.  (Резервный урок: Обучение выразительному чтению наизусть».)

 

Вечные темы

Монологический ответ: отражение духовного мира человека в стихотворениях А.С. Пушкина

Чтение наизусть, анализ стихотворений по выбору

Музыка, живопись

Многообразие тематики

с.31

композиция «И ласковых имён…»

7

РР2 Вечные темы в поэзии А.С.Пушкина. Природа, любовь, дружба, творчество.  

Традиция, наследие

Выразительное чтение, сообщения

8

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.

Народность литературы

Сопоставление образов; Евгений и «Медный всадник». Проблема индивид.бунта.

Выборочное чтение; выводы, обобщения.

Историческая основа поэмы

Звукопись, своеобразие жанра

Коровина В.Я. с.101

9

Своеобразие жанра «Медного всадника» А.С.Пушкина

Проблема индивидуального бунта

 

Образ «маленького человека»,

повесть

Лексические средства и тропы

Выборочное чтение, выводы, обобщение

10

Контрольный урок по творчеству А.С. Пушкина.

11

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта.

Мотив одиночества в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Нищий», «Мой демон»

Мотив, романтизм в творчестве Лермонтова, основные мотивы. Реализм.

Семинарское занятие Выразительное чтение стихов

история

Развитие пушкинских традиций в лирике Лермонтова

с.77

12

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Философская поэма

Анализ поэмы

Чтение, анализ, записи в тетради.

Музыкальные интерпретации  стих.Лермонтова (М.А. Балакирев,А.Рубинштейн).

Романтическая поэма

13

Образ Поэта в лермонтовской лирике. Мотивы интимной лирики..

Анализ стих. «Пророк», «Поэт»; «Я не унижусь пред тобою», «Молитва».

Духовная лирика

Чтение наизусть, анализ.

Живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова.

14

ВЧ 1Проблема взаимопонимания и одиночества, эгоизма и любви в повести А.Алексина «Безумная Евдокия

Реминисценции

 

15

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести и тема «маленького человека». «Шинель». Роль повести в судьбах рус. лит.

Повесть, ирония, гротеск, фантасмагория

Мини-сочинение

Основные этапы творчества

Росси Выборочное чтение, анализ, обобщение

Иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н.я середины XIX в.

с.117

16

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ города. Сатира на страницах повести

Нефантастическая фантастика» Гоголя. Образ автора в повести.

Анализ критической статьи В.В. Набокова  «Гоголь» (фрагменты)

Выборочное чтение, анализ, обобщение

Иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н.Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы)

«Миражный» сюжет.

Золотарёва В.И. (9 класс) с.275

17

«Необыкновенно странное происшествие…». Проблематика и худ. своеобразие повести «Нос».

Гротеск, фантасмагория.

Анализ повести с использованием материала учебника.

Анализ повести, пересказ

Тема Петербурга в творчестве и Пушкина, и Гоголя.

18

Контрольная работа по всему разделу « Из литературы 1-й половины XIX века»

Тема 3  Литература второй половины XIX в. (69ч+19ч рр+8ч внчт)

19

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

Лекция учителя.

Литературный процесс, литературная критика

Конспектирование статьи

20

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. Пьеса «Гроза». Худ.своеобразие драмы, ее композиция и действующие лица, социально-псих.смысл конфликта.

Реалистическая драма

Мини-доклады

Лекция учителя, инд.сообщение учащихся

А. Н. Островский и русский театр. Сценические интерпретации пьес Островского

21

Обличение самодурства и невежества в драме. Образы Дикого и Кабанихи. «Темное царство» в драме «Гроза».

Речевая характеристика в драматическом произведении

Составление тезисов к сочинению

22

Анализ эпизодов драмы; работа в группах

Сценические интерпретации пьес Островского

23

Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством».

Реалистическая драма

24

Средства создания образа Катерины; Катерина – луч света или свеча? Действие II-IV

Инсценирование. Город Калинов и его обитатели Действие II-IV

Театр

Семейно-бытовая коллизи

25

РР3 Обучение развёрнутому ответу на проблемный вопрос. Кульминация и развязка пьесы А.Н. Островского « Гроза». Оценка пьесы русской критикой

Нравственная коллизия

В чем истоки характера Катерины?

  Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы. Тезисы»

26

А.Н. Островский. Комедия «Свои люди- сочтёмся!».Быт и нравы замоскворецкого купечества.

Речевой жест

Инсценирование

Анализ текста;письменная работа

А. Н. Островский и русский театр.

Экспозиция, завязка.

27

И.А. Гончаров. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Социально-философский роман.

Инд.сообщение: «Кругосветное путешествие Гончарова и его фрегат «Паллада»

Основные этапы жизни и творчества Гончарова. Индивид.сообшение

Гончаров-критик

28

И.А. Гончаров. «Обломов». История создания.Особенности композиции. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба.

Нарицательные образы-герои художественных произведений

«Говорящая» деталь, утопия.

Анализ отдельных глав.

Исследование текста

29

Система персонажей романа И.А.Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

Образная типизация, символика детали

Сопоставительная характеристика.

30

Обломов. Обломовцы. «Обломовщина». Обломов иЗахар.

Способы художественной типизации

Индивидуальные сообщения

Тест по роману

31

РР 4 Обучение анализу эпизода «Сон Обломова»

План анализа эпизода

32

РР5 Обучение сопоставительному анализу критических статей.  Н.А. Добролюбов  «Что такое «обломовщина»,

Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Обломов».  

Способы художественной типизации. Обломов. Обломовцы. «Обломовщина». Обломов и Захар

Написание тезисов. Оценка «обломовщины» в критике

Написание тезисов. Оценка «обломовщины» в критике

Просмотр отрывков из к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

33

Самостоятельная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Решение  работы

34

И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

Отражение различных начал русской жизни. Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла

35

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». История создания

Тема

Идея

Композиция

Запись лекции, индивид.сообщение на тему «История создания романа «Отцы и дети»

Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в.

36

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе

Философские позиции героев романа и автора.

Инсценирование

Беседа, анализ отдельных эпизодов

Историческая основа романа «Отцы и дети».

37

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций? Смысл названия романа

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Высказывание собственного мнения.

Составление опорной схемы.

«Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях».

Внутренний мир героев

38

Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества

«Тайный психологизм»

Анализ отдельных эпизодов.

Анализ эпизодов. Аналитическая работа с текстом.

39

Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция

Сравнительная характеристика героев

Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и нравственные разногласия. Диспут героев.

40

«Вечные темы» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Природа, любовь, искусство. Дружба и любовь в жизни героев романа

Сообщения.

Музыкальные темы в романе.

41

РР6 И.С. Тургенев. «Отцы и дети».  Обучение анализу эпизода «Сцены болезни и смерти Базарова» Смысл финала романа.

«Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера.

Сопоставление мнения критиков о романе. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева»

Аналитическая работа с текстом. Индивидуальное сообщение «Базаров и его родители».

Художественная сила последних сцен романа.

42

Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.

Авторская позиция и способы её выражения

Сопоставление мнения критиков о романе. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева»

43-44

КС-1

 РР 7-8  Контрольное сочинение - рассуждение

«В чем сила и художественная привлекательность образа Базарова».

45

ВЧ 2 Тема «отцов и детей» в современной литературе. «Записка» В. Астафьева

46

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя

Философская насыщенность.

Русское национальное самосознани

Выразительное чтение стихов

Аналитическое чтение

47

Н. Г. Чернышевский. «Буревестник из духовной семинарии». Роман «Что делать?».

Идеологический роман

Сообщения и пересказы по вариантам.

Лекция, сообщения

48

Идейный мир романа «Что делать?»

Ложная интрига

Составление конспекта

Анализ текста

Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского в романе.

Литературная утопия

49

«Новые люди» и теория «Разумного эгоизма» в романе «Что делать».

Литературная утопия

Разумный эгоизм

Сообщения учеников

Композиционные особенности

50

Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Утопия

Обучение пересказу фрагмента романа

Пересказ

51

Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н. Г. Чернышевского.

Обобщение в виде самостоятельной работы.

Составление опорной схемы

Поэтика романа «Что делать».

Пропагандистский пафос.

52

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».

Тема поэта и поэзии; гражданственность.

Анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт»

Некрасовские мотивы в русской живописи И. Крамского, В. И ванова, И. Репина

53

Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Образы города и деревни.

Народность литературы.

Художеств. открытие Некрасова, простота, доступность стиха, его близость к строю народной речи.

Анализ стихотворений «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»

54

Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова.

Панаевский цикл.

Доклад «Панаевский цикл – настоящий роман в стихах, лирический дневник поэта.

Анализ стихотворений «Зине», «О Муза! Я у двери гроба», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю героини твоей»

Эпитеты: мятежный, роковой, тяжелый.

55

РР 9 Обучение анализу стихотворения. Решение вечных проблем в стихотворениях Некрасова «Рыцарь на час», «Элегия», «Пророк».

Умение анализировать, обобщать, делать выводы

Анализ стихотворения

56

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования.

Народность творчества

 Проблема счастья и смысла жизни в поэме.

Аналитическая работа с текстом.  Индивидуальное сообщение

 

Жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.

57

Сюжет поэмы и авторские отступления.                Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.

Нравственная проблематика. Идейная позиция

Индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом

58

Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы.

Люди холопского звания» и «народные заступники». Проблема счастья и смысла жизни в поэме.

Образ Гришки Добросклонова (индивид.сообщение). Урок-семинар.

59

ВЧ 3Праведники земли русской. Ф.Абрамов «Пелагея», В.Астафьев «Паруня».

60

Ф. И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая лира». (Мир природы).

Лирическая миниатюра

Анализ стих. «Полдень», «Тени сизые смесились», «Не то, что мните вы, природа».

Составление конспекта, анализ, чтение наизусть.

Пантеизм

61

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. «И ропщет мыслящий тростник». (Личность и мироздание).

Философская (медитативная) лирика; лирический цикл

«О, как убийственно мы любим», «Silentium».

Чтение наизусть, анализ.

Песни и романсы  русских композиторов на стихи Ф.И.Тютчева (С.В. Рахманинов)

Параллелизм

62

Раздумья о жизни, человеке и мироздании в философской поэзии Ф.И.Тютчева

Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа»,

«Silentium».

63

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Поэтический мир.

Мелодика стиха

Сообщение

Чтение статьи в учебнике.

П.И. Чайковский о музыкальности лирики Фета.

Лирический образ

64

Природа и человек в лирике Фета. Тема любви.

Лирический восторг.

«Заря прощается с землёю», «Я пришёл к тебе с приветом»…

Составление конспекта, чтение стихов.

65

РР10  Обучение анализу  стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Самостоятельная работа

66

 ВЧ 4 В. Железников «Чучело»

Аналитическая работа с текстом

67

 

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Мир лесковских героев.

Тема праведничества в творчестве Лескова . Былинные мотивы в повести. Повесть-хроника. Сказовые, легендарные. исповедальные традиции, сказ

Индивидуальное сообщение о биографии

Составление опорного конспекта, чтение текста.

Связь с фольклорным образом богатыря Ильи Муромца

Повесть, очарованный странник, праведник

68

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Стиль лесковского сказа.

«Очарованный странник». Смысл заглавия произведения.

Работа с текстом: напряженность сюжета и трагизм судеб героев его произведений

Язык и стиль лесковского сказа.

69

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Литературный сказ

Работа над понятиями «язык и стиль лесковского сказа».

Анализ фрагментов, обобщение.

Национальный колорит,стилизация.

70

Иван Флягин – один из героев-правдоискателей.

Былинные мотивы в повести. Повесть-хроника. Сказовые. легендарные, исповедальные традиции

Сочинение-миниатюра «Русский богатырь Иван Флягин»

Плае-характеристика Ивана Флягина

История. древнерусская литература

Ключевые слова. раскрывающие образ главного героя

71

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя.

Индивид.сообщение «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина» Фонвизин – Гоголь – Салтыков-Щедрин

Индивид.сообщение о жизни и творчестве писателя; план-схема по биографии писателя.

План-схема по биографии писателя

72

Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города».

Сатирический роман-хроника, сатира, гротеск.

Беседа с опорой на общую проблематику «Истории…»

Беседа, анализ текста.

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина.

73

 

«История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников.

Особенности романа. Гротеск.

Работа с учебником: чтение статьи; письменный ответ на вопрос: «Что такое оно» - доказать текстом романа.

Аналитическая работа с текстом

74

Проблема финала «Истории одного города».

Антиутопия, абсурд

Урок-дискуссия.

Обобщение материала, выводы.

Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников: Кукрыниксы, В Карасёв.

Сарказм, ирония.

75

«Сказки для детей изрядного возраста». Злободневность, политическая острота сказок

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск)

Выписать афоризмы из 3-4 сказок Салтыкова-Щедрина

Работа с опорной схемой «Сказки Салтыкова-Щедрина»

Традиции Д.И.Фонвизина и Н.В.Гоголя в щедринской сатире.

Писатель-сатирик.

76

РР 11 Обучение анализу сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь»,  «Богатырь».

77

Страницы жизни и творчества А. К. Толстого. Природный мир в лирике А.К. Толстого.

Лирика позднего романтизма, Романс, историческая песня

Очерк, сообщение. Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Когда природа вся трепещет и сияет».

Работа с вводной статьёй учебника.

78

«Коль любить, так без рассудку…». Интимная лирика А.К.Толстого.

Баллада, романс

«Средь шумного бала случайно..», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре».

Работа с учебником, анализ стихов.

Романсы П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого.

79

ВЧ 5-6 А.К. Толстой.  Роман  «Князь Серебряный».

Влияние истории и фольклора на прозу и поэзию А.К. Толстого.

Монологич. ответ, обучение пересказу.

Пересказ по группам, анализ.

Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого.

80

81

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности

Составление тезисного плана. Заочное путешествие в Ясную поляну.

Схема-конспект по биографии Л.Н. Толстого. Индивид.задание: хронологическая таблица «Исторические события»

Свидетелем каких исторических событий был писатель?

Литература в школе №9, 2005

82

 

Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»

Индивид.сообщения о героизме и патриотизме русских солдат

Связь с историей России  XIX века

83

Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа, своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души»

Роман-эпопея,

Авторский замысел,

История создания

Мини-сочинение Моя встреча с Л.Н. Толстым.

Аналитическое чтение первых глав.

Исторический комментарий

«Мысль народная» в эпопее. Смысл названия романа. Жанр. Композиция.

84

 

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности и человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.

Внутренний монолог как прием художественной характеристики.

Развернутый ответ на вопрос.

Анализ выбранных героев.

 Нормы жизни высшего света.

85

Пустота и бездуховность светского общества. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Т.1, ч.1, гл.1-6, 12-13, 18-25.

План наблюдений.

Пересказ, аналитическое чтение.

Анализ эпизода по плану.

Портрет, речь метод срывания масок.

86

 РР12 Семья Ростовых и семья Болконских в романе Толстого «Война и мир».

Сочинение - эссе

Портрет

Индивидуальное сообщение.

Лысые горы.

Княжна Марья.

Граф И.А. Ростов.

Пересказ эпизода «Именины Натальи».

Таблица Ростовы, Болконские.

Разные слои дворянства.

87

Изображение войны 1805-1807 гг. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

История на страницах художественного произведения.

Сочинение-миниатюра «Как ты понимаешь отношение Толстого к войне?»

Индивидуально задание.

Чтение наизусть отрывка из романа «Небо Аустерлица».

Шенграбенское сражение. Аустерлицкое сражение.

Героизм.

88

Различие путей нравственных поисков героев романа Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Тип героя-искателя

Внутренний монолог

Портрет как прием характеристики

Индивидуальное сообщение о роли пейзажа в романе Толстого.

Анализ сцен и эпизодов по плану (Пьер Безухов, Андрей Болконский)

Составление плана по теме «Путь исканий Андрея Болконского»,

«Путь исканий Пьера Безухова».

Духовные Искания-поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова

89

90

РР 13 Сравнительная характеристика героев: Пьер Безухов и Андрей Болконский

Принципы изображения положительных героев.

Этапы поиска смысла жизни

Составление сравнительной характеристики героев

Увлечение наполеоновскими идеями и крушение их

91

Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская.

Портретная характеристика.

Сжатый пересказ эпизодов. Наташа Ростова – это настоящий русский характер, идеал Толстого

Моя любимая героиня

«Жизнь сердца».

92

Изображение отечественной войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Философия войны в романе.

История на страницах художественного произведения.

Осуждение войны.

Анализ эпизода «Бородинское сражение».

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Философия войны в романе.

93

94

РР 14  Анализ сцены «Переправы французов через неман»

Взгляды Толстого на историю

Отбор материала

Комментарий

Единство

95

Кутузов и Наполеон как личности и полководцы. Смысл противопоставления полководцев.

Исторические личности.

Систематизация материала по образам.

Работа в группах.

Путь Наполеона.

Путь Кутузова.

История

Исторические взгляды Толстого.

96

97

«Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе.

Образ Платона Коротаева.

Индивидуальные сообщения

Краткий пересказ с элементами анализа.

98

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий.

Проблема национального характера, проблема истинного и ложного патриотизма.

Сочинение-миниатюра «Скрытая теплота патриотизма».

Обобщение по всему роману роли народа в истории.

Фронтальный опрос.

Образы Тушина и Тимохина.

«Мысль народная»

99

Образ Наташи Ростовой

Наташа Ростова -это настоящий русский характер

Беседа по основным эпизодам, обобщение, выводы, викторина

100

Заключительный урок по изучению романа «Война и мир». Великая жизнь бессмертного произведения.

Роль романа-эпопеи в развитии русской литературы

Нравственные уроки романа

Обобщение изученного в форме беседы.

Жанр

Композиция

Основные темы

101

РР 15  Подготовка к сочинению. Анализ тезисных планов

Анализ планов сочинений

102

103

РР 16-17  Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

104

 

ВЧ 7 В.Пелевин. «Жизнь насекомых»

Реальность проблем современного мира и иллюзорность существования в нём

105

Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.

Творческие искания.

Индивид.сообщения о жизни и творчестве Достоевского; конспект Хронологическая таблица по учебнику

Маранцман: проблемный анализ романов Достоевского

Литература в школе 2005 №10,11,12 стр. 31-37

Традиционная тема.

106

Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.

Творческие искания Ф.М. Достоевского (индивид.сообщения о романах Достоевского).

Сложный план лекции учителя.

Конспект лекции

Традиционная тема

107

Поиски «человека в человеке» в произведениях Ф. М Достоевского. Особенности творческой манеры Достоевского; психологизм, полиморфизм, авантюрность сюжета, политическая направленность произведений.

Психологизм,

Полиморфизм

Индивид.сообщения (сбор материала) Петербург Достоевского.

Тест на знание текста

Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их.

История 19 века

Пейзажи, интерьеры, сцены уличной жизни.

108

«Преступления и наказание» Ф.М. Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Портрет,образ жизни героя, смысл фамилии

Индивид.сообщения

Комментированное чтение, составление опорной схемы. Наблюдение за развитием сюжета по главам.

Мотивы преступления.

109

Смысл теории Раскольникова (право на «кровь по совести») и разоблачение этой ложной позиции.

Идеологичность романа.

«Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов), их роль в романе.

Индивид.сообщения.

Тест на знание текста

Анализ 3 части романа; развернутый ответ на вопрос.

Идея Раскольникова о праве сильной личности, «сильные мира сего»

110

«Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе

Значение образов Лужина

и Свидригайлова

Беседа «сильные мира сего»

Сравнительная характеристика героев

111

Роль эпизодов  из части 4, главы 5 и «Сон об убийстве лошади». (глава 5 часть 1)

Нравственная победа Порфирия Петровича

Социальные мировоззренческие

Психологические причины преступления.

Сжатый пересказ сцены подготовки к убийству.

112

Самостоятельная работа. «Тема преступления в романе»

Ответы на вопросы

Сообщение «Петербург-город мелких и крупных хищников».

Авторские ремарки

113

Женские образы в романе.

 Роль библейских образов в романе

«Правда» Сони Мармеладовой.

Евангелие, притча о воскрешении Лазаря

Мотив, религиозность.

114

Роль библейских образов в романе

Индивидуальные сообщения

115

Победа человека над теорией Раскольникова. Раскольников и Порфирий Петрович

Сочинение-миниатюра «Почему страдает и терзается Р. Раскольников после преступления?»

Индивид.карточки.

 

.

Воплощение христианского всепрощения

116

РР 18 Обучение характеристике пейзажа, интерьера, детали.

 Мрачный образ Петербурга в романе

Письменная работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»

Сообщения учащихся: пейзажи, интерьеры, сцены уличной жизни

Заочная экскурсия  Петербург Достоевского

117

Признание и наказание. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире

Запись опорного положения Проблемный анализ.

                                   

КИ - 1

118

 РР19 Контрольное изложение – рассуждение отрывка критической статьи о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Композиция  рассуждения

План, вступление и заключение

Композиция рассуждения

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

119

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики.

Особенности художественного мироощущения Чехова.

Индивид.сообщение. Общая характеристика жизни и творчества.

Хронологическая таблица по биографии писателя. Самостоятельная работа по материалам учебника.

Индивид.сообщение по рассказам.

Общественно-политическая жизни 80-90 гг. 19 века.

120

 

А.П. Чехов. «Маленькая трилогия». Идейно-художественное своеобразие

Герой

Рассказчик

Слушатель

Рассказ в рассказе

Индивидуальное сообщение: роль пейзажа, портрета, деталей, особенности речи, ИВС

Работа в группах,

анализ по плану.

Футлярная жизнь

121

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Маленький человек

Герой

Рассказ

Рассказчик

Рассказ в рассказе

Трилогия

Предметная детализация

Сочинение-миниатюра «Кто такие «футлярные люди»?»

Викторина на знание содержания рассказов

Футляр

122

Тема гибели души в рассказе «Ионыч» Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности

Художественная деталь

Собирательный образ

Индивид.сообщение. Поисковое задание.

Сочинение-миниатюра «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

Лингвистический анализ текста. От Старцева к Ионычу

123

А.П. Чехов. «Мелочи жизни» в изображении писателя.

Поэтика Чехова.

Особенности чеховского мироощущения.

Анализ рассказов.

Критики и писатели о Чехове.

124

А.П.Чехов «Студент». Время и свет. Возрождение правды и красоты в рассказе.

Авторская позиция.

Философские раздумья о жизни. Способы постижения глубинных законов жизни

Аналитическая работа с текстом

125

А.П.Чехов «Дама с собачкой». Тема любви в чеховской прозе.

Своеобразие чеховского психологизма. Скрытый лиризм.

Право на любовь – моральная проблема рассказа. Проблемный вопрос: смогут ли герои изменить свою жизнь?

Аналитическая работа с текстом.

Экранизация рассказа

126

РР20 Обучение написанию рецензии на рассказ А.П. Чехова.

Психологизм прозы

Роль худ. детали

Лаконизм

Повествование

Чеховский пейзаж

Скрытый лиризм

Подтекст

План рецензии.

Композиция, речевые клише

127

А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.

Лирическая комедия

Чехов-драматург

Новаторство чеховской драматургии.

Драма пьеса комедия.

128

Система образов. Символический смысл образов вишневого сада.

Жанр конфликт принципы группировки действующих лиц.

Работа над содержанием пьесы.

Характеристика героев.

Внешний и внутренний конфликты.

129

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.

По какому принципу сгруппированы персонажи.

«подводное течение».

130

Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

Система персонажей.

Комментированное чтение.

Рассказ о судьбе Лопахина.

131

 

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Своеобразие жанра.

Своеобразие стиля Чехова.

Аналитическое чтение.

Запись тезисов.

132

Контрольная работа по теме «Литература второй половины 19 века».

133

ВЧ 8

 ВЧ 8 Новаторство Чехова-драматурга в пьесах «Чайка», «Дядя Ваня»

Сценическая судьба пьес

Инсценирование

Рецензия, беседа

134

КС - 2

РР 21 Контрольное сочинение – рассуждение  по творчеству А.П.Чехова

Сочинение – рассуждение, аналогичное части «С»  КИМ ЕГЭ

135-136

ВЧ 9

Читательская конференция. Рекомендации учителя и обучающихся для чтения летом

Резервные уроки: 3

Итого за год: 136  часов.

РР – 21 (15 %, из них  контрольное изложение  – 1, контрольное сочинение – 2)

ВЧ - 9

Литература:

Основная литература:

1. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.:  Русское слово, 2010

2.Учебник: В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2009.

3. С.А.Зинин  Профильное обучение Методические рекомендации Москва  Русское слово 2010

Дополнительная литература:

1. Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. Учебник. Ч.1, 2. 10 кл. М., «Дрофа», 2006.

2. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. – М., «Астрель», 2011.

3. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

3. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М., 2007.

4. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М., «Астрель», 2007.

5. Словарь литературных терминов.

6. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М., «Астрель», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...