Элективный курс «Слово-образ-смысл»
методическая разработка по литературе на тему
Пояснительная записка к элективному курсу "Слово-образ-смысл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_dlya_elektiva.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СЛОВО-ОБРАЗ-СМЫСЛ»
Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова
(34 часа)
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.
Данный курс призван решить следующие задачи:
- интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
- систематизировать, укрепить, развить и расширить те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Итак, учебный курс «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10—11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 | Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении | 07.10 |
2 | Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. | 14.10 |
3 | Прошлое — настоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. | 21.10. |
4 | Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. | 28.10 |
5 | Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. | 3.11 |
6 | Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города). | 11.11 |
7 | Статические и динамические образы. | 18.11 |
8 | Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. | 25.11 |
9 | Образ персонажа. Содержание образа — индивидуальное и типическое. | 2.12 |
10 | Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении. | 9.12 |
11 | Объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор — повествователь — персонаж). | 16.12 |
12 | Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). | 23.12 |
13 | Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. | 30.12 |
14 | Портрет в литературном произведении. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. | 6.01 |
16 | Образ предмета | 13.01 |
17 | Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. | 20.01 |
18 | Деталь как лейтмотив. Деталь как символ | 27.01 |
19 | Эпизод в произведении. Место эпизода в фабуле. | 3.02 |
20 | Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. | 10.02 |
21 | Точка зрения в эпизоде. | 17.02 |
22 | Текст и контекст | 24.02 |
23 | Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст | 2.03 |
24 | Прототип и прототипическая ситуация. | 9.03 |
25 | Аллюзия. Художественная литература и публицистика. | 16.03 |
26 | Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного кон текста). | 23.03 |
27 | Виды интертекстуальных связей | 30.03 |
28 | Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольклорные и т. п. реминисценции | 6.04 |
29 | Произведение и литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. | 13.04 |
30 | Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). | 20.04 |
31 | Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. | 27.04 |
32 | Художественный метод и художественный стиль | 4.05 |
33 | Литературные направления, течения, художественные школы. | 11.05 |
34 | Итоговая работа —1 час. | 18.05 |
резерв | Итоговая работа —1 час. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...
Слово. Образ. Смысл.
Программа внеурочной деятельности для 10 класса. Ориентирована на подготовку к написанию итогового сочинения...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.
Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 ...