Элективный курс «Слово-образ-смысл»
методическая разработка по литературе на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Пояснительная записка к элективному курсу "Слово-образ-смысл"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_dlya_elektiva.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СЛОВО-ОБРАЗ-СМЫСЛ»

Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова

(34 часа)

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
  • систематизировать, укрепить, развить и расширить те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Итак, учебный курс «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10—11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении

07.10

2

Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность.

14.10

3

Прошлое — настоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п.

21.10.

4

Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства.

28.10

5

Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия.

3.11

6

Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города).

11.11

7

Статические и динамические образы.  

18.11

8

Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж.

25.11

9

     Образ персонажа.  Содержание образа — индивидуальное и типическое.

2.12

10

Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении.

9.12

11

Объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор — повествователь — персонаж).

16.12

12

Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты).

23.12

13

Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п.

30.12

14

  Портрет в литературном произведении.

Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь.

6.01

16

Образ предмета

13.01

17

Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула.

20.01

18

Деталь как лейтмотив. Деталь как символ

27.01

19

 Эпизод в произведении. Место эпизода в фабуле.

3.02

20

Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков.

10.02

21

Точка зрения в эпизоде.

17.02

22

Текст и контекст

24.02

23

Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст

2.03

24

Прототип и прототипическая ситуация.

9.03

25

Аллюзия. Художественная литература и публицистика.

16.03

26

Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного кон текста).

23.03

27

Виды интертекстуальных связей

30.03

28

Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольклорные и т. п. реминисценции

6.04

29

Произведение и литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература.

13.04

30

Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица).

20.04

31

Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр.

27.04

32

Художественный метод и художественный стиль

4.05

33

Литературные направления, течения, художественные школы.

11.05

34

Итоговая работа —1 час.

18.05

резерв

Итоговая работа —1 час.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Слово. Образ. Смысл.

Программа внеурочной деятельности для 10 класса. Ориентирована на подготовку  к написанию итогового сочинения...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс)  10-11     Количество часов   68 ...