Вечер по М.Ломоносову
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_po_lomonosovu.doc | 59.5 КБ |
vecher_po_lomonosovu.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ведущий:
Богата славными именами земля русская… Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В. Ломоносова. Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое место.
Чтец:
Русские таланты
Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Еще не зная этому цены,
Пьют сок земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
То силу им через ступни босые
Передает им мать – земля России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
И создает «Войну и мир» и радио,
И революцией к дворцам господ приценивается,
И по луне, прищурив глаз, прицеливается.
Таланты русские – вы гордые таланты,
А гордые таланты, как тараны,
Они любые стены прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси.
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси.
Какие б годы не прошли суровые,
Из вас, поля, из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты новые,
И это вечно, как сама Россия.
1 ведущий:
Ломоносов пришел в науку пешком из далекого северного Приморья. Сын помора – мореплавателя, он знал нужду своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской.
( слайд «Детство»)
Чтец:
… Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в Университете –
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Стольких славных – то и знай.
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
(слайд «19-летний М.Ломоносов отправляется в Москву учиться»)
2 ведущий:
По окончании академии Ломоносов за блестящие успехи в учебе в числе наиспособнейших юношей был вызван из Москвы в Петербургскую Академию наук, а затем послан за границу для дальнейшего учения у величайших ученых того времени.
(слайд «Германия»)
2 ведущий:
В 1741 году Ломоносов возвратился на родину в Академию наук в должности помощника профессора.
В 1745 году в возрасте 34 лет он становится профессором химии.
1 ведущий:
Крестьянский сын Ломоносов стал знаменитым ученым, намного опередившим западную науку, и посвятил всю свою жизнь непримиримой борьбе со всем реакционным и отсталым, что задерживало развитие передовой науки и культуры.
(слайд «Основные научные открытия»)
Чтец:
Он был ученый и поэт,
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – Университет!»
(слайд «Университет»)
3 ведущий:
М.В. Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым химико-физиком вообще.
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.
В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.
4 ведущий:
В 1748 году Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения:
«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому…»
(Демонстрация опытов, иллюстрирующих закон сохранения массы вещества:
- Реакция раствора щелочи со спиртовым раствором фенолфталеина;
- Реакция взаимодействия водного раствора роданида калия с водным
раствором хлорида железа (3);
- Реакция раствора иодида калия с раствором нитрата свинца.)
5 ведущий:
В 1745 году М.В.Ломоносов опровергает широко признанное в то время учение Роберта Бойля о том, что в горении участвует особая теплотворная материя «Теплород» или «флогистон»
1 ведущий:
История о том, как искал секрет горения, и о том, как много сделал для науки великий русский ученый М.В.Ломоносов.
1 ученик:
Ломоносовым подан рапорт:
«мне потребно десяток реторт,
Соли пуд, купороса, угля,
Все химических опытов для.
И дубовых досок для полов».
Отпустили…15 рублев!
Вставал он ни свет, ни заря,
Ни минуты, потраченной зря.
Только опыт, да точный расчет.
В канцелярию подан отчет.
Что потратил – в отчете есть,
А что сделал – потомкам не счесть.
2 ученик:
Было ложное ученье,
Был неправильный закон:
«Что подвержено горенью,
То содержит флогистон».
«Флогистон» - горючий значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон –
Разгулялся флогистон.
Ведущий:
Санкт-Петербург, 1750 год.
Собрались мужи ученые,
Занимали кресла точеные.
Рукава белели манжетами,
А на шеях – цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
Почерненья веществ, побурения.
3 ученик:
Произнес один:
«В полной мере я соглашусь,
Что огонь – материя».
Теплород – флогистон по-научному.
Рады слову все благозвучному.
«Флогистон объясняет горение».
Все кивнули в знак одобрения.
Ведущий:
Говорит другой:
-Я поверю вам.
Все видали горение дерева.
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение.
Все кивнули в знак одобрения.
Вдруг Ломоносов входит в зал,
О фартук руки вытер:
Ломоносов:
- Я все проверил, доказал.
Прошу, мужи науки!
4 ученик:
- Куда? – по залу сразу шум.
Ломоносов:
- В лабораторию прошу!
4 ученик:
- Зачем?
Ломоносов:
- Я ставлю опыт.
Ведущий:
А за спиною шепот:
4,5 ученики:
- Мужик! Невежа! Что за тон!
Ломоносов:
- Смотрите и не спорьте!
5 ученик:
- Но всем известно флогистон…
Ломоносов:
-В запаянной реторте
Свинец я грею. Отчего
Металла потемненье?
4 ученик:
- Забрался флогистон в него,
С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов:
- Не в этом суть горенья!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез,
Ваш флогистон хваленный!
Ведущий:
Молчат ученые мужи!
Ты им попробуй, докажи!
5 ученик:
- А все ж свинец темнее стал!
Ломоносов:
Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный!
Ведущий:
Не знали слова кислород,
Но видел далеко вперед
Великий наш ученый!
3 ведущий:
В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских ученых и геодезистов. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава «для получения большого зеркала в рефлекторе», изобрел «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В 1761 году, проводя астрономические наблюдения, установил наличие атмосферы на Венере. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой «аэродромной машины», совершенствовал водяные двигатели и насосы.
Чтец:
Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия». Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 кв.м. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена.
Будучи увлеченным красотой получившихся образцов стекла для мозаичных картин. М.В.Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И.И.Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
…Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
…Мы должны здравия и жизни часть Стеклу,
Какую надлежит ему принесть хвалу!
По долговременном теченьи наших дней
Тускнеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство.
Что может в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие – досада!
Одно лишь нам стекло в сей бедности отрада:
Оно способствием искусные руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Во зрительных трубах Стекло являет нам
Колико дал Творец пространство небесам.
…Далече до конца стеклу достойных хвал
На кои целый год бы мне достал.
Затем уже слова похвалы оставляю,
И что об нем писал, то делом начинаю.
4 ведущий:
М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского зыка. Он писал: «Языка нашего небесна красота, в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского языка». М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.
Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени.
Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии, Н.В.Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
Чтец:
Красивы оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными строками «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Реченьем вашим показать
То может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыни
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
4 ведущий:
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном им в 1761 г. сочинении «О размножении и сохранении российского народа». Большое внимание уделил Ломоносов в этой работе борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Ученик:
В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределы России. В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 году 10 октября Ломоносова в торжественной обстановке избрали почетным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 году в апреле Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.
(слайд «Поэт и художник М.В.Ломоносов)
1 ведущий:
Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлину, неотлучно находившемуся при нем: «Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».
4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Предварительный просмотр:
1 ведущий:
Богата славными именами земля русская… Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В. Ломоносова. Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое место.
Чтец:
Русские таланты
Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Еще не зная этому цены,
Пьют сок земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
То силу им через ступни босые
Передает им мать – земля России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
И создает «Войну и мир» и радио,
И революцией к дворцам господ приценивается,
И по луне, прищурив глаз, прицеливается.
Таланты русские – вы гордые таланты,
А гордые таланты, как тараны,
Они любые стены прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси.
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси.
Какие б годы не прошли суровые,
Из вас, поля, из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты новые,
И это вечно, как сама Россия.
1 ведущий:
Ломоносов пришел в науку пешком из далекого северного Приморья. Сын помора – мореплавателя, он знал нужду своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской.
( слайд «Детство»)
Чтец:
… Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в Университете –
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Стольких славных – то и знай.
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
(слайд «19-летний М.Ломоносов отправляется в Москву учиться»)
2 ведущий:
По окончании академии Ломоносов за блестящие успехи в учебе в числе наиспособнейших юношей был вызван из Москвы в Петербургскую Академию наук, а затем послан за границу для дальнейшего учения у величайших ученых того времени.
(слайд «Германия»)
2 ведущий:
В 1741 году Ломоносов возвратился на родину в Академию наук в должности помощника профессора.
В 1745 году в возрасте 34 лет он становится профессором химии.
1 ведущий:
Крестьянский сын Ломоносов стал знаменитым ученым, намного опередившим западную науку, и посвятил всю свою жизнь непримиримой борьбе со всем реакционным и отсталым, что задерживало развитие передовой науки и культуры.
(слайд «Основные научные открытия»)
Чтец:
Он был ученый и поэт,
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – Университет!»
(слайд «Университет»)
3 ведущий:
М.В. Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым химико-физиком вообще.
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.
В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.
4 ведущий:
В 1748 году Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения:
«Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому…»
(Демонстрация опытов, иллюстрирующих закон сохранения массы вещества:
- Реакция раствора щелочи со спиртовым раствором фенолфталеина;
- Реакция взаимодействия водного раствора роданида калия с водным
раствором хлорида железа (3);
- Реакция раствора иодида калия с раствором нитрата свинца.)
5 ведущий:
В 1745 году М.В.Ломоносов опровергает широко признанное в то время учение Роберта Бойля о том, что в горении участвует особая теплотворная материя «Теплород» или «флогистон»
1 ведущий:
История о том, как искал секрет горения, и о том, как много сделал для науки великий русский ученый М.В.Ломоносов.
1 ученик:
Ломоносовым подан рапорт:
«мне потребно десяток реторт,
Соли пуд, купороса, угля,
Все химических опытов для.
И дубовых досок для полов».
Отпустили…15 рублев!
Вставал он ни свет, ни заря,
Ни минуты, потраченной зря.
Только опыт, да точный расчет.
В канцелярию подан отчет.
Что потратил – в отчете есть,
А что сделал – потомкам не счесть.
2 ученик:
Было ложное ученье,
Был неправильный закон:
«Что подвержено горенью,
То содержит флогистон».
«Флогистон» - горючий значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон –
Разгулялся флогистон.
Ведущий:
Санкт-Петербург, 1750 год.
Собрались мужи ученые,
Занимали кресла точеные.
Рукава белели манжетами,
А на шеях – цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
Почерненья веществ, побурения.
3 ученик:
Произнес один:
«В полной мере я соглашусь,
Что огонь – материя».
Теплород – флогистон по-научному.
Рады слову все благозвучному.
«Флогистон объясняет горение».
Все кивнули в знак одобрения.
Ведущий:
Говорит другой:
-Я поверю вам.
Все видали горение дерева.
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение.
Все кивнули в знак одобрения.
Вдруг Ломоносов входит в зал,
О фартук руки вытер:
Ломоносов:
- Я все проверил, доказал.
Прошу, мужи науки!
4 ученик:
- Куда? – по залу сразу шум.
Ломоносов:
- В лабораторию прошу!
4 ученик:
- Зачем?
Ломоносов:
- Я ставлю опыт.
Ведущий:
А за спиною шепот:
4,5 ученики:
- Мужик! Невежа! Что за тон!
Ломоносов:
- Смотрите и не спорьте!
5 ученик:
- Но всем известно флогистон…
Ломоносов:
-В запаянной реторте
Свинец я грею. Отчего
Металла потемненье?
4 ученик:
- Забрался флогистон в него,
С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов:
- Не в этом суть горенья!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез,
Ваш флогистон хваленный!
Ведущий:
Молчат ученые мужи!
Ты им попробуй, докажи!
5 ученик:
- А все ж свинец темнее стал!
Ломоносов:
Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный!
Ведущий:
Не знали слова кислород,
Но видел далеко вперед
Великий наш ученый!
3 ведущий:
В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских ученых и геодезистов. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава «для получения большого зеркала в рефлекторе», изобрел «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В 1761 году, проводя астрономические наблюдения, установил наличие атмосферы на Венере. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой «аэродромной машины», совершенствовал водяные двигатели и насосы.
Чтец:
Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия». Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 кв.м. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена.
Будучи увлеченным красотой получившихся образцов стекла для мозаичных картин. М.В.Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И.И.Шувалову:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
…Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
…Мы должны здравия и жизни часть Стеклу,
Какую надлежит ему принесть хвалу!
По долговременном теченьи наших дней
Тускнеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство.
Что может в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие – досада!
Одно лишь нам стекло в сей бедности отрада:
Оно способствием искусные руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Во зрительных трубах Стекло являет нам
Колико дал Творец пространство небесам.
…Далече до конца стеклу достойных хвал
На кои целый год бы мне достал.
Затем уже слова похвалы оставляю,
И что об нем писал, то делом начинаю.
4 ведущий:
М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского зыка. Он писал: «Языка нашего небесна красота, в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского языка». М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.
Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени.
Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии, Н.В.Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
Чтец:
Красивы оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными строками «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Реченьем вашим показать
То может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыни
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
4 ведущий:
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном им в 1761 г. сочинении «О размножении и сохранении российского народа». Большое внимание уделил Ломоносов в этой работе борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.
Ученик:
В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределы России. В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 году 10 октября Ломоносова в торжественной обстановке избрали почетным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 году в апреле Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.
(слайд «Поэт и художник М.В.Ломоносов)
1 ведущий:
Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлину, неотлучно находившемуся при нем: «Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».
4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова...
Викторина ко 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Развивающая игра в форме викторины.Состоит из презентации с вопросами, ответами и иллюстрациями и текстовым файлом....
Из истории открытий Ломоносова. Мозаичное художество
Мозаики Ломоносова - не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новом...
Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."
Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....
Вечер М.В. Ломоносова
Вечер, посвященный жизни великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова...
Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»
1. Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...
Сценарий вечера "Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)
Игра "Что? Где? Когда?...