Сценарий вечера "Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)
методическая разработка по биологии
Предварительный просмотр:
Cценарий вечера. Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову).
Гимназическая ассамблея
«Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)
Слово «ассамблея» пришло к нам из французского языка и означает «собрание». 9 февраля 2007 года была открыта первая гимназическая ассамблея, завершившая декаду естественно-математических наук.
Три команды старшеклассников соперничали в пяти турах игры «Что? Где? Когда?». Каждый тур соответствовал определенной области знаний, в которой работал М.В. Ломоносов, и сменялся эпизодами, представляющими судьбоносные отрывки из жизни великого ученого.
Исторические костюмы и цитаты из произведений ученого воссоздавали атмосферу 18 века.
Вопросы туров и ответы на них озвучивал отдельный ведущий. Ответы команд подавались в жюри письменно, время вопроса (1 минута), ограничивалось музыкой А. Вивальди «Времена года. Весна»
Сценарий
1 ведущий. «… Слава Россов, неподражаемый бессмертный Ломоносов»
2 ведущий. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.
1 ведущий. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, - писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове.
Тур физика
М.В. Ломоносов «… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением».
1 вопрос
С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов?
(Термометр, формула, атмосфера, барометр)
1 мин.(звуковой таймер, музыка). Если есть желающие ответить в зале, то ведущий предоставляет эту возможность. Затем объявляется правильный ответ.
2 вопрос
26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?
(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)
Первый эпизод
2 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается 8 (19) ноября 1711 г. Место рождения М. Ломоносова – деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.
Музыка (С. Рахманинов, 1-й концерт)
1 ведущий. Это была область сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов, заплывавших вплоть до Шпицбергена. Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова.
Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой или зуйком, а потом помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка».
Ломоносов:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния безгрозных туч
Стремиться от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар.
2 ведущий. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
1 ведущий. «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей»,- сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.
Учащийся читает «Отрок» А.С. Пушкина
Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Иные тебя ожидают заботы:
Будешь умы умолять, будешь помощник царя!
1 ведущий. В январе 1731 г. М. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение.
М.Ломоносов: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил».
Тур география
М. Ломоносов: «... Российского пространства света
Собрав на малы чертежи,
И грады, оною спасенны,
И села, ею же блаженны,
География, покажи».
1 вопрос
Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица. Как вы думаете, что ответил Ломоносов?
(Это экономические карты для географического департамента)
2 вопрос
До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?
( Самопишущий компас и механический лат)
Второй эпизод
Музыка Боккерини «Менуэт»
2 ведущий. В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайлу Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.
1 ведущий. В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».
Ученик читает из оды «На взятие Хотина»
… Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, росская победа!
Но враг, что от меня ушёл,
Боится собственного следа.
Тогда, увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их,
И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.
По-русски ещё никто не писал такими стихами.
1 ведущий. Во Фрейнберге Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии, и в 1841 году сформировавшемся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук.
Тур химия
М.В. Ломоносов «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».
1 вопрос
Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Что в чёрном ящике?
(Состав для получения фарфора – фарфоровая посуда)
2 вопрос
В 1756 году Ломоносов писал: «... Между разными химическими опытами, которые в журнале на 13-ти листах, деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, пребывает ли вес металла от чистого жару...». Чем знаменит и важен опыт М. Ломоносова? Ложное мнение какого славного ученого опроверг этот опыт?
(Этот опыт опроверг концепцию английского ученого Роберта Бойля и дал возможность сформулировать закон сохранения массы веществ)
Третий эпизод
(сценка Ломоносов и Рихман ставят химические опыты)
На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты.
Ломоносов: Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложения.
Рихман: Какое же?
Ломоносов: Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.
Происходит взрыв, дым.
Рихман: Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.
Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.
Ломоносов: (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.
Читая, уходят.
1-й ведущий: На это в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.
2-ой ведущий: К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.
1-й ведущий: Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.
Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.
Выходит на сцену Ломоносов
Ломоносов:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глазах.
Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.
Необходимо к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.
Уходит.
1-й ведущий: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение.
2-ой ведущий: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.
1-й ведущий: Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.
2-ой ведущий: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.
Тур история и языкознание
М. Ломоносов «Открой мне бывшие, о древность, времена;
Ты разности вещей и чудных дел полна»
1 вопрос
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
«Мы были очень удивлены, - вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; - таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»
Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.
(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)
2 вопрос
Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать.
(Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая)
Четвёртый эпизод
(Елизавета и Ломоносов)
На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.
Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.
Ломоносов кланяется.
Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!
Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.
Ломоносов садится.
Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….
Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.
Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.
Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.
Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось.
(Откладывает листы в сторону, задумываясь)
Ломоносов:
О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать!
Тур Ломоносов-просветитель
М.В. Ломоносов: «Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут...»
1 вопрос
В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды « Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «… чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд?
(«Краткое руководство к красноречию»,которое чаще всего называли просто «Риторика )
2 вопрос
Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?
(25 января 1755 года)
Команды оглашают основные итоги научной деятельности ученого-энциклопедиста.
1 команда
Ломоносов создаёт теорию самосвечения комет и полярных сияний.
Ломоносов доказывает возможность Северного морского пути в Индию.
Ломоносов разрабатывает принципы новой науки – «Экономической географии».
Ломоносов составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды.
Ломоносов устанавливает факт происхождения древнерусского языка от славянского.
2 команда
Ломоносов изобретает « ночезрительную трубку», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
Ломоносов разрабатывает принципы новой науки – «физической химии» и элементы «математической химии»
Ломоносов создает теории стилей в русском языке и разрабатывает правила грамматики русского языка.
Ломоносов изготовил 40 мозаичных картин, создав русское мозаичное искусство.
Ломоносов опровергает норманскую теорию происхождения Древнерусского государства.
3 команда
Ломоносов создаёт учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. В 19 веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
Ломоносов открывает закон сохранения массы и движения
Ломоносов разрабатывает новые стихотворные размеры
Ломоносов подготовил проект учреждения Московского университета и получил в своё заведование академическую гимназию и университет.
Ломоносов избран почётным членом Петербургской Академии художеств почётным членом Болонской (Италия) академии наук и почётным членом Шведской академии наук.
Звучит двойной концерт И.С. Баха и ученик читает стихотворение «М. Ломоносов»Н. Рыжова
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайла Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайла Ломоносов
Родившейся под северной звездой.
Жюри подводит итоги, вручает грамоты и награды.
Список литературы
1. Ломоносов М.В. Избранное.-М: Детская литература, 1981 г.-(Поэтическая библиотечка школьника)
2. Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. -М.: Просвещение, 1960 г.
3. «Ломоносов М.В.» -М: Школьная библиотека, 2006 г.
4. Муратов М. Юность Ломоносова- М: Детгиз, 1955 г.
5. Равич Н.А. Повесть о великом поморе. -М: Детская литература, 1969 г.
6. Сизова М. Михайло Ломоносов -М: Молодая Гвардия, 1954 г.
7. Шапира Н. Ломоносовский турнир //Литература- Первое сентября, 2006 г. № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Наш первый университет"
Цель урока: 1) Познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова (периоды жизни и творчества, касающиеся физики и химии особенно);2) Познаком...
«М.В. Ломоносов – наш первый университет»
Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Разработка занятия построена на межпредметных связях.Презентация содержит кроссворд, в...
Сценарий мероприятия "Погибшим в террористических актах посвящается..."
Проводится мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции.Задачи: воспитание чувства сострадания и соучастия к жертвам терроризма, неприятия жестокости и насилия; вызвать отрицание терроризма ...
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
Урок мужества "100- летию Первой мировой посвящается..."
сценарий урока посвященной Первой мировой войны...
Сценарий "Ломоносовская ассамблея"
Ломоносовская ассамблея - это театрализованное представление достижений М.В.Ломоносова в разных сферах егодеятельности. Она явилась заключительным мероприятием Ломоносовской недели в школе. Театрализа...
Первые университеты
Презентация "Первые университеты"...