Из истории открытий Ломоносова. Мозаичное художество
творческая работа учащегося по мхк (6 класс) по теме

Кинзябулатова Гульнара Сарваровна

 

Мозаики Ломоносова - не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Он не занимался простым копированием живописных образцов и не пытался скрыть свой необычайный материал. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство мозаики, использующее всё великолепие своего материала и решающее свои задачи в значительной мере независимо от живописи. Ломоносов прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщённого художественного впечатления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Первомайское

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Районные Менделеевские чтения,

посвященные 300-летию со дня рождения

великого русского ученого М.В.Ломоносова

РЕФЕРАТ

на тему:

Из истории открытий Ломоносова. Мозаичное художество

Выполнила ученица 6 класса

МБОУ СОШ с. Первомайское

Исхакова Гузалия

Научный руководитель

Кинзябулатова Гульнара Сарваровна

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова …………………………………………5

Мозаичное художество …………………………………………………………10

Мозаичная мастерская и фабрика ……………………………………………..13

Увековечивание Михаила Ломоносова  в мозаике …………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………..17

Библиография …………………………………………………………………..19


Введение

Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Великий русский ученый и поэт Ломоносов оказал громадное воздействие на весь ход развития русской филологической культуры, в том числе на развитие русского литературного языка. Разнообразно и щедро одаренный от природы, обладая не только творческим гением, но также обширным, трезвым и светлым умом, горячо преданный родине и потребностям ее культурного преуспеяния, Ломоносов, как никто из его предшественников и современников, сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые нужды ее развития. Главную долю своих поистине неиссякаемых духовных сил Ломоносов постоянно уделял занятиям в области физики и химии. Но, глубоко погруженный в эти свои специальные занятия, Ломоносов все же умел находить и время, и вдохновение как для поэзии, так и для собственно филологических работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике.

Наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, Ломоносов прославился и как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Он был величайшим поклонником мозаики. Последние семнадцать лет своей жизни он самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством вплоть до самой смерти.

Мозаики Ломоносова - не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Он не занимался простым копированием живописных образцов и не пытался скрыть свой необычайный материал. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство мозаики, использующее всё великолепие своего материала и решающее свои задачи в значительной мере независимо от живописи. Ломоносов прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщённого художественного впечатления.

Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам. Ни одна европейская мастерская, не выполнила столько портретов, как Ломоносовская. Ломоносов, руководящий этими работами и принимавший в них непосредственное участие, показал себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения. Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики.

Наиболее известные работы Ломоносова: портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765); но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Пётр (с картины П.-П. Рубенса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории открытия Америки.

Текстовый конспект по теме....

История. Открытый урок

Разработка урока по истории 9 класс по теме "Экономическая политика коасных и белых". В работу включены: презентация, лист самоконтроля учещегося, ход урока....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...