Программа по литературе. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Щетиновская СОШ»
____________________ (________________)
________________________________
(дата)
М.П.
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
Автор: Коровина В.Я.
8 класс
Составитель:
Салтыкова Виктория Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
2013 г.
Структура рабочей программы.
Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
«Шемякин суд» ( из древнерусской литературы),
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»,
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
С.А. Есенин «Пугачёв»
И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»
Рабочая программа включает произведения, реализующие региональный компонет в обучении:
М.Еськов «Зёрнышки»
М. Лагутич «После пожара»
Е. К. Маслов Стихотворения
Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе. Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что авторская программа не предусматривает количество часов на изучение той или иной темы. Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно, в последовательность изучения тем и разделов изменения не внесены. Рабочая программа предлагает для внеклассного чтения трагедию Пушкина «Скупой рыцарь», не предусмотренную авторской программой.
Рабочая модифицированная программа (базовый уровень) ориентирована на содержание авторской программы и включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с фольклора и заканчивая современной литературой.
Авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В федеральном и региональном базисных учебных планах, в учебном плане школы 68 часов ( 2 часа в неделю).
Модифицированная рабочая программа включает темы, реализующие региональный компонент в обучении, соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования» и предусматривает
На изучение произведений – 45 часов,
на развитие речи – 9 часов,
на внеклассное чтение – 10 часов,
контрольные работы – 4 часа
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2008 – 2012г.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Работа на уроках литературы в 8 классе предполагает развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило основные цели обучения литературе в 8 классе
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися, умение анализировать текст художественного произведения. Именно формированию навыков выразительного чтения, анализа способствует изучение литературы в 8 классе.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
- сохранение физического и психического здоровья обучающихся.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей,
- сравнение и сопоставление,
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
- самостоятельное выполнение различных творческих работ,
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- составление плана, тезиса, конспекта,
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Программа реализует идею межпредметных связей ( изоискусство, музыка, русский язык, иностранные языки, история, география) при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приёмы обучения, виды деятельности обучающихся на уроке.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, уроки-консультации, уроки-зачёты, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, уроков творчества, уроки-экскурсии, межпредметных интегрированных уроков.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (сказка, рассказ, былина, ода, лирическое стихотворение)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)
- написание сочинений;
-лексические диктанты;
Виды деятельности учащихся на уроке:
- систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление;
- беседа по вопросам;
- составление планов;
- краткие, выборочные и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у обучающихся;
- анализ стихотворения; эпизода;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий;
- редактирование;
- конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, справочников.
Программа предусматривает следующие виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, сочинение на литературную тему , создание собственных былины, сказки, рассказа, тестирование, задания на установление соответствия.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, зачёт, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Тестовые задания, сочинение по исходному тексту – важнейшие формы проверки знаний обучающихся, необходимые для подготовки к экзаменам в форме ГИА.
Тетради обучающихся 8 класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются не реже 1 раза в месяц у всех учеников, в тетрадях по развитию речи каждая работа.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов (всего) | На изучение произведений | На развитие речи | На внеклассное чтение | Контрольные работы |
Введение. | 1 | 1 | |||
Устное народное творчество. | 3 | 3 | |||
Из древнерусской литературы. | 2 | 1 | 1 | ||
Из литературы 18 века | 2 | 1 | 1 | ||
Из русской литературы XIX века. | 32 | 22 | 5 | 3 | 2 |
Из русской литературы XX века. | 20 | 11 | 3 | 5 | 1 |
Зарубежная литература. | 7 | 6 | 1 | ||
Итоговое повторение | 1 | 1 | |||
Итого | 68 | 45 | 9 | 10 | 4 |
Раздел 3 Содержание программы
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (3ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Фольклор Курской области.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы ( 2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Курский край в древнерусской литературе.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (32ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри»: Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении Посещение Гоголем Курска. Его впечатления о городе.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы/Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. Лесков неоднократно бывал в Курске. В своих произведениях: «Очарованный странник», «Овцебык», «Печорские антики» и других – довольно часто описывал наши места, курян, их нравы и обычаи.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Граф Лев ТОЛСТОЙ и Курская губерния. Пьеса «Плоды просвещения» о судьбах курских безземельных крестьян. Соловьиный край и куряне неоднократно упоминаются во многих произведениях Толстого.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Имена А. Фета и Ф Тютчева на карте Курской области.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. Антон Павлович Чехов и Курский край. Курский край в рассказах писателя.
Шутливый рассказа «Самый большой город России». Город Тим, который англичанин на карете пересекал целые сутки из-за непролазной грязи на центральной улице.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (20ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Евгений Кириллович Маслов «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты». Любовь к родной земле, защита своей страны.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Н. Асеев «Осень», Музыка из окон», Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов»,
Л. Н. Маслова «Мой город»
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;
И. Бунин. «У птицы есть гнездо» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы ( 7ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. и' «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Произведения для заучивания наизусть.
1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
7. О Родине и родной природе ( 2 – 3 стихотворения на выбор).
8. Е.К. Маслов 2 -3 стихотворения на выбор
Для самостоятельного чтения
Фольклор.
Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буйные...». «Авдотья Рязаночка».
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.
К. Ф. Р ы л е е в. «Я ль буду в роковое время...». «Иван Сусанин2.
П. А. Вяземский. «Тройка».
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.
А. В. Кольцов. «Русская песня». «Разлука».
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». «Повести Белкина».
М.Ю.Лермонтов. «Маскарад».
Н. А. Н е к рас о в. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. «Певцы».
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». «Самый большой город земли» и другие рассказы на выбор
Из русской литературы XX века
И. Ф. Анненский. «Снег».
Н. Асеев «Осень»
Д.С.Мережковский.«Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. «Безглагольность». «Меж подводных стеблей...».
А. А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).
М. А. Волошин. «Коктебель».
А. А. Ахматова. «Вечером». «Проводила друга до передней...».
С. А. Есенин. «Письмо матери».
Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».
А.. Т. Аверченко. О шпаргалке.
А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.
В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
А. С. Грин. Бегущая по волнам.
Н. Н. Дубов. Горе одному.
Ч. . Айтматов. Ранние журавли.
Л.. С. Соболев. Морская душа».
В.. Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».
М.Еськов «Зёрнышки»
М. Лагутич «После пожара»
Е. К. Маслов Стихотворения
Из зарубежной литературы
Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Двенадцатая ночь». Ж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В. Скотт. «Айвенго».
П. М е р и м е. «Таманго».
Г. Уэллс. Война миров.
Э. По. Золотой жук.
Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 класса
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 8 классе являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» полностью соответствуют Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен: знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, А.А. Блока,
Е.К. Маслова
• основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление ); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Уметь
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел 5
Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся
Раздел 6 Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во ча- сов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | ||
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…» | 1 | ||
3 | Исторические песни. Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. | 1 | ||
4 | Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. | 1 | ||
5 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | 1 | ||
6 | Внеклассное чтение «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17века. Новые литературные герои -крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатиры. | 1 | ||
7 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | 1 | ||
8 | Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» ( на примере 1-2 произведений») | 1 | ||
9 | И.А. Крылов - поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». «Обоз». Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства | 1 | ||
10 | Внеклассное чтение. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | 1 | ||
11 | К.Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Предводитель казаков – Ермак Тимофеевич .Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке | 1 | ||
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | 1 | ||
13 | Семинар. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | |||
16 | Гринев: жизненный путь героя, Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | ||
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | ||
18 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и о реалистическом произведении. | 1 | ||
19 | Развитие речи. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | ||
20 | А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Эпилог, его место в философской концепции повести. | 1 | ||
21 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | ||
22 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. | 1 | ||
23 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. | 1 | ||
24 | Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 1 | ||
25 | Развитие речи. Анализ эпизода в поэме «Мцыри». | 1 | ||
26 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. Гоголь в Курске. | 1 | ||
27 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | ||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | ||
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | ||
30 | Развитие речи. Роль эпизода в драматическом произведении ( на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») | 1 | ||
31 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 1 | ||
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | ||
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | ||
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык | 1 | ||
35 | Контрольная работа По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | ||
36 | Н.С. Лесков Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 1 | ||
37 | Л. Н. Толстой.. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | ||
38 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | 1 | ||
39 | Внеклассное чтение Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество» | 1 | ||
40 | Внеклассное чтение Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 1 | ||
41 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | ||
42 | И.А. Бунин Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. | 1 | ||
43 | А.И. Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | ||
44 | Развитие речи Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | 1 | ||
45 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении , ее современное звучание и смысл. | 1 | ||
46 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме. | 1 | ||
47 | Развитие речи Урок-конференция . Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. | 1 | ||
48 | Развитие речи Урок-конференция . Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | ||
49 | И.С. Шмелев Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 1 | ||
50 | Внеклассное чтение Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». | 1 | ||
51 | Контрольная работа По творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина. | 1 | ||
52 | М.А. Осоргин Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | ||
53 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | ||
54 | Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | 1 | ||
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Твардовского в поэме. | 1 | ||
56 | Внеклассное чтение А.П. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1 | ||
57 | Развитие речи Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), | 1 | ||
58 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | 1 | ||
59 | Развитие речи Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» ( произведение по выбору учащегося). | 1 | ||
60 | Внеклассное чтение Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «Встреча», «Привет, Россия», | 1 | ||
61 | Внеклассное чтение Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!»,Дон Аминадо «Бабье лето», И.Бунин «У птицы есть гнездо». | 1 | ||
62 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | 1 | ||
63 | Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной».Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | ||
64 | Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | ||
65 | Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 1 | ||
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения. | 1 | ||
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | ||
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 |
Раздел 7 Учебно-методическое сопровождение
1. Программа
1.Программа общеобразовательных учреждений .Литература 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной.- М. : « Просвещение», 2007 г.
2. Учебные пособия
2.Литература. 8кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 1. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.- М.:Просвещение,2010-2012 г.
2.1Литература. 8кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.- М.:Просвещение,20010-2012
2.2. Коровина В.Я. И др. Читаем, думаем, спорим…8 класс. – М.: Просвещение, 2008
3. Методические пособия
3.Егорова Н.В. . Поурочные разработки по литературе.8 класс. М.: Издательство «Вако», 2011
3.1. Литература: тематическое планирование. 5-8 классы / сост. Л.П.Макарова.- Л64 Волгоград: Учитель, 2009.
3.2 Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс, М.: «Вако», 2012
3.3. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса. Литература. Русская классика, под. редакцией Беленького Г.И., М., 1998
3.4. Журнал «Литература в школе» 2000 – 2010 гг.
4. Контрольно-измерительные материалы
4.1. Миронова Н. А. Тесты по литературе 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература 8класс». – М.: Экзамен,2009
4. 2 Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 класс, М.: «Олимп», 2012
4.3. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2007
Электронные пособия
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”..
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...