Опыт работы по литературе в разделе регионального компонента
статья по литературе на тему
Тема «Воспитание чувства прекрасного, любви к родному краю и городу Ставрополю при изучении произведений ставропольских писателей»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
учителя русского языка и литературы
Турецкой Елены Юрьевны.
В условиях становления российской государственности, духовно-нравственного возрождения России усиливается значение русского языка и литературы для формирования самосознания народа. Русская литература, язык являются отражением и неотъемлемой частью национальной культуры, поэтому обучение родному языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры народа. Роль урока словесности в школе особо значима. Речь идет о формировании чувств и ценностей, идей и идеалов тех, кто входит в жизнь, нового поколения. Вслед за Е. Ильиным хотелось бы повторить: «Уроки литературы должны стать уроками жизни». В литературе все: эмоции, нравственные приоритеты человечества, вера и убеждения, этика и эстетика, социология и психология.
Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Работая над темой «Воспитание чувства прекрасного, любви к родному краю и городу Ставрополю при изучении произведений ставропольских писателей», особое внимание уделяю вопросам нравственности, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с помощью таких приемов, как доверие, просьба, скрытая инструкция, авансирование, поощрение, высокая оценка детали. Считаю, что внимательное, деликатное отношение к ребенку является одним из способов повышения нравственности и общей культуры учащегося.
Ведущая идея моего педагогического опыта – воспитание чувства любви к родному Ставрополью, патриотизма и гордости по отношению к своему городу и краю, формирование активной, коммуникабельной личности, способной к самообразованию, самоопределению, самореализации и адаптации в меняющихся условиях современности.
С этой целью я использую разнообразные формы и методы работы. Следуя теории М. Бахтина, для создания архитектонического целого, учу детей обращаться к прошлому, вживаясь в образы героев, видению их изнутри для модели собственного идеального будущего. На примере очерка И.Д. Сургучева «Китеж» учащимся дана возможность увидеть наш город в процессе его динамического конструирования, создания во времена его рассвета и упадка. Так как текст написан неравнодушно, то картины, ушедшие в далекое прошлое и воспроизводимые автором, ребята могут видеть, восстанавливая их в процессе чтения перед своим умственным взором, переживать ту предметность, которая по определенным причинам уже исчезла, но без которой невозможно составить представление о нашем историческом городе. Казалось бы, специфика изучаемого материала, атмосфера доверия на уроке должны давать положительные результаты духовно-нравственного воспитания. на сегодня существует ряд факторов, отрицательно влияющих на результаты воспитания, а иногда, к сожалению, и сводящих их к нулю:
- изменение или полное исчезновение нравственных ориентиров;
- пагубное воздействие СМИ (то «разумное, доброе, вечное», что закладывается в течение месяца, года на уроках литературы, способны разрушить несколько серий «Счастливы вместе» или «Дома 2»);
- чрезмерное увлечение компьютерными играми;
- отсутствие тяги к хорошей книге, к чтению.
Учитывая это, попробовала перестроить работу на уроках. Классы делю на творческие группы. Каждая получает заранее задание. Это позволяет развивать познавательную активность ребят, их способности, художественный вкус; на ранних стадиях обучения выявлять одаренных детей, формировать умение работать в команде. Несмотря на кажущуюся однотипность, формы работы постоянно меняются:
- подготовка сообщений (в старших классах презентаций) типа «жизнь и творчество», «тема Родины в творчестве…» и др.;
- заочные экскурсии по местам, связанным с именем того или иного поэта или писателя;
- инсценировка эпизодов произведений;
- составление сценариев литературно-музыкальных композиций;
- классные конкурсы чтецов.
Возникает необходимость всем учащимся, доже «слабым» и ленивым, включаться в работу, чтобы не подвести товарища. Результатом коллективного творческого труда являются нестандартные интегрированные уроки: урок-путешествие, урок-спектакль, урок-концерт, урок-экскурсия, переписка, встреча с писателем, исследовательская работа в музее, архиве, например, урок-экскурсия в музей региональной литературы и литературного краеведения государственного университета по тематике: 1. Два «берега» ставропольской литературы: С.П. Бабаевский и А.И. Солженицын.
2. Современная литература Северного Кавказа; урок путешествие по сургучевским местам Ставрополя; урок-концерт «Частица Родины моей…». Участие в научно-методических семинарах «Textus», проходимых под руководством профессора К.Э. Штайн, литературных конференциях (краевая библиотека им. М.Ю. Лермонтова, СГУ).
Руками учащихся выполняются наглядные пособия (карты-схемы путешествий, генеалогическое древо писателя (поэта), презентации).
Анализируя разработанные и проведенные мною уроки по творчеству И. Кашпурова, И. Сургучева, В. Гнеушева, В. Ходарева и других ставропольских поэтов и писателей, можно сделать вывод о том, что национально-региональный компонент обеспечивает личности возможность установления духовной связи между собой и своим народом, формирует чувство принадлежности к национальной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт введения регионального компонента в образовательный процесс ДШИ п.Черноморского
Понятие «Кубановедение» - сталь приоритетной национальной идеей образования детей и молодежи. Музыкальный фольклор ...
Опыт введения регионального компонента в образовательный процесс ДШИ п.Черноморского
Понятие «Кубановедение» - сталь приоритетной национальной идеей образования детей и молодежи. Музыкальный фольклор ...
Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
Из опыта работы "Использование регионального компонента на уроках литературы"...
Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»
Отчетоб итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...
Урок литературы с использованием регионального компонента.
Урок литературы с использованием регионального компонента. Знакомство с поэмой А. Кошманова "Казачья вольница"...
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...