Изучение событий 30-50 годов на основе литературных текстов и исторических документов
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Сизякова Елена Николаевна

Данный материал подготовлен для участия в работе проблемной группы.

Цель работы проблемной группы:

1. Обобщение опыта учителей города Владимира по формированию у учащихся метапредметных и предметных учебных действий на основе взаимодействия учителей русского языка и литературы и истории и обществознания.

2. Создание хрестоматии, включающей в себя исторический литературный материал, отражающий события 30-50х годов XX века.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением иностранных языков г.Владимира»

Литературный и исторический материал, отражающий события 30-50-х годов  

ХХ века.

                                                                                                                                      Подготовила                

  учитель I категории

Сизякова Елена Николаевна

                                       Владимир 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемная группа «Пути изучения событий 30-50х годов XX века на основе исторических и литературных источников»

Данный материал подготовлен для участия в работе проблемной группы.

Цель работы проблемной группы:

1. Обобщение опыта учителей города Владимира по формированию у учащихся метапредметных и предметных учебных действий на основе взаимодействия учителей русского языка и литературы и истории и обществознания.

2. Создание хрестоматии, включающей в себя исторический литературный материал, отражающий события 30-50х годов XX века.

Индустриализация.

«В области ребусов, шарад, шарадоидов, логогрифов и загадочных картинок пошли новые веяния. Работа по старинке вышла из моды. Секретари газетных и журнальных отделов "В часы досуга" или "Шевели мозговой извилиной" решительно перестали брать товар без идеологии. И пока великая страна шумела, пока строились тракторные заводы и создавались грандиозные зерновые фабрики, старик Синицкий, ребусник по профессии, сидел в своей комнате и, устремив остекленевшие глаза в потолок, сочинял шараду на модное слово "индустриализация".

- Индустриализация, – горестно шептал он, шевеля бледными, как сырые котлеты, старческими губами. И он привычно разделил это слово на шарадные части:

- Индус. Три. Али. За.

Всё было прекрасно. Синицкий уже представлял себе пышную шараду, значительную по содержанию, лёгкую в чтении и трудную для отгадки. Сомнение вызывала последняя часть - "ция".

- Что же это за "ция" такая? - напрягался старик. - Вот если бы "акция"! Тогда отлично вышло бы: индустриализакция».

(И. Ильф, Е. Петров «Золотой телёнок»).

Ильф и Петров — советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса. Совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931).http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a5/Ilf_Petrov.jpg/220px-Ilf_Petrov.jpg

Документальная реплика.

Из воспоминаний бригадира Кузнецкстроя  В.Я.Шидека

«В октябре 1929 года мы – артель каменщиков- прибыли на площадку Кузнецкстроя.

Работали в три смены . Как-то меня спросили:

-Когда ты не бываешь на работе?

Что я мог ответить? Когда мы кончали первую батарею в подарок XYI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой для отдыха мне служила рельса, а чтобы было помягче , подкладывал брезентовые рукавицы.

Как раз перед этим у меня заболела жена, и я её отправил в Томск, а дома у меня остались двое ребят, одному 3 года, другому 7 лет. И вот на второй день после моего ухода младший сынишка заболел и скоропостижно помер. Я под производственным угаром забыл про ребятишек. На пятый день прихожу домой и вижу – младший мой ребёнок помер, а старший где-то ходит по площадке и ищет меня. Соседи тоже ходили и искали, но не нашли. А трупик начал уже пахнуть. Делать нечего , надо хоронить , а после пришлось хорошенько выпить. Пил за трудовую победу и пил за горе».

Вопросы:

1. Процесс индустриализации был действительно пышный, загадочный, как и представляет  его герой романа «Золотой телёнок» И.Ильфа, Е.Петрова?

2. Сравните отрывок из романа и документальную реплику.

Файл:BBK poster.jpg

Сталинградская  битва.
Игорь вытирает ладонью губы и садится на обочину.

     - Дела ужасные,- коротко говорит он,- полк накрылся...

     Мы молчим.

     - Майор убит... комиссар тоже...

     Игорь кусает нижнюю губу. Губы у него совершенно черные от пыли, сухие, потрескавшиеся.

     -  Второй  батальон  сейчас  неизвестно где... От третьего  -  рожки да

ножки.  Артиллерии  нет.  Одна  сорокапятимиллиметровка  осталась,  и  та  с

подбитым колесом... Дайте закурить... Портсигар потерял.

     Закуриваем все трое. Газеты нет, рвем листочки из блокнота.

     - Максимов  сейчас за командира полка.  Тоже  ранен. В левую  руку... в

мякоть. Велел вас разыскать и повернуть.

     - Куда?

     - А  кто его знает теперь  куда...  Карта  есть?  У  меня  ни  черта не

осталось. Ни карты,  ни  планшетки, ни связного. Пришлось  Лазаренко с собой взять. (В.Некрасов «В окопах Стадинграда»)

Ви́ктор Плато́нович Некра́сов (1911, Киев —1987, Париж) — русский советский писатель, диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947).http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=268196183-57-72&n=17

ИЗ ПРИКАЗА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР

N227 ОТ 28 ИЮЛЯ 1942 ГОДА

1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда...
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования фронтом...
в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины...

 

Вопросы:

1. Что можно сказать о положении на фронте, прочитав отрывок из романа В.Некрасова «В окопах Сталинграда»?

2. Какие попытки были предприняты главнокомандующим , чтобы предотвратить самовольный отход войск, отступательное настроение?

Индустриализация.

«Инженер обошел своим ежедневным обходом разные  непременные  учреждения  и  явился  на  котлован. Он постоял в стороне, пока люди съели все из котла, и тогда сказал:

    --  В  понедельник  будут  еще  сорок  человек.  А  сегодня  суббота: вам уже пора кончать.

    --  Как  так  кончать?--  спросил  Чиклин.-- Мы еще куб или  полтора выбросим, раньше кончать ни к чему

    -- А надо кончать,-- возразил производитель работ.-- Вы уже  работаете больше шести часов, и есть закон.

    --   Тот   закон    для    одних    усталых    элементов,--  воспрепятствовал  Чиклин,--  а у меня еще малость силы осталось до сна. Кто как думает?-- спросил он у всех.

    -- До вечера долго,-- сообщил Сафронов,--  чего  жизни  зря пропадать,  лучше  сделаем  вещь. Мы ведь не животные, мы можем  жить ради энтузиазма». А. Платонов «Котлован»

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андре́й Плато́нович Климе́нтов; 28 августа 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.Платонов, Андрей Платонович.jpg

Документальная реплика.

Из воспоминаний бригадира Кузнецкстроя  В.Я.Шидека

«В октябре 1929 года мы – артель каменщиков- прибыли на площадку Кузнецкстроя.

Работали в три смены . Как-то меня спросили:

-Когда ты не бываешь на работе?

Что я мог ответить? Когда мы кончали первую батарею в подарок XYI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой для отдыха мне служила рельса, а чтобы было помягче , подкладывал брезентовые рукавицы.

Как раз перед этим у меня заболела жена, и я её отправил в Томск, а дома у меня остались двое ребят, одному 3 года, другому 7 лет. И вот на второй день после моего ухода младший сынишка заболел и скоропостижно помер. Я под производственным угаром забыл про ребятишек. На пятый день прихожу домой и вижу – младший мой ребёнок помер, а старший где-то ходит по площадке и ищет меня. Соседи тоже ходили и искали, но не нашли. А трупик начал уже пахнуть. Делать нечего , надо хоронить , а после пришлось хорошенько выпить. Пил за трудовую победу и пил за горе».

Вопросы:

1. Какие явления советской действительности отражены в данных текстах?

2.Как вы понимаете выражение «жить ради энтузиазма»?

3.Каким предстаёт бригадир Шидек ? Сравните его с героями из текста №1.

1

Выселение народов Северного Кавказа (1944)

«В густых сумерках миновал он станцию. Эшелона с военными уже  не  было. Зато было много следов на дороге, и кукуруза на обочине помята и поломана. А дальше - гарью запахло. Колька не понял, в чем дело, вот  Сашка,  тот мигом бы догадался. Сашка бы только мозгой шевельнул и выдал: "А знаешь, они ведь урожай палят! Чеченов из зарослей выживают!" Так подумал Колька и только потом сообразил, что это он, он сам, а не Сашка подумал.

     Гари становилось больше, уже дым над дорогой, как поземка, полз.  Глаза

у Кольки слезились и болели. Он тер глаза, а  когда  было  невмочь,  ложился

лицом вниз в траву, ему становилось легче.

     Встречались выжженные проплешины. По бокам,  и  особенно  впереди  небо играло красными сполохами, и даже тут, на  дороге,  было  от  этих  сполохов светлей.»

(А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»)

Анато́лий Игна́тьевич Приста́вкин (17 октября 1931, Люберцы (Московская область) — 11 июля 2008, Москва) — советский и российский писатель, общественный деятель.http://www.by-time.ru/upload/iblock/080/676.jpg

                                  Телеграмма Л.П. Берии - И.В. Сталину 

о подготовке операции по выселению чеченцев и ингушей

17.02.1944

№ 7

Сов. секретно

ТЕЛЕГРАММА №№ 5351, 5352

17.II—44 года

Товарищу СТАЛИНУ

Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 человек, включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией, и в городе Владикавказе. На месте мною проверяется состояние дел по подготовке переселения и принимаются необходимые меры.Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всем низменным и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тысяч человек. В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тысяч человек.

В период проведения операции в низменных районах, т.е. в первые 3 дня, все населенные пункты горных районов, где выселение будет начато на 3 дня позже, будут блокированы уже заблаговременно введенными туда войсковыми командами под начальством чекистов.

Среди чеченцев и ингушей отмечается много высказываний, в особенности связанных с появлением войск. Часть населения реагирует на появление войск в соответствии с официальной версией, согласно которой якобы проводятся учебные маневры частей Красной Армии в горных условиях. Другая часть населения высказывает предположение о выселении чеченцев и ингушей. Некоторые считают, что будут выселять бандитов, немецких пособников и другой антисоветский элемент.

Отмечено большое количество высказываний о необходимости оказать сопротивление выселению. Все это в намечаемых оперативно-чекистских мероприятиях нами учтено.

Приняты все необходимые меры к тому, чтобы выселение вести организованно, в указанные выше сроки и без серьезных инцидентов. В частности, к выселению будут привлечены 6—7 тысяч дагестанцев и 3 тысячи осетин из колхозного и сельского районов Дагестана и Северной Осетии, прилегающих к Чечено-Ингушетии, а также сельские активисты из числа русских в тех районах, где имеется русское население. Русские, дагестанцы и осетины также будут частично использованы для охраны скота, жилья и хозяйств выселяемых. В ближайшие дни подготовка к проведению операции будет полностью закончена, и выселение намечено начать 22 или 23 февраля.

Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции хотя бы в основном, т.е. до 26—27 февраля.

НКВД СССР БЕРИЯ

Телеграмма № 6123 от 24.II.1944

Товарищу СТАЛИНУ

 

Докладываю о ходе операции по выселению чеченцев и ингушей на утро 24.II. Вывезено из населенных пунктов 333 739 человек, из этого числа погружено в железнодорожные эшелоны 176 950 чел. Во второй половине дня 23 февраля почти во всех районах Чечено-Ингушетии выпал обильный снег, в связи с чем создались затруднения в перевозке людей, особенно в горных районах.

 

БЕРИЯ

Вопросы:

1.  Как вели себя люди, которых вынужденно переселяли?

2. Оказывали ли они сопротивление?

3.  Подумайте, чем обусловлено было переселение народов Северного Кавказа?

Страницы истории ГУЛАГА

«Фетюков заметил Шухова и вздохнул, уступая место.

     -- Уж застыло все. Я за тебя есть хотел, думал -- ты в кондее.

     И  --  не стал  ждать,  зная,  что  Шухов  ему не  оставит,  обе  миски

отштукатурит дочиста.

     Шухов вытянул из валенка  ложку. Ложка та была ему дорога, прошла с ним

весь север, он сам отливал  ее в песке  из  алюминиевого провода, на  ней  и

наколка стояла: "Усть-Ижма, 1944".

     Потом Шухов снял шапку с бритой головы -- как ни  холодно, но не мог он

себя допустить  есть в шапке  --  и,  взмучивая отстоявшуюся баланду, быстро

проверил, что  там попало  в миску.  Попало  так,  средне.  Не с начала бака

наливали, но и не доболтки. С Фетюкова станет, что он, миску стережа, из нее

картошку выловил.

     Одна радость в баланде бывает, что  горяча, но Шухову  досталась теперь

совсем холодная. Однако он стал  есть ее так же медленно,  внимчиво. Уж  тут

хоть крыша  гори -- спешить не  надо. Не считая сна, лагерник живет для себя

только  утром  десять минут  за завтраком, да за обедом  пять,  да  пять  за

ужином.

     Баланда  не менялась ото  дня ко  дню, зависело  -- какой овощ на  зиму

заготовят. В  летошнем году заготовили одну соленую морковку -- так и прошла

баланда  на чистой моркошке  с сентября  до июня. А нонче -- капуста черная.

Самое сытное  время  лагернику  --  июнь: всякий овощ  кончается  и заменяют

крупой. Самое худое время -- июль: крапиву в котел секут.

     Из рыбки мелкой попадались все  больше кости,  мясо с костей сварилось,

развалилось,  только на  голове и  на  хвосте  держалось.  На хрупкой  сетке

рыбкиного  скелета не оставив ни чешуйки, ни мясинки,  Шухов еще мял зубами,

высасывал  скелет --  и выплевывал на стол. В  любой  рыбе ел  он все:  хоть

жабры,  хоть хвост,  и  глаза  ел,  когда они на месте попадались,  а  когда

вываривались и плавали в миске отдельно --  большие рыбьи  глаза, -- не  ел.

Над ним за то смеялись.

     Сегодня Шухов сэкономил:  в барак не зашедши, пайки не получил и теперь

ел без хлеба. Хлеб -- его потом отдельно нажать можно, еще сытей.

     На второе была каша из магары. Она застыла  в  один  слиток,  Шухов  ее

отламывал кусочками. Магара не то что холодная -- она и горячая ни вкуса, ни

сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена. Придумали

давать ее вместо крупы, говорят  -- от китайцев. В вареном весе триста грамм

тянет -- и лады: каша не каша, а идет за кашу.

     Облизав ложку  и засунув  ее на  прежнее место в  валенок, Шухов  надел

шапку и пошел в санчасть.»

(А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)

пленные4

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск — 3 августа 2008, Москва) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.Alexander Solzhenitsyn in Moscow, December 1998.jpg

Документ.

Норма №5 пайка для довольствия заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР

(на 1 человека в граммах)

Наименование продуктов

Количество

1.Хлеб ржаной

300

2.Мука подболточная

5

3.Крупа-макароны

20

4.Рыба (рыбопродукты)

25

5.Жиры

3

6.Картофель -овощи

250

7.Соль

7

Вопросы:

1. Какие условия содержания заключённых были в лагерях?

2. Благодаря чему люди могли выживать в условиях ГУЛАГА?

Коллективизация

«Ты здесь, сынок, но ты нездешний.

Какой тебе ещё резон,

Когда родитель твой в кромешный
В тот самый список занесён.

Ещё бы ты с такой закваской

Мечтал ступить в запретный круг.

И руку жмёт тебе с опаской

Друг закадычный твой…

                                    И вдруг:

-Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят,

Счастлив стократ:

Не ждал , не чаял,
И вдруг ни в чём не виноват.

….

Благодари отца народов,

Родного- с лёгкостью нежданной

Проклятье снял. Как будто он

Ему неведомый и странный

Узрел и отменил закон.»    

(Твардовский А.Т «По праву памяти» )

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (8 (21) июня 1910, хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя — 18 декабря 1971, Красная Пахра, Московская область, СССР) — советский писатель и поэт.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=560520351-62-72&n=17

Из воспоминаний Твардовского А.Т.

«Перед съездом колхозников в 1933 году  была дана команда : найти сына кулака – благополучно работающего… Это была задача трудная. Как только спрашивали , то любой секретарь райкома трусит: признаешься , что сын кулака работает, не раскулачен,- и мало ли что будет за это. Но с каким-то трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он её произнёс. И где-то в самом начале он сказал: «Да вот, Я сын кулака, некоторые могут подумать, что мне не дают работы».  В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику: «Сын за отца не отвечает».  Для этой реплики и был привезён с трудом отысканный сын. Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде.»

Вопросы

1. О каком периоде в истории  России идёт речь в данных текстах?

2. Что их  объединяет  ?

Коллективизация

«Тут же у дороги стоит и мой отец - вместе со всеми и как-то наособицу.На его широкой спине скрещиваются взгляды мужиков. Отец чувствует их, плечиего борцовски опущены,  бритая,  сизая голова склонена вперед, на загорелой крепкой шее морщинистый шрам - след белогвардейского осколка.

     Это он поднял село, вывернул наизнанку, заставил переезжать.

     Справедливость... Я  родился  в воспаленное время и очень рано услышал это слово. Еще совсем  недавно  было  худо  на белом свете - богатые обжирались и бездельничали, бедные голодали и работали.  Не было справедливости во  всем мире!

     За справедливость,  за "кто не работает, тот не ест!" поднял народ Ленин. А вместе с ним поднялся мой отец. Вот он стоит и смотрит, как идут возы по улице.

     Сейчас богатые  мужики переезжают из своих богатых домов в избы бедняков. Бедняки же едут жить на место богатых.  Мирошка Богаткин,  хоть  имеет оцинкованное корыто,  но  голь,  беднота.  Мирошка едет занимать пятистенок Пыхтунова Демьяна. А Пыхтунов с семьей и двумя своими самоварами едет в Ми-рошкину развалюху.      Не было в мире справедливости - она есть!  И устанавливает ее здесь  в селе мой отец. Устанавливает не по своему желанию, его послала сюда партия».

(В.Тендряков «Пара гнедых»)

(5 декабря 1923, д. Макаровская, Череповецкая губерния, — 3 августа 1984, Москва)  — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.http://shoyher.narod.ru/Portret/Tendryakovv.jpg

Д о к у м е н т а л ь н а я   р е п л и к а.

     

По данным "Истории КПСС",  изданной Госполитиздатом в 1960 году с начала 1930 по конец 1932 года было выселено 240757 кулацких семей.

  До того времени история еще не знала столь массово грандиозных репрессивных кампаний. <По данным специальной проверки  комиссии ВЦИК ВКП (б) за 1930 - 1931 годы,  была выселена 381 тысяча кулацких семей ("Вопросы истории КПСС", 1975, № 5. стр. 140).>

     Однако неопубликованная  инструкция  ЦИК  и СНК СССР от 4 февраля 1930 года предлагала подвергнуть выселению  свыше  миллиона  кулацких  семейств, подразделяя их на три категории.

     Первая. Самые непримиримые,  совершающие террористические акты, подбивающие на восстания. Таких предположительно было чуть больше 60 тысяч. Инструкция требовала наказывать их вплоть до расстрела,  а членов семей  высылать в отдаленные районы.

     Вторая. Кулаки наиболее богатые, но в терроризме не замеченные – около 150 тысяч хозяйств. Выселять с семьями, и подальше.

     Третья. Умеренно богатые кулаки,  а значит,  и умеренно активные. Нетрудно подсчитать, что к этой категории относилось около 800 тысяч хозяйств. Выселять в места не столь отдаленные - в пределах того района, где проживали, на земли, не занятые колхозами.  Следует заметить, что таковых земель -

неколхозных - при сплошной коллективизации,  увы,  не оказалось,  были лишьземли необжитые на окраинах нашей великой страны.

Вопросы:

1. О каком процессе, имевшем место в ходе коллективизации в Советском Союзе, свидетельствуют данные тексты?

2. Каковы масштабы раскулачивания в конце 1920-х – начале 30-х?

3. На какие категории делила советская власть кулаков и какие меры в процессе раскулачивания применялись к представителям названных категорий?

     

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/c1/Plakat_unichtojim_kulaka_1930.jpg/220px-Plakat_unichtojim_kulaka_1930.jpg

   

Коллективизация.

 «Лето 1933 года.

     У прокопченного,  крашенного казенной охрой вокзального здания, за вы-

лущенным заборчиком - сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках,  на корнях,  на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми. Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться ,если не утерян - замусоленный документ,  удостоверяющий,  что  предъявитель сего носит такую-то фамилию,  имя,  отчество,  родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав  и  конфискацией  имущества.  Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, адмовысланный, не доехал до места,  никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

     Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла,  со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко "куркуль".

     Куркули даже внешне не походили на людей. Одни из них - скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.

     Другие, наоборот,  туго раздуты - вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа,  телеса колышутся,  ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

     И вели они себя сейчас тоже не как люди.

     Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи  широкими глазами.

     Кто-то, лежа в пыли,  источая от своего полуистлевшего  тряпья  кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством,  что,  казалось, готов был счистить с них и кожу.

     Кто-то расплылся на земле студнем,  не шевелился,  а только клекотал булькал нутром, словно кипящий титан.

     А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли...

     Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали - спали.

     Но перед смертью кто-нибудь из кротких,  кто тишайше грыз кору, вкушал мусор, вдруг бунтовал - вставал во весь рост, обхватывал лучинными, ломкими руками гладкий,  сильный ствол березы,  прижимался к нему угловатой  щекой,

открывал рот, просторно черный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть испепеляющее проклятие,  но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке,  "бунтарь" сползал вниз по стволу и...  затихал на совсем.»   (Владимир Тендряков «ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»)

http://shoyher.narod.ru/Portret/Tendryakovv.jpg

(5 декабря 1923, д. Макаровская, Череповецкая губерния, — 3 августа 1984, Москва)  — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Д о к у м е н т а л ь н а я   р е п л и к а.

     

В самый разгар страшного голода в феврале 1933 года собирается в Москве Первый всесоюзный съезд колхозников-ударников.  И на нем Сталин произносит слова,  которые на много лет стали крылатыми:  "сделаем колхозы больше-

вистскими", "сделаем колхозников - зажиточными".

     Самые крайние из западных специалистов считают - на одной лишь Украине умерло тогда от голода шесть миллионов человек.

      Из ежегодника 1935 года "Сельское хозяйство СССР" (М.  1936) "Если из урожая 1928 года было вывезено за границу менее 1 миллиона центнеров зерна, то в 1929 году было вывезено 13,  в 1930 году - 48,3,  в 1931 году -  51,8,  в 1932-м - 18,1 миллиона центнеров. Даже в самом голодном, 1933 году в Западную Европу было вывезено около 10 миллионов центнеров зерна!"

     "Сделаем всех колхозников зажиточными!"

 

Вопросы:

1.Какой период в истории СССР считается временем самого разгара страшного голода?

2. Какие приемы использует В.Тендряков в тексте , показывая раскулаченных?

3. Что можно сказать о масштабах голода на основании фактов, изложенных в документе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды исторических документов и критерии их отбора.

В статье автор раскрывает значение понятия исторический источник (документ), показывает классификацию историчческих документов, критерии их отбора для более объективного изучения темы и актуальность и...

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста.

Урок на тему "Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста". Цель урока: систематизировать и обобщить основные морфологические признаки имени п...

Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов

Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...

Революционные события на Кубани. События октября 1917 года

Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...

Компетентностно - ориентированные задания по истории Древнего мира для диагностики уровня сформированности УУД на основе исторических документов (5 класс).

Предлагаю вашему вниманию компетентностно - ориентированные задания  по истории Древнего мира  для  промежуточной диагностики  уровня сформированности УУД  на основе историчес...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ

Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории  при работе с историческими текстами, текстами учебника...

Презентация "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ презенация

презентация к темеПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА  В 5-7 КЛАССАХ...