Пейзаж в художественном тексте
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный материал представляет собой конспект первого урока по теме "Пейзаж в художественном тексте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_v_khudozhestvennom_tekste.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пейзаж в художественном тексте.
Цель: расширить представление обучающихся о пейзаже, его видах и его роли в художественном тексте; развивать речь, навык выразительного чтения; воспитывать чуткость, внимательность к природе, чувство прекрасного, умения и качества 21 века.
План.
1. Оргмомент. Письменная проверка понимания темы прошлого урока.
2. Мотивационный этап.
3. Групповая работа по теме урока. Целеполагание.
4. Усвоение новых знаний (работа с материалом учебника).
5. проверка понимания.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов. ДЗ.
Ход.
1. Оргмомент. Письменная проверка понимания темы прошлого урока.
Ответить на вопрос: "В чём состоял подвиг любви и долга героинь поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины"?
2. Мотивационный этап.
Прослушивание аудиозаписи "Звуки природы" (просмотр видеоролика). http://www.youtube.com/watch?v=3usL31kdiAg – пение птиц у ручья
- Что вы представили себе? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
3. Работа в группах по теме урока. Целеполагание.
Итак, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда - вы узнаете сами! Каждая группа получила своё задание. Вы работаете по ним в течение 5 минут и представляете результаты своей работы.
Работа в группах:
1 группа. Прочите стихотворение. Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
2 группа. Прочтите отрывок из ..... Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
3 группа. Прочтите стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Разговор». Подготовьте его выразительное чтение по ролям в группе для всего класса.
4 группа. Рассмотрите репродукцию с картины Исаака Левитана "Берёзовая роща" на цветной вкладке учебника. Подготовьте её описание по опорным предложениям для всего класса.
5 группа. Послушайте 3 часть концерта («Зима») Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Подготовьте выразительное чтение сонета, который является эпиграфом к этому произведению, на фоне музыки
Отчёты групп (не более 2 минут каждой группы). Оценка деятельности (2 звезды и пожелание).
- Что объединяет всё то, что вы услышали и увидели?
- Какова тема нашего урока?
- Как вы думаете, зачем нам изучать пейзаж в художественном тексте? (постановка целей).
4. Усвоение новых знаний.
- Чтобы разобраться в теме, изучим материал учебника. Задание: прочесть теоретический материал на страницах 134-136 и соотнести термины с определениями (раздаточный материал).
Индивидуальная работа.
5. Проверка понимания.
Проверка терминов.
6. Закрепление.
-Какие виды пейзажа встретились в текстах, с которыми вы работали в начале урока? Докажите.
7. Подведение итогов.
Синквейн.
ДЗ - знать термины. 7А - стр.136-137 ответить на вопросы письменно. 7Б - подготовить доп.материал о покровителях природы в мифологии разных народов (сообщение + презентация)
Соотнесите термины и их толкование. Запишите получившиеся определения в тетрадь.
Термины | Толкование |
Природа - | растительное царство. |
Картина жизни природы | зрительное представление о пейзажной картине. |
Флора - | передаёт отвлечённую идею. |
Фауна - | Настроение автора или персонажа |
Пейзаж - | включает зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные, вкусовые образы. |
Географические пейзажи - | описание природы или любого пространства внешнего мира; компонент содержания и композиции художественного произведения. |
Изобразительная функция пейзажа - | индивидуальное авторское иносказание. |
Эмоционально-психологическая функция пейзажа - | мир животных, насекомых, птиц, рыб. |
Аллегорическая функция пейзажа - | характерные пространственно-временные картины жизни природы (годовые, суточные, географические и т.д.) |
Символическая функция пейзажа - | представление о многообразии жизни на земле. |
Соотнесите термины и их толкование. Запишите получившиеся определения в тетрадь.
Термины | Толкование |
Природа - | растительное царство. |
Картина жизни природы | зрительное представление о пейзажной картине. |
Флора - | передаёт отвлечённую идею. |
Фауна - | Настроение автора или персонажа |
Пейзаж - | включает зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные, вкусовые образы. |
Географические пейзажи - | описание природы или любого пространства внешнего мира; компонент содержания и композиции художественного произведения. |
Изобразительная функция пейзажа - | индивидуальное авторское иносказание. |
Эмоционально-психологическая функция пейзажа - | мир животных, насекомых, птиц, рыб. |
Аллегорическая функция пейзажа - | характерные пространственно-временные картины жизни природы (годовые, суточные, географические и т.д.) |
Символическая функция пейзажа - | представление о многообразии жизни на земле. |
Соотнесите термины и их толкование. Запишите получившиеся определения в тетрадь.
Термины | Толкование |
Природа - | растительное царство. |
Картина жизни природы | зрительное представление о пейзажной картине. |
Флора - | передаёт отвлечённую идею. |
Фауна - | Настроение автора или персонажа |
Пейзаж - | включает зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные, вкусовые образы. |
Географические пейзажи - | описание природы или любого пространства внешнего мира; компонент содержания и композиции художественного произведения. |
Изобразительная функция пейзажа - | индивидуальное авторское иносказание. |
Эмоционально-психологическая функция пейзажа - | мир животных, насекомых, птиц, рыб. |
Аллегорическая функция пейзажа - | характерные пространственно-временные картины жизни природы (годовые, суточные, географические и т.д.) |
Символическая функция пейзажа - | представление о многообразии жизни на земле. |
Группа 1.
Прочите стихотворение Афанасия Фета. Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Группа 2.
Прочтите отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Группа 3.
Прочтите стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Разговор». Подготовьте его выразительное чтение по ролям в группе для всего класса.
Разговор.
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне еще не бывало человеческой ноги.
Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.
Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Две громады; два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.
И говорит Юнгфрау соседу:
- Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
Проходят несколько тысяч лет - одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:
- Сплошные облака застилают землю... Погоди!
Проходят еще тысячелетия - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, ты двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
- Люди?
- Да; люди.
Проходят тысячи лет - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Как будто меньше видать козявок,- гремит Финстерааргорн.- Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.
Прошли еще тысячи лет - одна минута.
- Что ты видишь? - говорит Юнгфрау.
- Около нас, вблизи, словно прочистилось,- отвечает Финстерааргорн,- ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
- А теперь? - спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет - одну минуту.
- Теперь хорошо,- отвечает Финстерааргорн,- опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.
- Хорошо,- промолвила Юнгфрау.- Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.
- Пора.
Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.
Группа 4.
Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы, в траве веселые солнечные зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берез и горячее небо над ними.
Группа 5.
Послушайте 3 часть концерта («Зима») Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Подготовьте выразительное чтение сонета, который является эпиграфом к этому произведению, на фоне музыки
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Презентация "Роль пейзажа в художественном произведении"
Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы " Роль пейзажа в художественном произведении"...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Как правило, о роли пейзажа в художественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во время изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский», затем, обращаясь к тургеневской «Асе», к п...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
Урок ИЗО 6 класс. Пейзаж. Восприятие художественного образа.
Урок ИЗО 6 класс. Пейзаж. Восприятие художественного образа....