Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся; поурочно-тематическое планирование, перечень информационно-методического сопровождения.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.
Рабочая модифицированная программа предназначена для работы по учебнику «Литература 5 класс под ред. В. Я. Коровиной». – М.: Просвещение, 2008 – 2012
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; С. Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения и произведения, реализующие региональный компонент: А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Симонов К. «Сын артиллериста», М. Малец «Этюды».
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что авторская программа не предусматривает количество часов на изучение той или иной темы. Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно, в последовательность изучения тем и разделов изменения не внесены.
Рабочая модифицированная программа (базовый уровень) ориентирована на содержание авторской программы и включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с фольклора и заканчивая современной литературой.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Работа на уроках литературы в 5 классе предполагает развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
основные цели обучения литературе:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
- овладение
- умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком, способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- умениями устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободной монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- навыками и умениями развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя; написания отзыва, рецензии на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
- сохранение физического и психического здоровья обучающихся.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей,
- сравнение и сопоставление,
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
- самостоятельное выполнение различных творческих работ,
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- составление плана, тезиса, конспекта,
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Программа реализует идею межпредметных связей ( изоискусство, музыка, русский язык, иностранные языки, история, география) при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приёмы обучения, виды деятельности обучающихся на уроке.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, уроки-консультации, уроки-зачёты, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, уроков творчества, уроки-экскурсии, межпредметных интегрированных уроков.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (сказка, рассказ, былина, ода, лирическое стихотворение)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)
- написание сочинений;
-лексические диктанты;
Виды деятельности учащихся на уроке:
- систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление;
- беседа по вопросам;
- составление планов;
- краткие, выборочные и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у обучающихся;
- анализ стихотворения; эпизода;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий;
- редактирование;
- конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, справочников.
Программа предусматривает следующие виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, сочинение на литературную тему , создание собственных былины, сказки, рассказа, тестирование, задания на установление соответствия.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, зачёт.
Авторская программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В региональном базисных учебном плане, в учебном плане школы 102 часа ( 3 часа в неделю).
Рабочая модифицированная программа (базовый уровень) соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования» и предусматривает
Из них : на изучение произведений – 72 ч.
На развитие речи – 12 ч.
На внеклассное чтение – 14 ч.
Контрольные работы – 4 ч.
Тестовые задания, сочинение по исходному тексту – важнейшие формы проверки знаний обучающихся, необходимые для подготовки к экзаменам в форме ГИА.
Тетради обучающихся 5 класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются не реже 2 раз в месяц у всех , в тетрадях по развитию речи каждая работа.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | |
Развитие речи/ Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 9 | 1/1 | |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | ||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | ||
5 | Из литературы XIX века. | 41 | 5/6 | 2 |
6 | Из литературы XX века. | 32 | 5/5 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 13 | 1/2 | |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 | |
9 | Резервные уроки | 2 | ||
ИТОГО | 102 | 12/14 | 4 |
Раздел 3. Содержание учебного курса.
Введение. 1ч
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. 9
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы. 2ч
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века. 1ч
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века. 41ч
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века. 32ч
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы», М. Малец «Этюды». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
А. п. Гайдар «Тимур и его команда»
Из зарубежной литературы. 13ч
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Из русской литературы XIX века.
И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору.
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века.
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Ю.Ким. Рыба-кит.
Из зарубежной литературы.
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, басня, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, сравнение, гипербола, эпитет, фантастика и юмор, баллада (развитие представлений); сказка, виды сказок (закрепление представления); сказ и сказка (общее и различное), аллегория, понятие об эзоповом языке, литературная сказка, метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
Раздел 5
Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся
Поурочное планирование по литературе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Средства обучения | Методический аппарат | Ожидаемый результат | Примечания |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |||||||
1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. | 1 | Урок 1 | УМК 2.1 С.3-6 | УМК 3.1 С.251-257 | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Уметь создать связный текст на необходимую тему | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 9ч. ( 7ч + р/р1ч.+ вн/ч. 1ч.) | |||||||
2 | Малые жанры. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни | 1 | Урок 2 | УМК 2.1 С.7-8 | УМК 3.1 С.258-262 | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности Уметь создавать письменное ориги нальное произведение | |
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна- лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | 1 | Урок 3 | УМК 2.1 С.8-13 | УМК 3.1 С.262-264 | Знать жанровые особенности сказки Уметь охарактеризовать героев сказки | |
4 | Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. | 1 | Урок 4 | УМК 2.1 С.13-28 | УМК 3.1 С.264-269 | Знать схему построения волшебной сказки Уметь отличать виды сказок | |
5 | Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы, фантастика в волшебной сказке. | 1 | Урок 5 | УМК 2.1 С. 27-28 | УМК 3.5 С. 56-59 | Знать особенности поэтики волшебной сказки Уметь определять народную мораль и поэтику волшебной сказки | |
6 | «Иван -крестьянский сын и чудо - юдо»- волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. | 1 | Урок 6 | УМК 2.1 С.28-38 | УМК 3.1 С.269-274 | Знать жанровые особенности сказки Уметь пересказывать сюжет сказки | |
7 | Образ главного героя сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | Урок 7 | УМК С. 28- 38 | УМК 3.5 С. 60-63 | Знать сюжет сказки и его особенности Уметь определять, как оценивает героев сказки народ и автор, строить рассказ о герое | |
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | Урок 8 | УМК 2.1 С.39-42 | УМК 3.1 С.44-45 | Знать жанровые особенности сказки Уметь строить рассказ о герое | |
9 | Внеклассное чтение Сказочники. Русские народные сказки. Урок-игра по сказкам. | 1. | Урок 9 | УМК 2.1 с.8-44 | УМК 3.6 С.31-39 | Знать сюжеты и героев народных сказок Уметь работать в группах, выполнять творческие задания | |
10 | Развитие речи Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. | 1 | Урок 10 | УМК 2.1 С.42-44 | УМК 3.1 С.274 | Владеть знаниями, умениями, навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих сказок | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 часа | |||||||
11 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | Урок 11 | УМК 2.1 С.46-50 | УМК 3.1 С.277-278 | Знать жанры древнерусской литературы Уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы | |
12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 1 | Урок 12 | УМК 2.1 С. 46-50 | УМК 3.5 С.76-78 | Знать сюжет повести Уметь составлять план, пересказывать текст с сохранением стилистических особенностей | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА ( 1 час) | |||||||
13 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | 1 | Урок 13 | УМК 2.1 С.51-53 | УМК 3.1 С.278-280 | Знать основные этапы жизни и творчества Ломоносова Уметь определять понятие юмор как одно из форм смешного в произведении | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА 40 ч. (30 ч + 4 р/р+ 6 вн/ч ) | |||||||
14 | Внеклассное чтение Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века) | 1 | Урок 14 | УМК 2.1 С.55-56 | УМК 3.1 С.60-63 | Знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена Уметь определять мораль басни | |
15 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 | Урок 15 | УМК 2.1 С.56-58 61-66 | УМК 3.1 С.63-65 | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию Уметь владеть навыком объяснения смысла морали | |
16 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. | 1 | Урок 16 | УМК 2.1 С.58-61 | УМК 3.1 С.65-68, 281 | Знать специфику жанра басни Уметь выразительно читать наизусть, создавать иллюстрации к басне с цитатами-комментариями | |
17 | Внеклассное чтение Урок – КВН по басням И.А. Крылова | 1 | Урок 17 | Басни Кры- лова | Знать тест басен Крылова Уметь создавать собственную басню | ||
18 | В.А. Жуковский Слово о поэте. Жуковский сказочник . Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. | 1 | Урок 18 | УМК 2.1 С.67-79 | УМК 3.1 С.68-72 | Знать сюжет и героев сказки Жуковского Уметь выразительно читать поэтический текст, составлять план, рассказ о героях. | |
19 | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Урок 19 | УМК2.1 С. 67-79 | УМК 3.5 С. 97-99 | Знать отличие литературной сказки от народной Уметь приводить примеры антитезы | |
20 | «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | 1 | Урок 20 | УМК 2.1. С.80-86 | УМК 3.1 С.281-283 | Знать особенности жанра баллады Уметь определять роль пейзажа в балладах Жуковского | |
21 | А.С. Пушкин Жизнь поэта. Стихотворение «Няне»-поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | Урок 21 | УМК 2.1. С.87-89 | УМК 3.1 С.73-77 | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя. Уметь выразительно читать стихотворение «Няне» и анализировать его | |
22 | Пролог к поэме Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | Урок 22 | УМК 2.1 С. 89-91 | УМК 3.5 С. 109-115 | Знать о создании поэмы «Руслан и Людмила», ее краткое содержание Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» | |
23 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 1 | Урок 23 | УМК 2.1. С.91-110 | УМК 3.5 С.114-116 | Знать содержание сказки Уметь описывать и характеризовать центральные образы | |
24 | Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | 1 | Урок 24 | УМК2.1 С. 91-110 | УМК 3.5 С.116-132 | Знать особенности сказки А.С. Пушкина Уметь анализировать сказку | |
25 | Внеклассное чтение Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир Пушкинских сказок. | 1 | Урок 25 | УМК 2.1 С.113-116 | УМК 3.1 С.287-290 | Знать содержание сказок Пушкина Уметь кратко и подробно пересказывать сказку | |
26 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (письменный ответ на вопросы или тестирование) | 1 | Урок 26 | УМК | УМК 3.1 С.398 | Обобщить знания по разделу Уметь определять сходство и различие сказок Пушкина. Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить «бродячие» сюжеты | |
27 | А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 1 | Урок 27 | УМК 2.1 С.117-152 | УМК 3.2 С. 64 -66 | Знать содержание изучаемого произведения Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды | |
28 | Сказочно-условное фантастическое и достоверно-реальное в сказке Погорельского | 1 | Урок 28 | УМК 2.1 С.117-152 | УМК 3.2 С. 64 -66 | Знать понятия: литературная сказка, фантастика, реальность Уметь пересказывать по плану, анализировать сказку | |
29 | В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Герои. Пафос произведения. | 1 | Урок 29 | УМК 2.1 С.153-163 | УМК | Знать содержание изучаемого произведения, понятие пафос Уметь строить рассказ о герое | |
30 | М.Ю. Лермонтов Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | 1 | Урок 30 | УМК 2.1 С.164-170 | УМК 3.1 С.123-126 | Знать историческую подоплеку произведения, краткие биографические сведения о поэте Уметь анализировать эпизоды, составлять план событий, выразительно читать наизусть | |
31 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | 1 | Урок 31 | УМК 2.1 С.170-171 | УМК 3.1 С.126-130 | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение Уметь определить композицию произведения, дать характеристику его героям | |
32 | Н.В. Гоголь Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести». | 1 | Урок 32 | УМК 2.1 С.172-173 | УМК 3.1 С.291-293 | Знать факты и творчество писателя Уметь характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов | |
33 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 1 | Урок 33 | УМК 2.1 С.174-185 | УМК 3.1 С.291-293 | Знать художественнее своеобразие повести Уметь осуществлять поиск необходимой информации | |
34 | Вн. чт. Н.В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница» | 1 | Урок 34 | УМК 3.1 С. 97-107 | Знать сюжет повести Уметь определять реальное и фантастическое в повести, составить план, кратко пересказать сюжет повести и подробно эпизод. | ||
35 | Н.А. Некрасов Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете. | 1 | Урок 35 | УМК 2.1 С.186-192 | УМК 3.1 С.293-296 | Знать и уметь находить эпитеты. сравнения Уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова | |
36 | «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | Урок 36 | УМК 2.1 С.192-206 | УМК 3.1 С.296-297 | Владеть навыками развернутого ответа на проблемный вопрос Знать сказочные традиции в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» | |
37 | Вн. чт. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 1 | Урок 37 | УМК | УМК 3.5 С.160-161 | Знать стихотворения Некрасова о детях Уметь анализировать поэтический текст, выразительно читать наизусть | |
38 | И.С. Тургенев Слово о писателе.История создания рассказа «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1 | Урок 38 | УМК 2.1 С.207-208 | УМК 3.1 С107-110 | Знать этапы жизни Тургенева, владеть понятием сюжет Уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы | |
39 | Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 1 | Урок39 | УМК 2.1 С. 207-232 | УМК 3.5 С. 166 -169 | Знать сюжет повести, ее главных героев Уметь находить портрет героев в тексте, составлять рассказ о литературном герое | |
40 | Герасим и Муму Нравственный облик Герасима. | 1 | Урок 40 | УМК 2.1 С.209-242 | УМК 3.1 С.111-115 | Знать содержание изучаемого произведения Уметь формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и письменной форме | |
41 | Трагическая развязка рассказа. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 1 | Урок 41 | УМК 2.1 С.232- 242 | УМК 3.5 С. 172-177 | Знать содержание изучаемого произведения Уметь определить чувства и настроение главного героя, мотивы его поступков, тему, идею произведения | |
41 | Развитие речи Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Урок 41 | УМК 2.1 С.242-244 | УМК 3.1 С.115-119 | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам
| |
42 | А.А. Фет Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. «Чудная картина», «Задрожали листы». | 1 | Урок 42 | УМК 2.1 С.245-247 | УМК 3.1 С.120 | Знать , уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности | |
43 | Л.Н. Толстой Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | Урок 43 | УМК 2.1 С.248-250 | УМК 3.1 С.308-312 | Знать факты жизни и творчества Толстого Уметь характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов | |
44 | Жилин и Костылин – два разных характера, две судьбы. | 1 | Урок 44 | УМК 2.1 С.251-278 | УМК 3.1 С.312-315 | Знать понятие «речевая характеристика» Уметь выполнять сравнительную характеристику героев | |
45 | Жилин и Дина. Гуманистические мысли писателя в рассказе. | 1 | Урок 45 | УМК 2.1 С.251-278 | УМК 3.5 С.183-186 | Знать о жизни Жилина и Костылина в плену, как к ним относятся татары Уметь понять мысль писателя о дружбе разных народов, пересказывать эпизод | |
46 | Развитие речи Краткость и выразительность языка рассказа, подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок 46 | УМК 2.1 С.276-278 | УМК 3.5 С.186 -189 | Знать понятия: рассказ, сюжет, композиция, идея, стиль автора Уметь анализировать прозаическое произведение, создавать монологическое высказывание на заданную тему. | |
47 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого (тестовые задания) | 1 | Урок 47 | УМК 2.1 С.164 УМК 3.1 | УМК 3.1 С.312-315 | Знать изученные произведения, краткие биографические сведения писателей, поэтов. Уметь работать с тестовыми заданиями | |
48 | Развитие речи Анализ сочинений и контрольной работы | 1 | Урок48 | УМК 3.5 С.178 | |||
49 | А.П. Чехов Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | Урок 49 | УМК 2.1 С.279-286 | УМК 3.1 С.315-317 | Знать сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа Уметь анализировать содержание произведения | |
50 | Внеклассное чтение Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Урок 50 | УМК | УМК 3.1 С.317-319 | Знать природа смешного в рассказах Чехова Уметь характеризовать композицию рассказа | |
51 | Развитие речи В мастерской художника слова. Стилевые особенности рассказов Чехова. | 1 | Урок51 | УМК С. 279-286 | УМК 3.1 С. 318-319 | Знать понятие стиль писателя Уметь определять стилевые особенности, создавать собственные произведения в определенном стиле | Лит-ра в Шк. 1998 №4 с.129- 132 |
Поэты 19 века о Родине и родной природе 3ч. (2ч + 1 р/р) | |||||||
52 | Урок-концерт Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева. | 1 | Урок 52 | УМК 2.1 С.289-292, 295 | УМК 3.1 С. 319-322 | Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов 19 века | |
53 | Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова. | 1 | Урок 53 | УМК2.1 С. 292- 299 | УМК 3.5 С. 194- 204 | Знать средства передачи чувств, мыслей, настроений автора в поэтическом тексте. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть и анализировать их | |
54 | Развитие речи Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста ( по русской поэзии 19 века). | 1 | Урок 54 | УМК 2.1 С. 298-299 | УМК 3.1 С. 322 | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения
| |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 века 26 ч. (18ч+ 4 р/р + 4 вн/ч) | |||||||
55 | И.А. Бунин Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | Урок 55 | УМК 2.2 С.3-10 | УМК 3.1 С. 323-324 | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения | |
56 | В.Г. Короленко Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 | Урок 56 | УМК 2.2 С.11 | УМК 3.1 С. 324-326 | Знать понятие сюжет, герои повести Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам
| |
57 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | 1 | Урок 57 | УМК 2.2 С.12-45 | УМК 3.1 С. 326-327 | Понять и объяснить смысл названия повести В. Короленко «В дурном обществе», Уметь определять позицию автора | |
58 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Сравнение как способ изображения героев. | 1 | 58 | УМК 2.2 С. 12- 45 | УМК3.4 С. 217 -222 | Знать понятие кульминация художественного произведения, лексическое значение слов(12 задание) Уметь понять и объяснить тему, идею произведения | |
59 | Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Роль заключения в повести. | 1 | Урок 59 | УМК 2.2 С.46-48 | УМК 3.1 С. 327-329 | Знать композицию повести Уметь составить план, дать развернутый письменный ответ на вопрос по повести | |
60 | Развитие речи Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе». | 1 | Урок 60 | УМК2.2 С.12 - 48 | УМК 3.4 С. 217- 222 | Знать требования к сочинению на литературную тему Уметь создавать черновик сочинения и редактировать его | |
62 | С.А. Есенин Слово о поэте. Тема родного дома в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». | 1 | Урок 62 | УМК 2.2 С.49-52 | УМК | Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения | |
63 | Развитие речи Обучение анализу поэтического текста | 1 | Урок 63 | УМК2.2 С. 49-52 | Знать план анализа Поэтического текста Уметь создавать черновик сочинения и редактировать его | ||
64 | П.П. Бажов Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | Урок 64 | УМК 2.2 С.53-67 | УМК 3.1 С. 333-336 | Знать содержание изучаемого произведения, жанр сказа Формировать навык аналитического пересказа | |
65 | Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 1 | Урок 65 | УМК 2.2 С. 53- 67 | УМК 3.4 С. 233-236 | Знать особенности сказа, сказки Уметь характеризовать образы главных героев | |
66 | Внеклассное чтение «Малахитовая шкатулка». Сказы Бажова. | 1 | Урок 66 | УМК | УМК3.4 С. 236 - 238 | Знать сюжет сказов Бажова П. П. Уметь выразительно читать сказы, пересказывать и анализировать текст сказов | |
67 | К.Г. Паустовский Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | 1 | Урок 67 | УМК 2.2 С.68 | УМК 3.2 С.82-84 | Знать сказочные и реальные мотивы произведения, народную мудрость и народную мораль сказки Уметь выразительно читать текст и анализировать поступки героев | |
68 | Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | Урок 68 | УМК 2.2 С.69-78 | УМК 3.2 С.85-86 | Знать содержание изучаемого произведения Уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа | |
69 | Внеклассное чтение Г.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского. | 1 | Урок 69 | УМК 2.2 С.78-84 | УМК 3.4 С.246-249 | Знать своеобразие творчества Паустовского Уметь давать характеристику герою, владеть навыками пересказа | |
70 | С.Я. Маршак Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Сюжет пьесы. Драма как род литературы. | 1 | Урок 70 | УМК2.2 С.85-101 | УМК 3.1 С.337-340 | Знать содержание произведения Уметь выразительно читать текст по ролям | |
71 | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. | 1 | Урок 71 | УМК с. 85-101 | УМК С. 256-258 | Владеть навыками портретной и сравнительной характеристики героев | |
72 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. | 1 | Урок 72 | УМК 2.2 С.101-105 | УМК 3.1 С.341-342 | Уметь выделять ключевые эпизоды произведения, давать портретную, сравнительную характеристику героям | |
73 | Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | Урок 73 | УМК2.2 С. 85-105 | УМК 3.4 С. 258-260 | Знать требования к сочинению на литературную тему Уметь создавать черновик сочинения, редактировать его | |
74 | А.П. Платонов Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | Урок74 | УМК 2.2 С.106-115 | УМК 3.1 С.342-346 | Знать стилевые особенности произведений Платонова Уметь определять реальное и фантастическое в рассказе | |
75 | Душевный мир главного героя рассказа Платонова «Никита» | 1 | Урок 75 | УМК2.2 С.106- 115 | УМК 3.4 С.270-273 | Знать особый мир Платоновских героев Уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики Платоновской прозы | |
76 | Внеклассное чтение А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | Урок 76 | Знать сюжет повести Уметь анализировать героев и их поступки, определять позицию автора. | |||
77 | Контрольная работа по теме «Литература 20 века» | 1 | Урок 77 | УМК 2.2 С. 2 -116 | Знать произведения, изученные в 3 четверти. | ||
78 | Анализ контрольной работы. В.П. Астафьев Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | Урок 78 | УМК 2.2 С.116-117 | УМК 3.1 С.346-348 | Знать своеобразие творчества В. Астафьева Уметь определять значение картин природы в рассказе | |
79 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографичес- ком произведении. | 1 | Урок 79 | УМК 2.2 С.117-147 | УМК 3.1 С.349-350 | Знать «судьбу» рассказа «Васюткино озеро» Уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа | |
80 | Развитие речи Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.А. Есенин, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев (по одному произведению). | 1 | Урок 80 | УМК | УМК | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения
| |
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2ч+ вн./ч.1ч.) | |||||||
81 | А.Т. Твардовский Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Урок 81 | УМК 2.2 С.148-152 | УМК 3.1 С.357-358 | Знать лирические и прозаические произведения о ВОВ Уметь выразительно читать стихотворные тексты | |
82 | К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети. | 1 | Урок 82 | УМК 2.2 С.153-154 | УМК 3.1 С.355-357 | Знать лирические и прозаические произведения о ВОВ Уметь осмыслять тематику , нравственные аспекты произведений о ВОВ | |
83 | Внеклассное чтение К. Симонов «Сын артиллериста» | 1 | Урок 83 | Знать понятие баллада Уметь выразительно читать текст, анализировать поэтическое произведение | |||
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 века О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ ( 2ч + р/р1ч.) | |||||||
84 | Урок-концерт И.А. Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | Урок84 | УМК 2.2 С.155, 159-160 | УМК | Знать , уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения Уметь выразительно читать наизусть | ||
85 | Урок-концерт А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. М. Малец «Этюды». Образ Родины в стихах о природе. | 1 | Урок 85 | УМК 2.2 С.156-158 | УМК 3.1 С.354-355 | Знать , уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения Уметь выразительно читать наизусть | |
86 | Развитие речи Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 20 века) | 1 | Урок 86 | УМК 2.2 С.160-161 | УМК | Уметь определять настроение, которым проникнуто стихотворение | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3ч) | |||||||
86 | Саша Черный Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник», | 1 | Урок 86 | УМК 2.2 С.162-172 | УМК 3.1 С.350-352 | Знать содержание изучаемого произведения Уметь объяснить связь произведений С. Черного и Л. Н. Толстого | |
87 | Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказе. | 1 | Урок 87 | УМК2.2 С.172-178 | УМК 3.4 С.305-308 | Знать сюжет изучаемого произведения Уметь находить юмор в рассказе | |
88 | Стихотворения –песни, песни-шутки, песни-фантазии. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Урок 88 | УМК 2.2 С.179-181 | УМК | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка) | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11ч + 1 р/р + 2 вн/ч) | |||||||
89 | Р. Стивенсон Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер. | 1 | Урок 89 | УМК 2.2 С.182-186 | УМК 3.1 С.359-363 | Знать тему произведения, проблему произведения, авторскую позицию Уметь выразительно читать поэтический текст | |
90 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа. | 1 | Урок 90 | УМК 2.2 С.187-200 | УМК 3.1 С.363-365 | Знать биографические сведения о Д.Дефо и его творчестве Уметь выразительно почитать текст, пересказывать эпизод | |
91 | Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя. | 1 | Урок 91 | УМК2.2 с. 187- 200 | УМК 3.4 С.309-310 | Знать сюжет романа Д.Дефо Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове | |
92 | Х-К. Андерсен Слово о писателе. «Снежная королева»:реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | Урок 92 | УМК 2.2 С.201-214 | УМК 3.1 С.365-367 | Знать содержание рассказа Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблему | |
93 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 1 | Урок 93 | УМК 2.2 С.215-234 | УМК 3.1 С.367-370 | Знать своеобразия Андерсена сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | |
94 | Внеклассное чтение Наши любимые сказки Андерсена. Урок-игра по сказкам Андерсена | 1 | Урок 94 | УМК 2.2 С.235-236 | УМК 3.1 С.370-373 | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг | |
95 | Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | 1 | Урок 95 | УМК 2.2 С.237-250 | УМК | Знать факты биографии Ж.Санд, содержание изучаемого произведения, особенности литературной сказки Уметь понимать и объяснять концовку сказки: «Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!» | |
96 | Развитие речи Сочинение «О чем мне рассказал цветок» | 1 | Урок 96 | Знать композицию сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения. Уметь рассказать о событиях, которые удивили. | |||
97 | М.Твен. «Приключение Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек. Том и Беки. Внутренний мир героев М. Твена. | 1 | Урок 97 | УМК 2.2 С.251-268 | УМК 3.1 С.384-386 | Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена Уметь составлять словесный портрет героев; оценивать и анализировать их поступки | |
98 | Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | 1 | Урок 98 | УМК2.2 С. 251-268 | УМК 3.4 С. 311-313 | Знать содержание повести Уметь сопоставлять реальные проблемы и игровые ситуации | |
99 | Внеклассное чтение Дж. Лондон. Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. | 1 | Урок 99 | УМК 2.2 С.269-280 | УМК 3.1 С.386-392 | Знать биографию Д.Лондона, особенность его произведений Уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра сказание | |
100 | Контрольная работа Итоговые тестовые задания | 1 | Урок100 | УМК2.1 2.2 | Знать произведения, изученные в 5 классе | ||
101 | Итоговый урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | Урок 101 | УМК | УМК | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение Уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | |
102 | Подведение итогов года. Что читать летом | 1 | Урок 102 |
Раздел 7 Информационно-методическое сопровождение.
1.Программа общеобразовательных учреждений .Литература 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной.- М. : « Просвещение», 2007 г.
Для учащихся
2.1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 1. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.- М.:Просвещение,2009- 2012 г.
2.2. Литература. 5 кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2009-2012 г.
Для учителя
3.1 Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс, М.: «Вако», 2005 г.
- Б.И. Турьянская . Литература в 5 классе. М.: Русское слово, 1999г.
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература 5 класс: Методические советы /Под ред. Коровина В. И. – М.: Просвещение, 2002г.
- Аркин И. И. Уроки литературы в 5 – 6 классах : Практическая методика, книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996
- Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Метод. пособие к учебнику-хрестоматии « Коровина В. Я. и др. Литература.
класс.: Учебник-хрестоматия в 2-х ч. – М.: Экзамен, 2003г.
3.6 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО,2008г.
Учебные и справочные пособия:
Словарь литературоведческих терминов. Любое издание
Липина Е.Ю. Тесты по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007
Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. — М., 1987.
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. — М., 1991.
Русская литература XIX—XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М., 1996.
Дидактические материалы
Альбом по творчеству А.С.Пушкина
М.Ю.Лермонтова
Альбом по классам
5 класс
Альбом «Зарубежные писатели и поэты»
Набор открыток по творчеству М.Ю.Лермонтова
Л.Н.Толстого
Звукозапись произведений русской поэзии и прозы 19-20 веков
Аудиозапись «Русская поэзия и проза 19-20 века»
Диск « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
Мультимедийные пособия.
1.Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс.
2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...