Дебаты на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сухинина Людмила Анатольевна

В работе описывается использование игровой технологии "Дебаты" на уроках литературы.
Рассказано об основных правилах  дебатов, названы темы, которые можно использовать на уроках.
Есть презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty_na_urokakh_literatury.docx36.54 КБ
Файл debaty_na_urokakh_literatury.pptx442.88 КБ

Предварительный просмотр:

                         Дебаты на уроках литературы.

                                                           Быть опровергнутым — этого опасаться нечего;
                                                      опасаться следует другого — быть непонятым.
                                                                                                                          И. Кант

  Одна из главных задач современного общества – воспитание успешного человека.  Но чтобы стать успешным, прочных знаний недостаточно.  Выпускник должен умело действовать в разных жизненных ситуациях, принимать нестандартные решения, уметь сотрудничать с другими людьми.

  Уроки литературы отличаются от других тем, что на них формируются в первую очередь  личностные и коммуникативные УУД. С точки зрения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина,  «именно подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, так как общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности». Очень чётко состав коммуникативных УУД определил А.Г. Асмолов:

  1. Умение общаться  и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.
  2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
  3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  4. Умение работать в группе.
  5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
  6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

  Интеллектуальная игра «Дебаты» - эффективный метод формирования коммуникативных УУД. Это игровая технология, представляющая особую форму дискуссии, которая ведётся по особым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса. Одна команда представляет утверждающую сторону, другая – опровергающую. В каждой команде по 3 человека (спикеры). Кроме того, есть члены жюри (на уроках это может быть учитель и два ученика), таймкипер (ученик, который следит за временем выступления каждого спикера), слушатели (остальные ученики).

                   Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы.

Спикер

время

вопросы

время

У1

4

Вопросы оппонентов и слушателей

3-4 мин.

О1

4

Вопросы оппонентов и слушателей

3-4 мин.

У2

3

Вопросы оппонентов и слушателей

3-4 мин.

О2

3

Вопросы оппонентов и слушателей

3-4 мин.

У3

3

Не задаются

-

О3

3

Не задаются

-

  Как мы видим из таблицы, команды выступают по очереди. Чтобы привлечь как можно больше учеников к активной работе во время игры, можно разрешить задавать вопросы не только оппонентам, но и слушателям (учащимся класса). В конце урока надо обязательно отметить тех, кто задавал интересные вопросы.

  Особо следует сказать о теме дебатов. Она должна быть сформулирована в форме повествовательного предложения, в котором утверждается тезис. Тема должна быть интересной и пригодной для спора. Основное требование к теме – возможность её  равноправного обсуждения  как для утверждающей стороны, так и для опровергающей.

Формулировка темы рождается при наличии  разных точек зрения на одну и ту же проблему. Это могут быть точки зрения литературных критиков или самих учащихся.

Темы могут быть такими:

  • Емельян Пугачёв – народный    заступник (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
  • В жизни необходимы сочувствие и сострадание (по рассказам А.Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»)
  •  Любовь приносит счастье в жизнь (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).
  • Печорин – герой своего времени.
  • Катерина – «луч света в тёмном царстве».
  • Базаровы нужны России.
  • Любовь Иуды – настоящая любовь к Христу (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот»).

Какова же роль дебатов?

  • Дебаты учат извлекать нужную информацию  из разных источников;
  • логично и чётко излагать свои мысли;
  • внимательно выслушивать оппонентов;
  • корректно задавать вопросы;
  • быть терпимым  к разным точкам зрения;
  • работать в команде.

  Подготовка к дебатам достаточно серьёзная. Спикерам помогают все ученики класса и, конечно, учитель. Составы команд следует менять при каждой игре, чтобы все дети со временем побывали в роли спикера. После окончания игры, в то время, когда жюри подводит итоги, пусть слушатели выскажут своё мнение об игре каждой команды.  

    Элементы дебатов можно вводить уже в 5 классе. Благодатная почва для этого – русские пословицы и поговорки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дебаты на уроках литературы Выполнила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктывкара Сухинина Л.А.

Слайд 2

Роль общения в жизни подростка Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин )

Слайд 3

Состав коммуникативных УУД по А.Г.Асмолову Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности

Слайд 4

Интеллектуальная игра «Дебаты»- эффективный метод формирования коммуникативных УУД Дебаты – интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса.

Слайд 5

1 команда 2 команда Утверждающая Опровергающая сторона (3 чел.) сторона ( 3 чел.) спикеры + члены жюри , таймкипер , слушатели.

Слайд 6

Правила игры Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы. Спикер Время Вопросы Время У1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У3 3 мин. Не задаются - О3 3 мин. Не задаются -

Слайд 7

О теме дебатов Тема всегда формулируется в форме повествовательного предложения, в котором утверждается тезис. Она должна быть интересной для учащихся и быть пригодной для спора. Основное требование к теме – возможность равноправного обсуждения темы как для утверждающей стороны, так и для опровергающей.

Слайд 8

Как рождаются темы для дебатов? ( синквейны составлены учениками перед изучением «Капитанской дочки») 1 синквейн Пугачёв. Беспощадный, жестокий. Грабит, убивает, уничтожает. Это руководитель крестьянского восстания Злодей. 2 синквейн Пугачёв. Благодарный, справедливый. Прощает, защищает, помогает. Вожак крупнейшего крестьянского восстания. Заступник.

Слайд 9

Темы для дебатов на уроках литературы: Емельян Пугачёв – народный заступник. В жизни необходимы сочувствие и сострадание (по рассказам А.Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире») Любовь приносит счастье в жизнь (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна). Печорин – герой своего времени. Катерина – «луч света в тёмном царстве». Базаровы нужны России. Любовь Иуды – настоящая любовь к Христу (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот »). Чацкий – победитель.

Слайд 10

Какова роль дебатов? Дебаты учат извлекать нужную информацию из разных источников; логично и чётко излагать свои мысли; внимательно выслушивать оппонентов; корректно задавать вопросы; быть терпимым к разным точкам зрения; работать в команде. Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым. (И. Кант)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

Технология "Дебаты" на уроках английского языка

В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Мастер-класс «Технология «ДЕБАТЫ» на уроках литературы»

Цель проведения занятия: показать технологию дебатов как  командной   интеллектуальной  игры   для   старшеклассников  и как одну из технологий открытого о...

Применение технологии «Дебаты» на уроках литературы.

Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его. Дебаты, в свою очередь, как раз фо...