Дебаты на уроках литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В работе описывается использование игровой технологии "Дебаты" на уроках литературы.
Рассказано об основных правилах дебатов, названы темы, которые можно использовать на уроках.
Есть презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
debaty_na_urokakh_literatury.docx | 36.54 КБ |
debaty_na_urokakh_literatury.pptx | 442.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дебаты на уроках литературы.
Быть опровергнутым — этого опасаться нечего;
опасаться следует другого — быть непонятым.
И. Кант
Одна из главных задач современного общества – воспитание успешного человека. Но чтобы стать успешным, прочных знаний недостаточно. Выпускник должен умело действовать в разных жизненных ситуациях, принимать нестандартные решения, уметь сотрудничать с другими людьми.
Уроки литературы отличаются от других тем, что на них формируются в первую очередь личностные и коммуникативные УУД. С точки зрения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, «именно подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, так как общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности». Очень чётко состав коммуникативных УУД определил А.Г. Асмолов:
- Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.
- Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
- Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Умение работать в группе.
- Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
- Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
Интеллектуальная игра «Дебаты» - эффективный метод формирования коммуникативных УУД. Это игровая технология, представляющая особую форму дискуссии, которая ведётся по особым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса. Одна команда представляет утверждающую сторону, другая – опровергающую. В каждой команде по 3 человека (спикеры). Кроме того, есть члены жюри (на уроках это может быть учитель и два ученика), таймкипер (ученик, который следит за временем выступления каждого спикера), слушатели (остальные ученики).
Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы.
Спикер | время | вопросы | время |
У1 | 4 | Вопросы оппонентов и слушателей | 3-4 мин. |
О1 | 4 | Вопросы оппонентов и слушателей | 3-4 мин. |
У2 | 3 | Вопросы оппонентов и слушателей | 3-4 мин. |
О2 | 3 | Вопросы оппонентов и слушателей | 3-4 мин. |
У3 | 3 | Не задаются | - |
О3 | 3 | Не задаются | - |
Как мы видим из таблицы, команды выступают по очереди. Чтобы привлечь как можно больше учеников к активной работе во время игры, можно разрешить задавать вопросы не только оппонентам, но и слушателям (учащимся класса). В конце урока надо обязательно отметить тех, кто задавал интересные вопросы.
Особо следует сказать о теме дебатов. Она должна быть сформулирована в форме повествовательного предложения, в котором утверждается тезис. Тема должна быть интересной и пригодной для спора. Основное требование к теме – возможность её равноправного обсуждения как для утверждающей стороны, так и для опровергающей.
Формулировка темы рождается при наличии разных точек зрения на одну и ту же проблему. Это могут быть точки зрения литературных критиков или самих учащихся.
Темы могут быть такими:
- Емельян Пугачёв – народный заступник (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
- В жизни необходимы сочувствие и сострадание (по рассказам А.Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»)
- Любовь приносит счастье в жизнь (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).
- Печорин – герой своего времени.
- Катерина – «луч света в тёмном царстве».
- Базаровы нужны России.
- Любовь Иуды – настоящая любовь к Христу (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот»).
Какова же роль дебатов?
- Дебаты учат извлекать нужную информацию из разных источников;
- логично и чётко излагать свои мысли;
- внимательно выслушивать оппонентов;
- корректно задавать вопросы;
- быть терпимым к разным точкам зрения;
- работать в команде.
Подготовка к дебатам достаточно серьёзная. Спикерам помогают все ученики класса и, конечно, учитель. Составы команд следует менять при каждой игре, чтобы все дети со временем побывали в роли спикера. После окончания игры, в то время, когда жюри подводит итоги, пусть слушатели выскажут своё мнение об игре каждой команды.
Элементы дебатов можно вводить уже в 5 классе. Благодатная почва для этого – русские пословицы и поговорки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль общения в жизни подростка Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин )
Состав коммуникативных УУД по А.Г.Асмолову Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Интеллектуальная игра «Дебаты»- эффективный метод формирования коммуникативных УУД Дебаты – интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса.
1 команда 2 команда Утверждающая Опровергающая сторона (3 чел.) сторона ( 3 чел.) спикеры + члены жюри , таймкипер , слушатели.
Правила игры Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы. Спикер Время Вопросы Время У1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О1 4 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. О2 3 мин. Вопросы оппонентов, слушателей. 3 мин. У3 3 мин. Не задаются - О3 3 мин. Не задаются -
О теме дебатов Тема всегда формулируется в форме повествовательного предложения, в котором утверждается тезис. Она должна быть интересной для учащихся и быть пригодной для спора. Основное требование к теме – возможность равноправного обсуждения темы как для утверждающей стороны, так и для опровергающей.
Как рождаются темы для дебатов? ( синквейны составлены учениками перед изучением «Капитанской дочки») 1 синквейн Пугачёв. Беспощадный, жестокий. Грабит, убивает, уничтожает. Это руководитель крестьянского восстания Злодей. 2 синквейн Пугачёв. Благодарный, справедливый. Прощает, защищает, помогает. Вожак крупнейшего крестьянского восстания. Заступник.
Темы для дебатов на уроках литературы: Емельян Пугачёв – народный заступник. В жизни необходимы сочувствие и сострадание (по рассказам А.Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире») Любовь приносит счастье в жизнь (по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна). Печорин – герой своего времени. Катерина – «луч света в тёмном царстве». Базаровы нужны России. Любовь Иуды – настоящая любовь к Христу (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот »). Чацкий – победитель.
Какова роль дебатов? Дебаты учат извлекать нужную информацию из разных источников; логично и чётко излагать свои мысли; внимательно выслушивать оппонентов; корректно задавать вопросы; быть терпимым к разным точкам зрения; работать в команде. Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым. (И. Кант)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"
Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...
Технология "Дебаты" на уроках английского языка
В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....
Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка
Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»
Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...
Мастер-класс «Технология «ДЕБАТЫ» на уроках литературы»
Цель проведения занятия: показать технологию дебатов как командной интеллектуальной игры для старшеклассников и как одну из технологий открытого о...
План конспект урока литературы в 11 классе на тему: «Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»
laquo;Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»...
Применение технологии «Дебаты» на уроках литературы.
Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его. Дебаты, в свою очередь, как раз фо...