План конспект урока литературы в 11 классе на тему: «Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
«Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_zamyatin.odt | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 11 классе на тему:
«Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство».
Цели урока:
Образовательные:
1. Рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе.
2. Проанализировать, как автор решает проблему выбора «я» и «мы» в романе.
Воспитательные:
1. На примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.
Развивающие:
1. Развивать навыки анализа материала.
2. Развивать умение аргументировать собственную точку зрения.
4. Развивать навыки общения и взаимодействия в группе.
5. Развивать навыки ораторского искусства.
Тип урока: урок-дебаты.
Оборудование: портрет Евгения Замятина, иллюстрации к произведению, секундомер.
Ход урока
I. Оргмомент.
Слово учителя: Роман «Мы» уже прочитан, и на прошлом занятии мы узнали, что такое «антиутопия», какие антиутопические черты нашли отражение в данном романе, проанализировали его систему образов. Сегодня мы обратимся к центральному конфликту романа. Но урок проведем в необычной форме, такой, как дебаты. Напомним правила проведения дебатов:
- важно не только умение говорить, но и умение слушать;
- необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточной информации;
- нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;
- критикуем идеи, а не личности.
Выдвижение проблемы: Центральный конфликт романа отражает взаимоотношения личности и государства. Сегодня нам предстоит выяснить, как должны соотноситься «я» и «мы», то есть личность и государство.
Тема была объявлена вам в качестве домашнего задания. Команды должны были сформироваться еще до начала занятия, а также вам следовало проработать и защиту, и опровержение.
Итак, выходят две команды. Жребий определит за вас стороны: «за личность» или «за государство». Все остальные будьте внимательны: вы будете судьями, в конце урока обсудим итоги игры.
II. Ход дебатов.
*Представление дебатирующих сторон.
*Выдвижение гипотез.
(Возможное выступление)
Спикер 1 «За личность» (время выступления 2 минуты): Тезис сегодняшних дебатов: «Гражданин Единого Государства – машина, в которой вымирают остатки чувств». В связи с этим выдвигаем следующие ключевые понятия:
Запрограмированность.
Бесчувственность.
Отсутствие собственного мнения.
Отсутствие творческого мышления.
Фанатизм.
Спикер 1 «За Единое Государство» (время выступления 2 минуты): Мы не согласны с вашим тезисом, поэтому выдвигаем свой: «Благо Государство = благо народа». Ключевые понятия:
Дисциплинированность.
Сознательность.
Целеустремленность.
Гармония общественного и личного.
Желаемое счастье.
Спикер 2 «За личность» (время выступления 5 минут): В своем выступлении я продолжаю отстаивать наш тезис и хочу привести такие аргументы.
Для начала хотелось бы сказать, что Государство вмешивается в творческую деятельность личности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы. Для то чтобы доказать, что личность в государстве должна оставаться личностью, а не быть какой-то машиной, обратимся к характеристикам главных героев.
Несмотря на то, что главный герой произведения Д-503 в начале произведения был примерным гражданином, а в конце стал воплощением утопического общества, важен сам путь этого героя, чувства, которые он испытывал на протяжении романа. Именно эти чувства дают понять, что человеку хорошо, когда у него есть собственная точка зрения, чувства, творческое мышление и так далее.
Также можно пойти от противного: назвать качества личности в Едином Государстве и опровергнуть их. Во-первых, у личностей отсутствует собственное мнение. Это лишает человека свободы, критического мышления. Людьми без собственного мнения легче управлять. А в наше время важно быть личностью со своими отличительными чертами характера. В стадных же отношениях быть личностью невозможно.
Далее бесчувственность. Без чувств человек не способен проявлять интерес к окружающим вещам, людям, не может быть отзывчивым и милосердным. Такой человек бессердечен. Все это ведет к духовному одиночеству. Да и о духовности сложно говорить, когда даже литература и музыка подчинены строгим правилам машин.
Вопрос спикера1 «За Государство»: Мы также не согласны с вашим аргументом о лишении свободы человека. Разве граждане Единого Государства не занимаются тем, что им по душе, тем, чем они могут и хотят заниматься?
Ответ спикера 2 «За личность»: Мы считаем, что это «желание» заниматься чем-либо привито Благодетелем и Единым Государством. Благодетель дал «человеческому стаду» то, что они больше всего желали: сытое удовлетворение и благополучие.
Спикер 2 «За Государство» (время выступления 5 минут): Наши оппоненты обратились к качествам личности граждан Единого Государства. Мы бы тоже хотели акцентировать внимание на качествах. Итак, для нас важным качеством граждан Единого Государства является то, что они дисциплинированны. Дисциплина в любом государстве играет важную роль. Именно благодаря ей в Едином Государстве тихо и спокойно, нет волнения за безопасность жизни граждан.
Необходимо сказать и о сознательности людей, об их рациональности. К тому же у каждого гражданина есть цель, к которой он идет без каких-либо преград, добиваясь своего.
Вопрос спикера 3 «За личность»: Почему вы решили, что в Едином Государстве тихо и спокойно? А как же люди, находящиеся за Зеленой Стеной? Как же противники Интеграла?
Ответ спикера 2 «За Государство»: Да, несомненно, есть противники Единого Государства. Но не забывайте тот факт, что в конце романа Благодетель побеждает, устранив всех противников.
Вопрос спикера 3 «За личность»: А как же те, кто находятся за Зеленой Стеной? Финал-то романа открытый.
Ответ спикера 2 «За Государство»: Вы сами сказали, что финал романа открыт, т. е. о том, что будет после романа, мы можем только гадать.
Спикер 3 «За личность» (время выступления 5 минут): Мне предстоит подвести итог нашим выступлениям и еще раз доказать правильность выдвинутого нами критерия «Гражданин Единого Государства – машина, в которой вымирают остатки чувств». Продолжая отстаивать нашу позицию, я хочу привести в доказательство следующее. Для этого проследим эволюцию главного героя романа Д-503. В самом начале романа мы видим, что все восхищает героя в устройстве Единого Государства. Но после встречи с I-330, мы видим, что герой влюбляется в нее. И это потрясает его основы веры, опровергает его фундаментальные знания, запреты на личную жизнь «нумеров». Любовь двоих независимо от «розовых талонов» – это явление истинного бытия в мир, это весть о том, что человеческое бытие существует за пределами Единого Государства и никогда не будет побеждено.
Единому Государству, его абсурдному устройству противостоит пробуждающаяся душа, возможность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Если даже Единое Государство пытается уничтожить все эти качества в человеке, оно не сможет сделать это полностью, никогда не сможет искоренить в человеке его духовное, эмоциональное начало.
Спикер 3 «За Государство» (время выступления 5 минут): Уважаемые судьи, присутствующие в этом зале гости! Мне выпала честь подвести итоги выступлений спикеров нашей фракции. Было очень много столкновений по тем или иным аргументам, но, на мой взгляд, наш тезис «Благо Государства = благо народа» и наши аргументы намного сильнее и весомее.
К тому же хотелось бы отметить, что в Едином Государстве нет безработицы. Согласитесь, это очень важная деталь для государства. Из этого вытекает, что нет нищеты: каждый человек живет в достатке, не нуждается в материальных благах.
Считают, что одним из важных факторов развития государства – это развитие техники. Единое Государство – страна с развитыми и развивающимися технологиями.
Также граждане Единого Государства находятся в безопасности, а это говорит о том, что людям комфортно находиться в такой стране.
На этом я заканчиваю свое выступление. Спасибо за внимание!
Судьи: Дебаты окончены. Все выступления обеих команд выслушаны. Присутствующих зрителей просим проголосовать. (После подсчета голосов оглашаются итоги дебатов).
IV. Итог.
Учитель: Итак, наши дебаты были очень увлекательными. Было интересно слушать ваши аргументы. Несомненно, можно спорить, о том, как лучше: жить в Едином Государстве или быть личностью? Но Е. Замятин, заглянув в отдалённое будущее, в фантастическом романе – антиутопии рассказал о своих опасениях, о том, к чему может прийти общество, нивелирующее личность, превращающее её в машину. В безликом обществе формируется жестокость, насилие над человеком. Бездуховность, безнравственность ведут к погибели. Общество, подавляющее отдельную личность, не может быть благополучным. Такое общество обречено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова; 2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...