Викторина на тему "Устное народное творчество" для учащихся 5 классов как средство патриотического воспитания
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Викторина по устному народному творчеству.
Цель:
- обобщить знания об устном народном творчестве;
- в игровой форме вспомнить виды сказок, символику сказочных предметов.
Задачи:
- развивать речь;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- распечатки с заданиями, листы для записи, клубок, яблоко, зеркало, стрела, полотенце, иллюстрации к сказкам.
Ход урока.
(дети заранее разделены на команды:4*6)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет сказочная викторина, на которой мы вспомним устное народное творчество и проверим ваше знание о нем.
Ребята, вы уже разделены на команды, но у них нет названий. Не забывайте, что у нас сказочный урок, а значит и название должно быть сказочным. Придумайте его и аккуратно запишите на листе. На это у вас есть 3 минуты. (после каждая команда представляет свое название)
-Ребята, раз у нас викторина, то ваши команды будут соревноваться друг с другом. За верно выполненные задания вы получаете золотые и серебряные яблочки.
-Ребята, что такое сказка?
(занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)
-Давайте мы с вами вспомним виды сказок.
(о животных, волшебные, бытовые)
-Вспомните, в чем особенности сказок?
1 конкурс.
-Ребята, давайте подумаем, почему нам интересно читать сказки?
(здесь и увлекательный сюжет, и красочные эпитеты, фольклорные формулы)
-Что такое постоянные эпитеты?
(образные определения, которые употребляются с одним словом)
-В первом задании я попрошу вас вспомнить и дописать постоянные эпитеты к словам. ( задание на распечатке)
Лес …(дремучий) Девица …(красная) Солнце …(ясное) Молодец …(добрый) Волк …(злой) Вода …(живая, мертвая) |
На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. (после проверка, вручение золотых яблок за верно выполненное задание)
2 конкурс.
-Из сказки в сказку переходят фольклорные формулы. А наши команды знают, что это такое?
(устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных сказках)
-Подумайте, зачем нужны фольклорные формулы?
(начинают и заканчивают сказку, связывают ее части, придают напевность, красоту сказке)
-Сейчас мы проверим, какая команда знает больше таких формул. Задание выполним устно: вы по очереди называете формулы, за каждую получите золотое яблочко.
(«жили-были…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «долго ли, коротко ли…», «не в сказке сказать, не пером описать…», «я там был, мед, пиво пил…», «избушка, избушка, встань ко мне передом…», «русским духом пахнет…», «вот и сказке конец, а кто слушал…», «видимо-невидимо», «много ли, мало ли времени прошло…», «как мне не печалится…», «еще пуще пригорюнился…», «стали они жить-поживать да добра наживать/горя не знать»)
3 конкурс.
-Следующий конкурс называется «Угадай сказку». Я буду читать вам слова, а вы попробуйте узнать, в какой сказке они упоминаются.
Золотое яблочко получит команда, которая первой поднимет руки.
- путь-дорога, терем, прялка, солнце, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мертвой царевне…»
- откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто, дурачина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- каравай, свадьба, ковер, Кощей Бессмертный, игла, стрела. «Царевна-лягушка»
- пшеница, Иванушка-дурачок, Елена Прекрасная, золотой перстень, конь, свадьба. «Сивка-бурка»
4 конкурс.
-Раз у нас урок сказочный, то обязательно должны быть и сказочные предметы. Ребята, посмотрите, какой сказочный сундучок я вам принесла. Ему больше ста лет и в нем хранятся предметы из сказок. Сейчас каждая команда достанет из сундучка один предмет и попробует нам рассказать, кому принадлежит этот предмет, из какой сказки к нам пришел и какую роль он в ней играет.
КЛУБОК.
«Царевна-лягушка»: помогает герою найти дорогу, указывает дорогу.
-Ребята, кто в этой сказке дает клубок Ивану-царевичу?
(старичок)
-Кто еще может дарить клубок?
(Баба-Яга)
-Верно. Клубок указывает дорогу в подземный мир. Клубок – круглый предмет, он катится вниз. В сказках других народов его роль могут выполнять яйцо, еж.
Спуск в подземный мир равносилен смерти, и для того, чтобы вернуться назад, герою нужна дополнительная жизнь, которую он получает в виде клубка.
Нить клубка – это отрезок времени, жизни. В греческой мифологии жизнь человека представлялась так: 3 греческие богини судьбы прядут каждая свою нить. Нить – это жизнь человека. Если на ней появляется узелок, то в жизни человека наступят неприятности, беда. Нить ровная означала удачную, счастливую жизнь. А если нить обрывается – человек умирает.
Нить клубка обязательно приведет героя к цели, покажет верную дорогу.
ЯБЛОКО.
«Сказка о мертвой царевне…» - отравило царевну
«Иван-царевич и серый волк» - золотые яблоки.
В русских народных сказках много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблок; яблоки возвращают здоровье и молодость, иногда дарят бессмертие; именно яблоней или яблоком стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. Яблоко имеет нежный золотистый цвет, «румянец» его связан с красотой, здоровьем и молодостью, сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. А в 6 классе из античных мифов вы узнаете о яблоке раздора, которое послужило причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны.
ЗЕРКАЛЬЦЕ.
«Сказка о мертвой царевне…»
«Снежная королева»
Наши предки считали, что зеркало – вход в потусторонний мир. Раньше верили: зеркало связано с миром духов предков. В большинстве гаданий используется зеркало: в нем пытались увидеть будущее, суженого. Для этого ставили свечу перед зеркалом. Вы, конечно, знаете примету о разбитом зеркале.
СТРЕЛА.
«Царевна-лягушка»
Стрела – выбор судьбы. Именно стрела определяет жизнь царевича.
Для всех команд достаю полотенце.
-Вспомните, какую роль играет полотенце в сказках?
(Баба-Яга подает его герою)
Ребята, полотенце сопровождает человека всю жизнь: в полотенце встречают новорожденного, провожают в последний путь. Оно играет важную роль во многих обрядах: полотенцем связывают руки жениха и невесты.
Ребята, а что сейчас у меня в руках? (делаю вид, что достаю из сундучка шапку-невидимку)
5 конкурс.
(за дверью слышим шум) входит Иван-царевич.
Я: Иван-царевич, ты как здесь оказался?
И-ц: бедный я, несчастный, никто мне не поможет. Задала мне Василиса Премудрая загадки: перепутала все сказки, а я распутать не могу. Не читал я сказки. И автора не помню – вроде Пушковский или Жуковский. Может вы их читали и знаете, из каких сказок здесь слова. Напишите названия на листочке и исправьте ошибки.
(раздаю распечатки с центоном)
6 конкурс.
И-ц: Помогли вы мне, ребята. Но задала мне Василиса Премудрая еще одну загадку. Не знаю я, что такое «скоговорки», зачем они нужны, и не умею эти «скоговорки» говорить. Я только петь умею (поет).
Я: Ребята, давайте и здесь поможем Ивану-царевичу.
-Что такое скороговорки?
(фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов)
Мы сейчас покажем Ивану-царевичу, как надо произносить скороговорки. Посмотрите на распечатки, здесь вы найдете скороговорки и через 2 минуты их расскажете. Но будьте внимательны, не перепутайте скороговорки с считалочками! Иван-царевич определит, какая команда лучше справится с заданием, и подарит золотое яблочко.
И-ц: Спасибо вам, ребята! Помогли вы мне, уму-разуму научили. Пора мне в путь-дорогу за тридевять земель, в тридевятое царство в тридесятое государство. (уходит)
7 конкурс.
-Ребята, что такое пословицы?
(краткое суждение, в котором содержится поучение)
Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и умете объяснять их смысл. Посмотрите на распечатки, вы заметили, что слова в пословицах перепутались. Попробуйте расставить их по местам.
Команда, которая правильно выполнит задание и сумеет объяснит смысл пословицы, получит золотое яблочко. (3 минуты)
- Белые ручки чужие труды любят.
(ленивый человек сам не работает, а чужим трудом пользуется)
- Корень учения горек, да плод его сладок.
(учиться тяжело, но результат того стоит)
- На чужой каравай рот не разевай, а сам пораньше вставай и свой затевай.
(не пользуйся плодами чужого труда)
- Чего в других не любишь, того и сам не делай.
- Счастье не лошадь: его не запряжешь.
(счастьем управлять нельзя)
8 конкурс.
-Ребята, а вы любите рисовать?
Я принесла вам иллюстрации. А вам предстоит угадать, что за сказка изображена на ней, и пересказать этот эпизод.(5-6 предложений)
9 конкурс.
Следующий конкурс называется «Кто говорит эти слова?». Я буду читать слова из сказок, а вы, если узнали героя, поднимаете руки.
- «Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать…» (лягушка)
- «Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или…(от дела лытаешь)?» (Баба-Яга)
- «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я…(твоя весь век буду!)» (Василиса Премудрая)
- «Ты, конечно, спору нет…» (зеркало)
- «Я ль на свете…» (злая мачеха)
- «Милые мои дети! Стерегите пшеницу…(каждую ночь по очереди)» (старик)
- «Отпусти ты меня, Иванушка, …(на волю)» (конь)
10 конкурс.
-Ребята, в сказке всегда действуют силы природы. Давайте вспомним, к кому обращался Елисей за помощью?
(к солнцу, месяцу, ветру)
зачитываю отрывок
Давайте представим, что царевич обращался к земле, воде, огню, небу. Подумайте, как бы он это сделал? (у команд на партах лежат отрывки из сказки и листы). Обратите внимание, что сначала Елисей обращается к стихии, затем укоряет, а потом просит о помощи.
11 конкурс.
-Ребята, в самом начале урока вы выбрали капитанов команд. Сейчас настало время конкурса капитанов (капитаны выходят к доске). Вы по очереди называете сказки, которые читали. Победит тот, кто знает больше всего сказок. Он и получит золотое яблочко для своей команды.
Подведение итогов. Награждение.
-Ребята, мы сегодня многое успели, с вами было очень интересно. В конце урока мне хотелось бы сказать, что сказки будут вас сопровождать всю жизнь. Вы будете читать их своим детям, внукам. А пока читайте их для себя, ведь у нас существует столько сказок!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ.
Эта работа представляет собой проект "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ". Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-129362-1365265771.jpg)
Краеведение как средство патриотического воспитания.
Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Данная публикация содержит опыт работы учителя истории, руководите...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137416-1352121723.jpg)
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/05/picture-397874-1391602681.jpg)
Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-554779-1419236788.jpg)
Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.
На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-808942-1472292096.jpg)
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...