статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
статья по краеведению по теме
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.
Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения школьников в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.
Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: интегрированный урок истории-географии для 9 класса «Экономика Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны», урок истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад Волгоградской области в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению. Много лет действует кружок « Поиск». Ребята ведут переписку с ветеранами войны, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому в своей педагогической деятельности использую регулярные экскурссии в музей. Мои ученики с больщим удовольствием посещаю Городищенский районный музей, Областной краеведческий музей, Музей – панораму «Сталинградская битва».
Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.
Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Патриотическое воспитание учащихся на уроках историиАвтор Гейнц Любовь Михайловна, учитель истории и обществознанияhttp://festival.1september.ru/articles/101362/...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время
опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...
Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"
Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...
Подвиг и духовное наследие Мусы Джалиля как средство патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Патриотическое воспитание...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...