Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

          Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы по литературе

8 класс

1. Пояснительная записка:

1.1. Нормативно-правовые документы.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

1.3. Цели изучения литературы.

1.4.Ведущие задачи курса.

1.5. НРК

2.  Перечень основных разделов, изучаемых в 8 классе.

3. Календарно-тематическое планирование.

4. Практические работы.

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

6. Перечень компонентов УМК

7. Контрольно-измерительные материалы.

  Пояснительная записка

8 класс

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; нормативно-правовые документы,  цели и задачи курса,  содержание тем учебного курса; НРК, календарно-тематическое планирование,   требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, приложение.

1.1 Календарно-тематическое планирование составлено на основании нормативно-правовых документов:

  1.  «Сборник нормативных документов. Литература» Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007 год.
  2. «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 год, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
  3. Стандарт основного  общего  образования  по  литературе  (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года  № 1089 с изменениями, внесенными приказами МО и Науки РФ от 24.01.2012 года № 39 «Об  утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
  4. Областной базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год (Приказ МО и Науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год»).
  5.  Учебный план МАОУ СОШ № 34 на 2013-2014 учебный год.

  1. Инструктивно-методические письма МО и Науки Челябинской области, ЧИППКРО  «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных  учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение  3 к письму МО и Науки Челябинской области  от 24.07.2013  №  03-02/5639).

Обучение осуществляется по учебнику-хрестоматии «Литература 8 класс» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина, М., Просвещение, 2011 год.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

        Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». 

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература). 

В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем (В 7 классе – особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы, в 8 классе –взаимосвязь литературы и истории)

7-8 классы

     Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

   В целях контроля уровня качества подготовки обучающихся предусматриваются уроки контроля, обобщения, практикумы, семинары.

   Формы контроля уровня подготовки учащихся: сочинение, самостоятельная работа, тест, реферат.

     На обучение литературе в 8 классе  запланировано 70 часов,  из них 5 часов – НРК.

     Планирование рассчитано на 2 часа в неделю.

     Основная форма организации учебных занятий – классно-урочная система.

1.3. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего

Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.

Основные компетенции литературного образования:

  • читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи  с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)
  • литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)
  • коммуникативно-речевая компетенция (развитие  речи учащихся)

1.4. Ведущие задачи курса:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  •   познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  •  практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  •   эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности,

развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

  1. Национально-региональный компонент:

     Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет:

  • приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион;
  • сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене;
  • развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

        Преподавание литературы в 8 классе дополняется спецкурсом «Вокруг тебя – Мир…» (на основе УМК «Вокруг тебя - Мир»), произведения которого включены в основную программу по проблемному принципу (см. перспективно-тематическое планирование).

№ урока

Тема НРК

Кол-во

часов

22

Отрывок из мемуаров Д.Покровского «Очерки Москвы»

0,5

33

Ф.Искандер «Возмездие»

0,5

41

Новелла О. Генри «Обращение Джимми Валентайна»

0,5

44

И. Бунин «Люблю цветные стёкла окон…», «У птицы есть гнездо»

0,5

55

Рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»

0,5

56

Рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»

0,5

57

М. Шолохов «Судьба человека» (отрывки)

0,5

58

Воспоминания Л. Ивановой

0,5

66

Р. Брэдбери «Улыбка»

0,5

68

Итоги года. Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя»

0,5

  1. Перечень основных разделов, изучаемых в 8 классе

№ п\п

Тема

Кол-во

часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII века

4

5

Из русской литературы XIX века.

Русская литературная сказка

32

6

Из литературы XX века

22

7

Из зарубежной литературы

6

8

Итоги года

1

ИТОГО:

70 ч.

  1. Практические работы

Триместр

Наизусть

Развитие речи (сочинения)

Контрольные работы

I

2

2 (домашние)

1

II

3

2 (1 классное сочинение, 1 домашнее)

1

III

3

1 (домашнее), 1 (классное)

2

год

8

6

4

  1. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе  за курс 8 класса

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:


— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).


Учащиеся должны уметь:


— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный  жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

  1. Перечень компонентов УМК

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009

      7.  Контрольно-измерительные материалы

Содержание КИМов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности.

Структура КИМов соотносится с оценкой качества образования: контроль за уровнем владения основных компетенций.

         Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной. Тесты можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания, совершенствование знаний, закрепление, повторение и систематизация изученного материала, контроль и оценка знаний.



Предварительный просмотр:

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема учебного занятия

Тип, форма урока

Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся)

НРК (тема)

Диагностика

Домашнее задание

читательская

(связи данного текста с другими произведениями)

литературоведческая

(теоретико-литературные понятия)

коммуникативно-речевая

(виды работы по развитию речи учащихся)

1

 Русская литература и история.

Вступительный урок

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

Художественная литература

Пересказ статьи учебника по плану с примерами из прочитанных произведений

Групповые задания: повторить материал о жанрах УНТ: сказках, былинах, пословицах и поговорках

Устное народное творчество

(2 часа)

2

 Русское народное поэтическое творчество. Лирические и  исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Сходство и различие народной исторической песни и былины

Народная песня, историческая песни, виды народных песен

Нахождение устоявшихся поэтических формулы в песне.

Сочинение частушки на школьную тему

Групповые задания: пересказ статей «как создаются народные песни», рассказ М.Горького о создателях песен.

Выучить наизусть любую песню (по желанию учащегося)

3

 Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Работа с учебником, беседа

Сходство и различие преданий и народных сказок

Предание

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику

Из древнерусской литературы

(2 часа)

4

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

Рассказ учителя с элементами беседы

Летопись, житие

Составление словарика характерных для текста жития слов

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, использую художественные средства повести

5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века

Урок внеклассного чтения

Сатирическая повесть

Ответ на вопрос: «Почему произведение называется «Шемякин суд»?»

Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И. Фонвизине

Из литературы XVІІІ века

(4 часа)

6

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

Рассказ, аналитическая беседа

Классицизм

7

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя)

Практикум

Анализ эпизода

Тест (см. приложение 1)

8

Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма.

Урок изучения художественного произве-дения, сооб-щения учащих-ся, аналити-ческая беседа

9

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, ДРЛ и в литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)

Урок развития речи

Сочинение «Человек и история в фольклоре, ДРЛ и в литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)

Домашнее сочинение

Из литературы XІX века

(32 часа)

10

 И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Историческая основа. Мораль басен.

Чтение, беседа

Басня, мораль

Редактирование написанного

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Смерть Ермака», «О покорении Сибири Ермаком». Сопоставительный анализ.

Сообщения учащихся, пересказ, беседа

Дума

12

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Аналитическая беседа, выразительное чтение

Тропы

Выразительное чтение.

Анализ стихотворения

Выучить стихотворение наизусть.

13

 А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

Работа по учебнику, аналитическая беседа

14

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать главы 1, 2 «капитанской дочки», подготовить их сжатый пересказ. Инд. задание: подготовить сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка».

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Герои и их прототипы

Рассказ учителя. Беседа

Роман

Прочитать главы 3-5. Подготовить краткий рассказ о жизни Гринёва до восстания, сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина

16

Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Эпиграф

Краткий рассказ о жизни Гринёва до восстания

Прочитать главы 6-7. Подготовить сообщение «История отношений Гринёва  и Маши Мироновой»

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Сообщение «История отношений Гринёва и Маши Мироновой»

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачёв в романе»

18

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина

Чтение, беседа, анализ

Представление исторического комментария о пугачёвском восстании

Тест (см. приложение 2)

Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачёва в романе А.С, Пушкина Капитанская дочка». Подготовить сообщение «Бунтовщики-пугачёвцы в изображении рассказчика»

19

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Урок развития речи, аналитическая беседа

Эпиграф, пейзаж, художественная деталь

Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка»

Домашнее сочинение

20

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

Рассказ учителя,  беседа

Повесть

Ответы на вопросы

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Урок контроля

22

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (на основе изученного в 6-7 классах)

Рассказ учителя. Семинар

Отрывок из мемуаров Д.Покровского «Очерки Москвы», 0,5 ч.

23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой

Беседа

Библейская легенда об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане

Поэма, сюжет, тема, идея.

Романтизм

Подготовить рассказ о Мцыри по плану. Выучить наизусть отрывок из поэмы

24

Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода.

Практикум

Композиция, эпизод, пейзаж, портрет, художественная деталь, тропы

Ответ на вопрос: какова цель побега Мцыри? Цитаты – в качестве аргументов

Тест (см. приложение 3)

25

Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок развития речи

Сочинение:

«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» ( по выбору учащегося».

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме «Мцыри»

26

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (на основе изученного в 5-7 классах)

Рассказ учителя, семинар

Историко-бытовой комментарий «Россия XIX века»

Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Инд.задания: подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве, заочную экскурсию «19 апреля 1836 года – первое представление «Ревизора» в Александринском театре»

27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания, первая постановка, оценка современников.

Рассказ учителя, аналитическая беседа

Комедия, сюжет

Словарная работа по лексике комедии

Перечитать первое действие комедии, определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках города

28

 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения

Практикум, беседа

Композиция. Конфликт, сюжет

«Пробуем себя в роли режиссёра» (явление 3, действие II, явление 6, действие III).

Сообщение «О чём говорят говорящие фамилии в комедии»

Перечитать действие II, III комедии. Сравнить 2 сцены первого действия (3 и 5 явления). Ответить на вопросы: в чём заключается проявление комического в этих сценах? Чем различается в них смех?

29

Хлестаков. Хлестаковщина как общественное явление.

Чтение, аналитическая беседа

Д.И. Фонвизин «Недоросль»: особенности отражения действительности в художественном произведении

Прочитать статьи в книге «Читаем, думаем, спорим…» и сравнить 3 мнения о Хлестакове.

Подготовить характеристику Хлестакова.

30

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Композиционные элементы комедии

Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Тест (см. приложение 4)

Домашнее сочинение. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

31

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Рассказ учителя. Беседа

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

«Маленький человек»

Редактирование написанного

Составить план повести. Проанализировать поведение героя, изменения в характере Башмачкина после его решения сшить шинель, обладания ею и потери обновы.

32

Мечта и реальность в повести «шинель». Образ Петербурга

Практикум

Художественная деталь, фантастика. Мотив

Словарная работа по тексту повести

Ответить на вопросы: почему повесть о человеке названа «Шинель»; какое отношение у читателя вызывает Акакий Акакиевич Башмачкин?

33

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя, комментированное чтение

Ф.Искандер «Возмездие», 0,5 ч.

34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

Урок развития речи

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок контроля

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение

Эпиграф. Художественная деталь, художественный образ

Работа с крылатыми выражениями, поговорками

Подготовить пересказ рассказа «Старый гений». Прочитать рассказ Л.Н Толстого «После бала»

37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Беседа, сообщения учащихся

Изобразительно-выразительные средства, художественная деталь, антитеза

Составить письменно композиционный план рассказа. Подготовить подробный пересказ двух центральных  частей

38

Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Устное иллюстрирование эпизода экзекуции

Тест (см. приложение 5)

Подготовить характеристику Ивана Васильевича

39

Нравственные проблемы повести Л.Н Толстого «Отрочество»

Урок внеклассного чтения

Словарная работа по тексту повести

Ответить на вопросы: почему пора детства названа «счастливой», а пора отрочества – «пустыней»; чем обогатили душу Николеньки отроческие годы?

40

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Урок внеклассного чтения

Тропы

Выразительное чтение. Анализ стихотворений

Выучить наизусть одно из стихотворений. Инд.задание: подготовить сообщение об А.П. Чехове

41

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

Конфликт, пейзаж

Сообщение об А.П. Чехове.

Краткий пересказ произведения.

Новелла О. Генри «Обращение Джимми Валентайна», 0,5 ч.

Ответить на вопрос (по выбору):

1)кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации;

2)правильно ли поступил герой?

Инд.задание: подготовить сообщение об И.А. Бунине

Из литературы XX века

(22 часа)

42

 И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Сообщение, рассказ учителя,  беседа

Пейзаж

Сопоставление рассказа И.А. Бунина и рассказа А.П. Чехова «О любви»

Ответить на вопрос: над чем заставляет задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ»?

Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»

43

 А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Рассказ учителя, беседа

Художественная идея

Словарная работа (нравственность).

Художественный пересказ фрагмента

Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых.

44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к сочинению по рассказам НС. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Урок развития речи

Сочинение

И. Бунин «Люблю цветные стёкла окон…», «У птицы есть гнездо»,

0,5 ч.

Домашнее сочинение.

Прочитать рассказ М.Горького «Челкаш»

45

А.М. Горький. Слово о писателе. Явление босяка в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы

Рассказ учителя, беседа

Идея, конфликт, композиция, пейзаж

Чтение по ролям диалога о свободе (глава 2)

Письменно ответить на вопрос: «Что роднит Челкаша и Гаврилу?»

46

 А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение

Прочитать поэму С.Есенина «Пугачёв»

47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Рассказ учителя, беседа

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, повторы. Поэма

Анализ фрагментов поэмы

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв» (монолог Пугачёва или Хлопуши).

48

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Урок развития речи. Защита творческих работ

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Пугачёв С.А. Есенина и Пугачёв А.С. Пушкина: сходство и различие

Прочитать рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем»

49

 И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, чтение, пересказ

Жанр. Мемуары, дневник

Сообщение об И.С. Шмелёве

Написать отзыв на рассказ. Прочитать рассказы Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

50

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко.

Урок внеклассного чтения

Гоголевский «смех сквозь слёзы»

Ирония, сатира

Словарная работа по теории работы.

Сообщения о писателях

Прочитать рассказ М.А. Осоргина «Пенсне»

51

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Рассказ учителя, беседа

Устное словесное рисование

Придумать историю какого-либо предмета, отталкиваясь от тех действий, которые определил ему писатель

52

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. горького,  А.А. Блока, С.А. Есенина

Урок контроля

53

А. .Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, беседа, работа с книгой

Поэма, сюжет

Цитатный план статьи учебника

Ответить на вопрос: каковы особенности изображения военных событий в поэме? Как в ней раскрывается народный взгляд на войну?

54

«Тёркин – кто же он такой?» Новаторский характер образа.

Урок-размышление над главным героем поэмы.

Образ солдата в русском фольклоре: что сближает Василия Тёркина с героями народных сказок, русскими богатырями?

Словарная работа

Подготовить рассказ-характеристику Василия Тёркина

55

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Практикум

Композиция, жанр, стиль, сюжет. Юмор, авторские отступления

Сообщение «Образ солдата в русском фольклоре»

Рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие», 0,5 ч.

Тест (см. приложение 6)

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Василий Тёркин». Прочитать рассказ А.П. Платонова «Возвращение»

56

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Урок внеклассного чтения

Подготовить устное сообщение о героях рассказа.

Устное словесное рисование «Портрет Петра»

Рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие», 0,5 ч.

Прочитать стихотворения послевоенного периода (В.С, Высоцкий, Б. Окуджава, Е.Винокуров)

57

 Стихи и песни о ВОв. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Урок развития речи, урок-концерт

Жанр лирической песни

Сообщение «История создания песни «Катюша».

Выразительное чтение

М. Шолохов «Судьба человека» (отрывки), 0,5 ч.

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

58

 В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

Рассказ учителя, аналитическое чтение, беседа

Сюжет, художественная роль отступлений

Устное словесное рисование (портреты бабушки, учителя)

Воспоминания Л. Ивановой, 0,5 ч.

Составление речевой характеристики бабушки

59

Классное сочинение (произведение по выбору учащегося)

Урок развития речи

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведении по выбору учащегося)

60

 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Урок внеклассного чтения

Тропы

Выразительное чтение

61

 Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

Урок внеклассного чтения

Тропы

Выразительное чтение

Из зарубежной литературы

(6 часов)

62

У.Шекспир. Слово о писателе.  «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Жанр, конфликт, монолог-исповедание. Трагедия

Сообщение о  Шекспире

Прочитать сонеты Шекспира  №66, 76, 90, 91, 130,147.

Инд.задания: подготовить сообщение о Меркуцио, о монахе брате Лоренцо, о сценической истории пьесы

63

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Практикум

Сонет. Метафора, сравнение. Стихотворный размер

Выразительное чтение

Выучить один из сонетов наизусть

64-65

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Рассказ учителя. Беседа

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Классицизм. Жанр, драма

Лексико-бытовой комментарий. Выразительное чтение

Систематизировать материал о Журдене по I и II действиям

66

 Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

Урок внеклассного чтения

Бытовая деталь

Художественный пересказ трёх частей книги

Р. Брэдбери «Улыбка», 0,5 ч.

Прочитать роман В.Скотта «Айвенго». Инд.задания: подготовить сообщения о короле Ричарде Львиное сердце, Робин Гуде, Айвенго

67

В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

Урок внеклассного чтения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: что общего в построении романов В.Скотта и А.С.Пушкина?

Исторический роман

Исторический комментарий (феодальные усобицы XII века)

Доказать, что «Айвенго» - исторический роман

68

Итоговая контрольная работа.

69

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

Урок-зачёт

Итоги года. Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя»,

0,5 ч.

Итоговое тестирование (см. приложение 7)

70

Итоги года и задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...