Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 7 классе
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 34.94 КБ |
Содержание тем учебного курса | 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы по литературе
7 класс
1. Пояснительная записка:
1.1. Нормативно-правовые документы.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
1.3. Цели изучения литературы.
1.4.Ведущие задачи курса.
1.5. НРК
2. Перечень основных разделов, изучаемых в 7 классе.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.
5. Перечень компонентов УМК
6. Контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка
7 класс
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; нормативно-правовые документы, цели и задачи курса, содержание тем учебного курса; НРК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, приложение.
1.1 Календарно-тематическое планирование составлено на основании нормативно-правовых документов:
- «Сборник нормативных документов. Литература» Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007 год.
- «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 год, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
- Стандарт основного общего образования по литературе (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесенными приказами МО и Науки РФ от 24.01.2012 года № 39 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
- Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год (Приказ МО и Науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год»).
- Учебный план МАОУ СОШ № 34 на 2013-2014 учебный год.
- Инструктивно-методические письма МО и Науки Челябинской области, ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 3 к письму МО и Науки Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/5639).
Обучение осуществляется по учебнику-хрестоматии «Литература 7 класс» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, М., Просвещение, 2010 год.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
7-8 классы
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
В целях контроля уровня качества подготовки обучающихся предусматриваются уроки контроля, обобщения, практикумы, семинары.
Формы контроля уровня подготовки учащихся: сочинение, самостоятельная работа, тест, реферат.
На обучение литературе в 7 классе запланировано 70 часов, из них 8 часов – НРК.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю.
Основная форма организации учебных занятий – классно-урочная система.
1.3. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.
Основные компетенции литературного образования:
- читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)
- литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)
- коммуникативно-речевая компетенция (развитие речи учащихся)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
1.4. Ведущие задачи курса:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
- эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности,
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
- Национально-региональный компонент:
Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет:
- приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион;
- сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене;
- развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Преподавание литературы в 7 классе дополняется спецкурсом «Вокруг тебя – Мир…» (на основе УМК «Вокруг тебя - Мир»), произведения которого включены в основную программу по проблемному принципу (см. перспективно-тематическое планирование).
- Перечень основных разделов, изучаемых в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | уроки развития речи | контрольные работы | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Устное народное творчество. | 5 | 4 | 1 | |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | 2 | ||
4. | Из русской литературы 18 века. | 2 | 2 | ||
5. | Из русской литературы 19 века. | 30 | 23 | 6 | 1 |
6. | Из русской литературы 20 века. | 23 | 18 | 5 | |
7. | Из зарубежной литературы. | 7 | 6 | 1 | |
Итого: | 70 | 56 | 12 | 2 |
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать(элементы анализа) художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- Перечень компонентов УМК
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 7 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. — М.: ВАКО, 2004.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2009.
5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009
6. Контрольно-измерительные материалы
Содержание КИМов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности.
Структура КИМов соотносится с оценкой качества образования: контроль за уровнем владения основных компетенций.
Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой по литературе для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной. Тесты можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания, совершенствование знаний, закрепление, повторение и систематизация изученного материала, контроль и оценка знаний.
Предварительный просмотр:
№ | Сроки проведения | Кол-во часов часов | Тема | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся) | Формы контроля | Коррек-ка планирования | |||||||||
читательская | литературо- ведческая | коммуникативно- речевая | |||||||||||||
1. | 1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Пересказ. | Ответ на вопросы. | |||||||||||
Устное народное творчество (5 часов) | |||||||||||||||
2. | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | Предания. Н.В.Гоголь «Заколдованное место». | Предание. | Пересказ. | Пересказ. | |||||||||
3. | 1 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Гипербола. Былина. | Выразительное чтение. | Ответ на вопросы. Выразит-ное чтение наизусть (отрывок). | |||||||||
4. | 1 | Отличие былин Новгородского цикла от былин Киевского цикла. «Садко». | Ответ на вопросы. | ||||||||||||
5. | 1 | Карело-финский эпос «Калевала». | Пересказ. | ||||||||||||
6. | 1 | Рр Народная мудрость пословиц и поговорок. | Жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. | Рассказ по одной из пословиц. | Самостоят. работа по теме «Устное народное творчество». | ||||||||||
Древнерусская литература (2 часа) | |||||||||||||||
7. | 1 | «Повесть временных лет». Из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Из «Поучения» Владимира Мономаха. | «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе». | Поучение. Летопись. | Составление поучения. | Беседа. Анализ эпизодов. | |||||||||
8. | 1 | Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Пересказ. | Пересказ. | |||||||||||
Произведения русских писателей XVIII века (2 часа) | |||||||||||||||
9. | 1 | М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» | «К статуе Петра Великого» «Ода на день восшествия…». «Случились вместе два астронома в пиру…». | Ода. | Сообщение | Выразит-ное чтение наизусть (отрывок). | |||||||||
10. | 1 | Г.Р.Державин. «Признание», «На птичку». Размышления поэта о смысле жизни, о судьбе. | «Похвальное слово поэту». | Выразит-ное чтение. Ответ на вопросы. | |||||||||||
Произведения русских писателей XIХ века (30 часов) | |||||||||||||||
11. | 1 | А.С.Пушкин. Интерес к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Карамзин «История государства Российского». | Баллада. | Рассказ о поэте. | Беседа. Пересказ. | |||||||||
12. | 1 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль, особенности композиции, своеобразие языка. | Композиция. | Выразит-ное чтение. Анализ эпизодов. | |||||||||||
13. | 1 | А.С.Пушкин «Медный всадник». | Трагедия. | Аналитич. Беседа. Выразит-ное чтение наизусть (отрывок). | |||||||||||
14. | 1 | А.С.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца. | Инсценированное чтение | Ответ на вопросы. | |||||||||||
15. | 1 | А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель». | Повесть. | Пересказ эпизодов повести. | Беседа по вопросам. Анализ эпизодов. | ||||||||||
16. | 1 | Образы героев повести «Станционный смотритель». | Характеристика героя. | Характеристика героев повести. | Рассказ о главных героях повести. | ||||||||||
17. | 1 | Рр Художественные особенности повести «Станционный смотритель». | Подготовка к домашнему сочинению, подбор материалов для сочинения. | Сочинение по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | |||||||||||
18. | 1 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…» | «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Бородино». «Песнь о вещем Олеге». | Поэма. | Доклад о жизни и творчестве поэта. | Ответ на вопросы. Пересказ. Составление цитатного плана. | |||||||||
19. | 1 | Сюжет поэмы. Фольклорная основа «Песни…». Поэма об историческом прошлом Руси. | Сюжет. | Выразительное чтение. | Анализ поэмы Выписать средства художеств. Выразительности. | ||||||||||
20. | 1 | Рр Бой на Москве-реке: честь против бесчестия. Позиция автора в поэме. Язык поэмы. | Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. | Изложение с элементами рассуждения. | |||||||||||
21. | 1 | Лирика М.Ю.Лермонтова. | «Молитва». «Ангел». «Когда волнуется желтеющая нива…». | Фольклоризм литературы. | Выразит-ное чтение наизусть. | ||||||||||
22. | 1 | Н.В.Гоголь. Работа над повестью «Тарас Бульба». | «Тарас Бульба». «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Историческая и фольклорная основа произведения. | Сообщение об авторе. | Пересказ. | |||||||||
23. | 1 | Рр Характеристика героев. Образ матери. Картины степи. | Художественный пересказ. | Рассказ о героях повести (по вариантам) | |||||||||||
24. | 1 | Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество Козаков. | Роль природы в произведении. | Выразит-ное чтение. Выписать средства художеств. выразительности. | |||||||||||
25. | 1 | Сопоставление Остапа и Андрия. Психологические мотивы предательства Андрия. | Антитеза. | Пересказ эпизода повести. | Сравнит. харак-ка героев (составить таблицу) | ||||||||||
26. | 1 | Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание Козаков. | Составить цитатный план речи Тараса. | ||||||||||||
27. | 1 | Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей. | «Обращение к друзьям» (подготовить речь) | Составить рассказ о жизни Тараса Бульбы. | |||||||||||
28. | 1 | Рр Гибель Тараса. Тарас Бульба – герой повести Гоголя. Подготовка к сочинению. | Характеристика героя. | Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | ||||||||||
29. | 1 | И.С.Тургенев: страницы биографии. «Бирюк». | «Бирюк». «Муму». | Устное описание. | Пересказ. | ||||||||||
30. | 1 | Рр И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. | Стихотворения в прозе. | Диалог о писателе. | Выразит-ное чтение наизусть. | ||||||||||
31. | 1 | Н.А.Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. | «Русские женщины» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | Поэма. | Рассказ о главной героине поэмы. | Анализ поэмы по вопросам. | |||||||||
32. | 1 | Н.А.Некрасов. Лирика. | Стихотворные размеры. | Выразит-ное чтение наизусть. | |||||||||||
33. | 1 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин». | Историческая баллада. | Ответ на вопросы. | |||||||||||
34. | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд. | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Народные сказки. Рассказы Чехова. | Юмор. Сатира. Гротеск. Абсурд. | Рассказ о писателе. Художественный пересказ сказки. | Пересказ Выразит-ное чтение. | |||||||||
35. | 1 | Нравственные пороки общества. Особенности языка «Повести…». | Создание собственной сказки. | Чтение по ролям. Анализ эпизодов. | |||||||||||
36. | 1 | Контрольная работа за I полугодие. | |||||||||||||
37. | 1 | Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». | Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». В.П.Астафьев «Васюткино озеро». | Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь. | Рассказ об авторе. Диалог с одноклассниками о героях Толстого. | Пересказ. Анализ эпизодов. Составление плана. | |||||||||
38. | 1 | А.П.Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». | «Хамелеон». «Злоумышленник». «Хирургия». «Лошадиная фамилия». | Сатира и юмор как формы комического. | Инсценированное чтение. | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. | |||||||||
39. | 1 | А.П.Чехов «Злоумышленник». | «Из записных книжек Чехова» (как вы понимаете эти записи). | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. | |||||||||||
40. | 1 | Рр Стихотворения о родной природе. Стихи А.К.Толстого, В.А.Жуковского, И.А.Бунина. | Лирика. Стихотворные размеры. | Сообщение о поэте. Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение наизусть. Анализ стихотворения | ||||||||||
Произведения русских писателей XХ века (23 часа) | |||||||||||||||
41. | 1 | И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Проблема взаимопонимания. Образ рассказчика. Композиция рассказа. | «Цифры». «Косцы». | Рассказ. | Сообщение о поэте Отзыв на рассказ. | Составление плана рассказа. Пересказ. | |||||||||
42. | 1 | Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа повести. | М.Горький «Детство». Л.Н.Толстой «Детство». | Тема и идея произведения. | Рассказ о писателе. | Пересказ. Ответ на вопросы. Составление цитатного плана. | |||||||||
43. | 1 | «Детство». Бабушка и дед. История Цыганка. | Портрет как средство характеристики героя. | Пересказ отдельных глав повести. | Выразит-ное чтение эпизодов. Пересказ эпизодов (по вариантам). | ||||||||||
44. | 1 | «Детство». Афористичность языка повести. | Выписать из повести афористичныевысказывания. | ||||||||||||
45. | 1 | Рр М. Горький. Легенда о Данко. | Легенда. | Художественный Пересказ. | Выразит-ное чтение. Анализ эпизода. | ||||||||||
46. | 1 | Л.Н.Андреев. «Кусака». Проблема одиночества, способность к состраданию. | Л.Н.Андреев «Кусака». Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Устное рисование по эпизодам рассказа. | Ответ на вопросы. Отзыв о рассказе. | ||||||||||
47. | 1 | В.Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Лирический герой. | Рассказ о поэте. Выразительное чтение. | Пересказ. Выразит-ное чтение. | ||||||||||
48. | 1 | В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | Ритм и рифма стихотворения. | Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение наизусть (по выбору). | ||||||||||
49. | 1 | А.П.Платонов. Личность писателя. «Юшка». | «Юшка». «В прекрасном и яростном мире». «Неизвестный цветок». | Пересказ эпизода. | Беседа. | ||||||||||
50. | 1 | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | Рассказ о герое произведения. | Письменный ответ на вопрос. | |||||||||||
51. | 1 | Рр Б.Л. Пастернак. Лирика. | Сравнение. Метафора. | Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение наизусть. | ||||||||||
52. | 1 | А.Т.Твардовский. Страницы биографии. Стихотворения Твардовского. | Лирический герой. | Рассказ о поэте. Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение | ||||||||||
53. | 1 | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. | |||||||||||||
54. | 1 | Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади…». | Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади…». Л.Н.Андреев «Кусака». В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | Литературные традиции. | Пересказ. | Пересказ. Беседа по вопросам. | |||||||||
55. | 1 | Е.И.Носов. Рассказ «Кукла». Протест против равнодушия и бездуховности. | Сообщение об авторе. | Пересказ. Выразит-ное чтение отрывка. | |||||||||||
56. 57. | 2 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Сюжетные элементы, композиция. Особенности характера героев. | Л.Н.Толстой «Детство». | Отзыв на рассказ. | Пересказ. Составление плана. Отзыв на рассказ. | ||||||||||
58. | 1 | Рр Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). | Публицистика. Мемуары как публиц-ий жанр. | Сообщение на тему «Искусство моего родного края». | Беседа по вопросам. Сообщение. | ||||||||||
59. | 1 | М.М.Зощенко. «Беда» | М.М.Зощенко. «Беда». Рассказы Чехова. | Юмор. Сатира. | Пересказ рассказа. | Пересказ. | |||||||||
60. 61. | 2 | Рр «Тихая моя Родина…». Стихотворения о родной природе. | Метафора. Сравнение. Эпитет. | Сообщения о поэтах. Выразительное чтение. | Анализ стихотворения Выразит-ное чтение наизусть. | ||||||||||
62. | 1 | Песни на стихи русских поэтов 20 века. | Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение наизусть. | |||||||||||
63. | 1 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. | Беседа по вопросам. | ||||||||||||
Зарубежная литература (7 часов) | |||||||||||||||
64. | 1 | Роберт Бёрнс. «Честная бедность». | Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Стихи Роберта Бёрнса в переводе С.Я.Маршака. | Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение. | ||||||||||
65. | 1 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». В.А.Жуковский «Лесной царь». | Рассказ о поэте. Выразительное чтение. | Выразит-ное чтение. | ||||||||||
66. | 1 | Рр Японские трёхстишия. | Особенности жанра хокку. | Создание собственных хокку. | Создание собственных текстов. | ||||||||||
67. | 1 | Итоговая контрольная работа. | |||||||||||||
68. | 1 | О.Генри. «Дары волхвов». | Пересказ от лица одного из героев. | Пересказ. | |||||||||||
69. | 1 | Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы». | Рассказ о писателе Пересказ. | Пересказ. Ответ на вопросы. | |||||||||||
70. | 1 | Итоги года и задание на лето. |
Содержание учебной программы в части реализации НРК
№ | Раздел (тема) | № урока | Тематика НРК | Количество минут | Источник информации | № страницы |
1. | Народная мудрость пословиц и поговорок. | 6 | Сочинение «Мое устное народное творчество». | 40 | Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 классы.-3-е изд./ Сост. Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва.- Челябинск: Взгляд, 2007. | |
2. | А.С.Пушкин. Интерес к истории России. | 11 | Горская А. Б. «Улица Пушкина», «Пушкиненок». | 15 | С.378 С.379 | |
3. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. | 34 | Ястребов М.Н. «Сказка о счастии». | 20 | С.38 | |
4. | Стихотворения русских поэтов о родной природе. | 40 | Шишов К.А. Стихотоворения о родной природе. | 15 | С.352 | |
5. | Л.Н. Андреев. «Кусака». Проблема одиночества, способность к состраданию. | 46 | Гроссман М.С. «Сердце Турмана». | 15 | С.102 | |
6. | Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). | 58 | Богданов В.А. «Чистые снега». | 15 | С.213 | |
7. | Стихотворения о родной природе русских поэтов 20 века. | 61 | Банников И.Н. «Сияй, сияй, моя Россия». | 10 | С.476 | |
8. | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. | 53 | Татьяничева Л.К. «Минные поля». | 15 | С.201 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...