Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе:
Стандарта основного общего образования по литературе ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования)
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы ( под редакцией В.Я.Коровиной М.: просвещение, 2008).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрепридметных связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 70.5 КБ |
Перечень УМК | 29.5 КБ |
Содержание тем учебного курса | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе:
Стандарта основного общего образования по литературе ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования)
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы ( под редакцией В.Я.Коровиной М.: просвещение, 2008).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрепридметных связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей учащихся.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения4
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умение работать с ними.
Цели
Изучение литературы в основной школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общественного содержания; грамотно использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно- следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе « Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика»Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использования приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 6 классе 70 часов ( 2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/уметь
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико- литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать (элементы анализа) художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения ( или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
( справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | Уроки развития речи | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Устное народное творчество. | 3 | 3 | 1 | |
3. | Из древнерусской литературы | 1 | 1 | ||
4. | Из русской литературы 19 века | 30 | 26 | 3 | 1 |
5. | Из русской литературы 20 века | 24 | 19 | 3 | 2 |
6. | Из зарубежной литературы | 9 | 8 | ||
7. | Из литературы народов России | 2 | 2 | ||
Итого | 70 | 60 | 7 | 3 |
Список литературы
- Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2 6 класс В.Я.Коровина М.: Просвещение, 2008 г.
- Читаем. Думаем. Спорим…: 6 кл. Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2007г.
- Литература 6 класс: Сборник упражнений. Колганова Т.А. и др. М.: Просвещение, 206г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 класс. Т.Г.Кучина, А.В.Леденёв М.: Дрофа,2002г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. Скрипкина В.А. М.: Дрофа,2001г.
- Тесты по литературе 5-9 классы. Н.Н.Коршунова и др. М.: Дрофа, 2004г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Демиденко Е.Л. М.: дрофа, 2004г.
- Литература 6 класс. Методические советы. Коровина В.Я и др. М.: Просвещение, 2006г.
- Аркин И.и. Уроки литературы в 6 кл. Практическая методика. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006г.
Предварительный просмотр:
Перечень учебно-методического обеспечения
- «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2006 год.
- Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2 6 класс В.Я.Коровина М.: Просвещение, 2008 г.
- Читаем. Думаем. Спорим…: 6 кл. Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2007г.
- Литература 6 класс: Сборник упражнений. Колганова Т.А. и др. М.: Просвещение, 206г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 класс. Т.Г.Кучина, А.В.Леденёв М.: Дрофа,2002г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. Скрипкина В.А. М.: Дрофа,2001г.
- Тесты по литературе 5-9 классы. Н.Н.Коршунова и др. М.: Дрофа, 2004г.
- Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Демиденко Е.Л. М.: дрофа, 2004г.
- Литература 6 класс. Методические советы. Коровина В.Я и др. М.: Просвещение, 2006г.
- Аркин И.и. Уроки литературы в 6 кл. Практическая методика. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006г.
ЦОРы:
- «Кирилл и Мефодий. Литература 6 класс»
- Презентации к урокам
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п)п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Межпредметные связи | Виды контроля | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Литература открывает мир | 1 | Литература как художественное отображение жизни. Книга и её роль в жизни. | Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг | Русский язык: словарная работа(кругозор, интеллект, культура общения) | Ответить на вопросы: почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»? | Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях | |
Устное народное творчество (3 часа) | |||||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | 1 | Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора | Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор»уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику | Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, долговая)Музыка: песни обрядового фольклора, ИЗО: иллюстрация Б.Кустодиева «Масленица». Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников? | Выразительное чтение обрядовой песни(по выбору) | Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен |
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Малые жанры народного творчества. Многообразие тематики | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка» их отличительные особенности, средства художественной выразительности | Литература: постоянный эпитет, метафора, антитеза. Источники пословиц и поговорок | Подобрать синонимы к пословицам | Составить устный рассказ, используя понравившиеся пословицы |
4 | Урок развития речи. Фольклорный праздник | 1 | Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи Музыка: обрядовые песни в исполнении фольклорных ансамблей. ИЗО: репродукции художника Б.Кустодиева | Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц | Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси». Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси | ||
Из древнерусской литературы (1час) | |||||||
5 | Русская летопись. «Повесть временных лет»-историческая энциклопедия. «Сказание о Белгородском киселе» | 1 | Русская летопись и история её возникновения . Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством. | Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание».Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества | История: принятие князем Владимиром христианства на Руси. ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор-летописец». Русский язык: словарная работа(печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси) | Выразительное чтение фрагмента сказания, Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит сказание?» | Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья» |
Из русской литературы 19 века (29 часов) | |||||||
6 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. «И.И.Пущину» | 1 | Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания | Знать: факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, определение понятия «эпитет» | ИЗО: репродукция картины худ. И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Русский язык: словарная работа(благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить. | Ответить на вопрос «Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? | Выучить стихотворение наизусть |
7 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» | 1 | Период кишинёвской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина | Знать: определение понятий «композиция», «интонация стихотворения».Уметь: объяснять особенности композиции стихотворения | Литература: текст первоначального варианта стихотворения: какие строки изменил поэт? Как изменился при этом смысл стихотворения? | Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит? | Выучить стихотворение наизусть. Прочитать стихотворение «Зимнее утро» |
8 | Стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога»-гимн родной природе. | 1 | Пейзажная лирика А.С.Пушкина | Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. | Русский язык: подобрать синонимы к словам нега, взор, лежанка. ИЗО: иллюстрация к стихотворению»Зимнее утро» худ. Б.А.Дехтерева | Устное словесное рисование | Выучить одно из стихотворений |
9 | Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» | 1 | Родная природа в стихотворениях Е.Баратынского | Знать: определение понятий «метафора», «олицетворение», «инверсия». Уметь определять выразительные средства языка | Русский язык: словарная работа (лазурь, древа, заздравный гимн), выписать из стихотворения слова , которые редко встречаются в современном языке | Какой литературный приём помогает поэту сделать поэтические картины живыми? | Написать сочинение-миниатюру по данному началу «Что с нею, что с моей душою?- вопрошает поэт в финале стихотворения… Дать ответ на этот вопрос |
10 | Урок развития речи. Двусложные размеры стиха | 1 | Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих | Знать: определение понятий: ямб, хорей ударение, ритм стопа слог. Уметь определять размер | Литература: стих А.С.Пушкина «И.И.Пущину», «Буря мглою небо кроет» | Установить стихотворный размер | Найти по одному примеру стихотворений, написанных ямбом и хореем |
11 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский: столкновение своенравных характеров. | 1 | История создания романа, время, отраженное в нем. Проблематика произведения | Знать историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом учителя | История: исторический комментарий, литература: история помещика Островского, русский язык: словарная работа(подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, холоп, притязание, земской судья) | Ответить на вопрос: Как проявились характеры обоих бывших друзей во время и после ссоры? Что помешало им помириться? | Прочитать главы 5-11, подготовить художественный пересказ эпизода «Обед в Покровском» |
12 | Образ благородного «разбойника» в романе Пушкина «Дубровский» | 1 | Протест В.Дубровского против произвола и деспотизма, анализ 5-11 глав | Знать содержание анализируемых глав, уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе | ИЗО: иллюстрации худ. Б.Кустодиева и Д.Шмаринова; подобрать цитаты из текста к каждой иллюстрации | Ответить на вопрос: Что толкнуло офицера и дворянина на путь разбоя и грабежа? | Прочитать роман до конца, подготовит ь художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование |
13 | Трагические судьбы В.Дубровского и М.Троекуровой | 1 | Воспитание и характер М.Троекуровой, её взаимоотношения с отцом | Знать содержание анализируемых глав романа, уметь составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста | Устно описать героиню романа | Составить простой план романа | |
14 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 1 | Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета | Знать определение понятий «композиция», «сюжет», уметь составлять простой план | Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию. В чем заключается особенность сюжета? | Нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских | |
15 | Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Основание для сравнения | Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения | Дописать сочинение. | ||
16 | Урок внеклассного чтения НРК Протасов В.А. «Мои школьные годы» | 1 | |||||
17 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотив одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 | Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю.Лермонтова в Москве. Особенности поэтических интонаций стихотворения | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи». Понятия «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор» | Русский язык: словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, клевета, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами. Музыка: П.И.Чайковский. Симфония №5. Как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества? | Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам. В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? | Выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию |
18 | Восточное сказание Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. | 1 | Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. | Знать определения понятий, понимать сюжет, уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль. | Русский язык: словарная работа (аравийская земля, роптать на Бога, очи караван, Пророк) | Групповые задания: проследить как меняется интонационный строй речи | Подготовить выразительное чтение стихотворения |
19 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | 1 | Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества. | Знать определения понятий: композиция, поэтический образ, образ-символ, аллегория, понимать настроение стихотворения, уметь определять средства художественной выразительности | Русский язык: словарная работа( гонимый, чинара,пришелец), ИЗО: Н.И.Шишкин «На севере диком». Какими средствами живописи художник выразил настроение стихотворения? | Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям. | Выучить одно из понравившихся стихотворений. Прочитать рассказ «Бежин луг». Инд. Задания : подготовить устное сообщение об И.С.Тургеневе |
21 | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа. | 1 | И.С.Тургенев - мастер пейзажа. Изображение природы в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа | Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему в рассказе особое внимание уделено описаниям природы; уметь анализировать указанные эпизоды текста. | Русский язык: словарная работа (лучезарный, лазурный, гуртовщики). ИЗО: репродукция картины В.Маковского «Ночное». Какой пейзаж полнее и разностороннее: словесный или изображенный художником на полотне? | Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Что символизируют тьма, ночь, рассвет и утро? | Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг» (на выбор). Инд. Задание: подготовить сообщение о Ф.И.Тютчеве |
20 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 | Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. | Знать факты биографии и творчества писателя; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, описывать их по иллюстрациям. | Русский язык: словарная работа(армячок, голенища, неказистый, щеголять, портки, онучи)ИЗО: Репродукция картины В.Макавского «Ночное» Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигуры детей на картине Маковского? | Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки. Художественный пересказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры сравнения, использованные И.Тургеневым | |
22 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья» | 1 | Ф.И.Тютчев – русский поэт 19 века | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой»,»строфа», через восприятие человека«монолог»; понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы | Русский язык: выписать из стихотворения ключевые слова-образы. Музыка: романс на стихи Тютчева «Весенние воды» ( муз. С.Рахманинова) Что побудило композитора обратиться к поэтическим строкам Тютчева? | Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. Подготовить выразительное чтение стих «Листья» | Подготовить сообщение об А.А.Фете |
23 | А.А.Фет.»Учись у них у дуба у березы», «Ель рукавом мне тропинку завесила» | 1 | А.А.Фет – русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике А.Фета | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности | Музыка: Ф Шуберт «Аве Мария». Как музыка Шуберта соотносится со стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила»? Чему призывает учится поэт у дуба ,у березы? | Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? | Групповые задания. Подготовить программу концерта, посвященного лирике Ф.Тютчева, и А.Фета |
24 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога» | 1 | Н.А.Некрасов – певец тяжелой доли русского народа. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «фабула»,»сюжет», понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора, уметь связно рассказывать о поэте. | Русский язык: словарная работа(кочи, десятник, колтун, заступ, скопище, подрядчик, недоимка) | Какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? | Черты реального и фантастического |
25 | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Особенности композиции стихотворения | Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос»; уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении | Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Почему стихотворение посвящается детям? | Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Железная дорога» | |
26 | Урок внеклассного чтения НРК Ястребов М.Н. «Сказка о счастье» | 1 | |||||
27 | Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха. | 1 | Стопа. По Этический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий | Знать определения понятий «стопа»,»дактиль», «анапест», «амфибрахий», уметь определять размер стихотворений | Литература. М.Ю. Лермонтов «На севере диком». Определить размер стихотворения | Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха» | Найти примеры стихотвор29ений, написанных трехсложными размерами стиха. Инд. Задание: подготовить рассказ об авторе рассказа «Левша» |
28 | Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | 1 | Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятия «сказ»; понимать, как сочетается эпическое повествование с народной простотой; уметь воссоздавать портрет главного героя | Русский язык: записать синонимы к словам: шедевр, шабаш, дерябнул; дать толкование афоризму «блоху подковать». ИЗО: рассмотреть две обложки к сказу «левша» художников Н.Кузьмина и Кукрыниксов. Как каждый художник изобразил Левшу и других героев. Устно создайте свою иллюстрацию | Рассказать о характере Левши, используя цитатный план. Ответить на вопрос:»Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? | Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу» |
29 | Народ и власть в сказе | 1 | Проблема народа и власти в сказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы. Образ повествователя. | Знать содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; уметь объяснять каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе. | История: Платов русский военный деятель, соратник А.В.Суворова. Чем отличается изображение Платова от сообщения о генерале в сказе Лескова? | Каково авторское отношение к героям? | Выписать из текста пословицы и поговорки, примеры новых слов. Ответить на вопрос: «Кто и когда их произносит?» |
30 | Особенности языка Н.Лескова «Левша» | 1 | Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Понятие каламбура | Знать и понимать сходство и различие между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении. | Русский язык: словарная работа (неологизмы,каламбур, омоним; фразеологизмы(маху дали, дело вдовье, снег на голову) | Написать сочинение «За словесной игрой не только забава, но и обличение». Подготовиться к контрольной работе | |
31 | Урок контроля. Контрольная работа по сказу Н.Лескова | 1 | Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Особенности сказа. | Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении. | Контрольные задания по сказу Н.Лескова | Прочитать рассказ Н.Лескова «Человек на часах» | |
32 | Урок внеклассного чтения НРК П.П. Бажов Сказ «Каменный цветок» | 1 | |||||
33 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе | 1 | Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. | ЗНАТЬ Факты биографии и творчества писателя; содержание рассказа; определение понятия «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания | Русский язык: словарная работа (притворство, фальш, чинопочитание, лакейство, приспособленчество); антоним, контраст | Ответить на вопросы. У героев рассказа есть имена. Почему же тогда автор называет их «толстый» и «тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? Что смешно, а что грустно в рассказе? | Прочитать рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», подготовить его пересказ. |
34 | А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника» | 1 | Юмор и сатира в рассказе «Смерть чиновника». Уродливые явления человеческой жизни (рабская угодливость, чинопочитание) | Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира». Понимать авторское отношение к уродливым явлениям человеческой жизни | Русский язык словарная работа (самоуничижение, рабская угодливость; юмор, сатира) | Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает А.П.Чехов? | Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?» |
Из русской литературы 20ВЕКА | |||||||
35 | А.А. Грин «Алые паруса» | 1 | Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью. | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи | Русский язык: словарная работа (бриг, фантом, ревостишия, Летучий Голландец) | Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Почему свое повествование А.Грин назвал феерией? | Прочитать сказку-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок» |
36 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Слово о писателе. История создания сказки-были. Авторское отношение к героям. | Знать автора, историю создания сказки-были; понимать, почему автор назвал свое произведение сказкой былью; уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными сказками, определять их общее и отличное | ИЗО: иллюстрация худ. В.Горяева, какой эпизод изображен. Русский язык: словарная работа(ветер один гулял по пустырю, сухая мертвая глина, не хотел жить печально) | Ответить на вопросы: Чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова. Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для её продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? | Прочитать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Инд. Задание: подготовить сообщение о писателе |
37 | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца» | 1 | Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину | Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча»; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования | Отметить художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными | Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить план рассказа о героине произведения. | |
38 | Тропа Насти | 1 | Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим. | Знать скрытый смысл прозвища Насти –«золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать, что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их. | ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: выписать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, характеризующими Настю. | Ответить на вопросы: «Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в её поведении автор? Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти? | |
39 | Тропа Митраши | 1 | Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою. | Понимать смысл выражения «мужичок с ноготок», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну общую дорогу – дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу. | ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику | Ответить на вопрос: «Что заставило Митрашу пойти по неизведанному пути? Чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши? | Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши. |
40 | Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Цель сравнения Насти и Митраши | Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирая эпизоды для сочинения; определять цель сравнения | Дописать сочинение. Перечитать описание Слепой Елани. С какой целью автор дает это описание? | ||
41 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия произведения. | 1 | Особенности изображения М. Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы. | Ответить на вопросы: «Зачем писатель вводит в повествование рассказ о «сосне и ели, растущих вместе?» «Почему этот эпизод помещен в самом начале описания пути героев?» «Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «кладовая солнца»? | Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»? | |
42 | Урок внеклассного чтения | ||||||
43 | Урок развития речи | 1 | Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | Знать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности, понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств. | История: историко-литературный комментарий; русский язык: словарная работа (солдатки, погост, пажити, полустанок, балагурить, пайка) | Ответить на вопрос: «О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»? | Выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» |
44 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | 1 | Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать , каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. | ИЗО: иллюстрация худ. Т.Мазурина. Устно передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации. | Ответить на вопросы: «Почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «орда», «народ». Что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? | Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. |
45 | Урок развития речи | 1 | Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе. | Знать определение понятий «диалектизмы», «поговорки»; уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении. | Русский язык: словарная работа(увал, туесок, бадога,, заполошная, шаньга, заимка, поскотина. Диалектные и просторечные слова, фразеологизмы в рассказе, их роль. | Выписать поговорки, используемые автором. Какова их роль в рассказе В. Астафьева? | |
46 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 | Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. | Знать автора , содержание рассказа, понятия «герой-повествователь», «приемы характеристики героя; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя. | История: трудное послевоенное время(карточная система снабжения продуктами, тяготы колхозного труда); русский язык: словарная работа(полуторка, райцентр, облигации, чирки) | Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил? | Подумать над вопросом: «Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? |
47 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | 1 | Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы в жизни главного героя. | Понимать скрытый смысл названия рассказа; уметь сопоставлять рассказы В.Г. Распутина и В.П.Астафьева, находить черты сходства. | Литература: В. Астафьев «Конь с розовой гривой».Что общего между этим произведением и рассказом В.Распутина «Уроки французского»? | Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия? | Подготовиться к контрольной работе |
48 | Урок контроля | ||||||
49 | Писатели улыбаются. «Чудики». В.М.Шукшин. Рассказ « Срезал» | 1 | Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина | Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия; уметь анализировать характер Глеба Капустина | ИЗО: иллюстрация худ. И.Пчелко. Каким изображен герой рассказа? А каким вы его себе представляете? | Ответить на вопрос: «Против кого направлен смех В.Шукшина? | |
50 | Урок внеклассного чтения. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 1 | Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям. | Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к героям. | Русский язык: словарная работа (наивность, непосредственность, добродушие, трогательное обаяние) | Ответить на вопросы: «Почему бабка Маланья и Шурка так и не решились лететь в Москву? Как автор относится к своим героям? | Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» |
51 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. | 1 | Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия. | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, понимать смысл названия рассказа | История: исторический комментарий (Древняя Греция, Пифагор, Диоген); Русский язык: словарная работа (компромисс, претензия, философствовать); ИЗО: иллюстрация учебника к рассказу. Какие эпизоды изображены? | Ответить на вопросы: «Что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф.Искандера произведение юмористическое? | Написать сочинение о смешном случае из школьной жизни |
52 | Урок внеклассного чтения НРК Макаров К.М. «Джурка» | 1 | |||||
53 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О. как безумно за окном» | 1 | Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии | Знать автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А.Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка | Русский язык: словарная работа (мироощущение, душевный покой, гармония, реальность, символ) Литература: как эпиграф помогает понять основную мысль второго стихотворения? | Ответить на вопрос: «Какие художественные средства использует автор, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова? | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению |
54 | С.А.Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» | 1 | Слово о поэте и его творчестве. Искренняя любовь к природе. | Знать автора стихотворений, определение понятий «фольклорный образ», «сравнение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость пейзажа, чуждого ярких красок; уметь находить фольклорные образы, средства художественной выразительности, определять их роль. | Литература: пушкинские и лермонтовские традиции в лирике С.Есенина. Музыка: песня «Над окошком месяц» на слова С.Есенина. Какие чувства преобладают в песне – веселые или грустные? Какие еще песни на стихи С.Есенина знаете? | Почему С.Есенин, говоря о дорогой его сердцу природе, не находит высоких, возвышенных слов? | Подготовить сообщение об А.А.Ахматовой |
55 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» | 1 | Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А.Ахматовой. | Знать автора; понимать, как в одном сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать. | Русский язык: словарная работа (преображение, ассоциация) | Как по мнению поэта весна преображает чувства? | Выучить стихотворение наизусть |
56 | Н.М.Рубцов. «Тихая лирика» Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | 1 | Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта | Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность. | Музыка: Г.Свиридов. Как музыка композитора помогает восприятию стихотворения? Чем созвучны стихи и музыка? | Как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н. Рубцова принято называть «тихой»? | Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть. |
57 | Урок внеклассного чтения НРК К.В.Скворцов «Тихая моя родина» | 1 | |||||
Из литературы народов России (2 часа) | |||||||
58 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга» | 1 | Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа. Великая роль книги в жизни человека. | Знать сведения о великом татарском поэте; понимать, что поэзия Г. Тукая вдохновлялась любовью к его малой родине, традициям и обычаям; уметь выразительно читать стихотворения | Литература: что объединяет стихотворения С.Есенина и Г.Тукая? | Чем запомнилась родная деревня Г.Тукаю? Почему поэт так благодарен книгам? | |
59 | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»,»Каким бы малым ни был мой народ» | 1 | Слово о поэте. Тема малой родины. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Тема бессмертия народа. | Знать сведения об авторе; понимать, почему у человека особенно в сложных ситуациях обостряется чувство Родины; уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором. | Литература: как художественные средства помогают понять замысел стихотворения? | Почему, размышляя о судьбе народа, поэт говорит о родном языке? | Прочитать главы из книги «Легенды и мифы Древней Греции» |
Из зарубежной литературы (9 часов) | |||||||
60 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 | Мифы Древней Греции – древнейшие произведения народного творчества. | Знать определения понятий «миф», «мифология», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; понимать смысл мифов, отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки. | Русский язык: словарная работа (авгиевы конюшни, яблоко раздора, ахиллесова пята); ИЗО: иллюстрации «Подвиги Геракла». Какие подвиги и эпизоды, с ними связанные, изображены? | Ответить на вопрос: «Почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию? | Прочитать про остальные подвиги Геракла. Худ. Пересказ легенды об Арионе. |
61 | Сказание о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе. | 1 | Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | Знать определения понятий «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности, уметь составлять художественный рассказ о герое. | Литература: А.С.Пушкин «Арион»; сопоставить легенду Геродота со стихотворением А.Пушкина: как поэт изменяет сюжетную линию мифа? В чем смысл названия пушкинского стихотворения? | Ответить на проблемный вопрос: «Почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ? | Прочитать отрывок из»Илиады»(18 песнь) и «Одиссеи», выразительное чтение. |
62 | Гомер. «Иллиада» и «Одиссея» | 1 | Жизнь мифа в литературе. Гомер-автор героических поэм. | Знать понятие «героического эпоса», признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «античная мифология», «гекзаметр»; | |||
63 | Урок внеклассного чтения | 1 | |||||
64 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» | 1 | И.Ф.Шиллер – великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. | Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада»; понимать проблемы, поставленные автором в балладе; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады, определять жанр произведения | Русский язык: словарная работа(благородство, достоинство, честь Честолюбие) | Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения | Написать мини-сочинение на тему: «В чем заключается смысл названия баллады И.Шиллера?» |
65 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | Слово о писателе. | Знать автора ,сведения о его жизни, творческой деятельностим; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поведение и поступки | В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница чтении двух отрывков? | Прочитать главы из романа «Приключения Гекльберри Финна» | |
66 | Урок внеклассного чтения. М. Твен Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Слово о писателе, памятнике его героям, Приемы создания детских характеров | Знать автора ,факты его биографии и творческой деятельности, понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия | Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея или еще что-то | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду | |
67 | А. де Сент Экзюпери. «Маленький принц»-философская сказка и мудрая притча | 1 | Слово о писателе. Основные темы и мотивы | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», притча «символ»; понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки | Чем необычен и интересен французский писатель современному читателю? | ||
68 | Итоговый урок . Урок контроля. Литературная викторина | 1 | |||||
69 | НРК Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста. | 1 | |||||
70 | Резервный урок | 1 |
Литературное краеведение |
№ | Кол-во часов | Тема | Цели | Сопутствующее повторение | Система отслеживания результатов |
1 | 1 | В.А.Протасов «Мои школьные годы» к уроку № 16 | Воспитание гражданственности | Эпитет | Беседа |
2 | 1 | М.Н.Ястребов «Сказка о счастье» к уроку № 26 | Развитие навыка анализа текста | Композиция | Анализ текста |
3 | 1 | П.П.Бажов Сказ «Каменный цветок» к уроку № 32 | Воспитание гражданственности, трудолюбия, развитие навыка анализа текста | Метафора | Самостоятельная работа |
4 | 1 | К.М.Макаров «Джурка» К уроку № 52 | Воспитывать активного читателя, учить анализу художественного текста | Художественный образ | Беседа |
5 | 1 | К.В.Скворцов «Тихая моя родина» к уроку № 57 | Воспитывать любовь к природе, родине, учить анализу эпического произведения | Эпитет, ритм, рифма | Выразительное чтение |
6 | 1 | Поэзия Л.Татьяничевой о природе родного края. К уроку № 69 | Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать желание читать поэтические произведения. | Размеры стиха, ритм, рифма | Опрос, выразительное чтение |
7 | 1 | Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста К уроку № 70 | Воспитывать активного читателя, познакомить с творческими личностями родного города | Художественный образ, лирический герой | Чтение наизусть |
Данный курс реализует национально-региональный компонент литературного образования, расширяет ЗУН учащихся по основному предмету «Литература» (расширение образования, развитие навыков анализа художественного текста), знакомит учащихся с литературой родного края, воспитывает гражданственность. Литература: Литература России. Южный Урал. 5-9 класс. Хрестоматия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...