"Погружение" по литературе 6 класс
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Попова Елена Агибаевна

Данный материал предназначен для «погружения» по литературе в 6 классе и рассчитан на 6 часов. «Погружение» осуществляется по теме «Анализ лирического произведения» и способствует развитию воображения, образного мышления, помогает систематизировать знания о средствах художественной выразительности, размерах и рифме стихотворения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogruzhenie_6_klass.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Данный материал предназначен для «погружения» по литературе в 6 классе и рассчитан на 6 часов. «Погружение» осуществляется по теме «Анализ лирического произведения» и способствует развитию воображения, образного мышления, помогает систематизировать знания о средствах художественной выразительности, размерах и рифме стихотворения.

           Материалы по литературе для «погружения» в 6 классе.

Цель: обучение анализу лирического произведения.

Задачи:

- выявить основные этапы анализа лирического произведения;

- повторить средства художественной выразительности, формировать умение находить тропы в тексте и определять их роль;

- повторить виды рифмы и стихотворные размеры.

1. Разминка.

Для начала посмотрим, насколько вы наблюдательны, внимательны к поэтическому слову, насколько точно можете увидеть образ.

Как мы воспринимаем образ? Все одинаково? Или по-разному? Проверим? Я прочитаю вам стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким увидели его.

(Рассматриваем, обсуждаем. Разницу в воспроизведении кораблика видят все. Выбираем тот, который наиболее точно соответствует образу стихотворения.)

Делаем вывод: прочитав стихотворение, причем, не один раз, необходимо попытаться представить образы, описываемые в стихотворении. Быть внимательным к поэтическому слову.

2. Творческий практикум.

Попробуем составить план анализа лирического произведения.

     1. Тема

  1. мотивы
  2. основная мысль
  3. пространство, время
  4. изобразительно-выразительные средства
  5. смысл заглавия (если есть)

Игра в эпитет. Эта игра выявляет внимательное отношение к слову, помогает ученикам уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике. Игра проводится в два этапа:

- работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: дети должны найти авторские эпитеты;

- работа с произведением того же автора, но не включенным в программу.

Задание: вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, сравнить с авторским.

Упражнение «Одень слово» Дать ребятам слово, к которому они подбирают подходящие слова (существительные, прилагательные, глаголы), составляют словосочетания, предложения, таким образом «собирая» материал для создания стихотворения. Например, снег, огонь  и т.д.

Огонь:

- жар

- маяк

- пламя

- пылает

- горит

- золотистый

- жаркий

- яркий

- пылающий.

Далее дети этот материал «собирают» в четверостишие.

Мы разожгли костер.

Он яркий, золотистый,

Сверкает в темноте.

Горячий и искристый,

Как маячок во тьме.

Упражнение «Подбери рифмы».

Звучит отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки» о том, как нелегко подбирать рифмы. Далее ребятам предлагаются слова с просьбой подобрать рифмы. Например, клад (лад), вечер (встреча), роза (угроза, грозы, мимоза), красивый (спесивый), летать (мечтать). Но подобрать рифмы – это полдела, надо их соединить не просто в строчки, а в стихи.

Читаются стихи Цветика о воздушном шаре.

Огромный шар, надуты паром,

Поднялся в воздух он недаром!

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхля!

Теперь для нашего ума!

Понравились стихи? Почему? (оказывается, может быть и ритм, и рифма, а получится набор фраз, а не стихотворение, не произведение)

Что еще нужно, чтобы получились стихи и даже хорошие стихи? ( Умение чувствовать прекрасное и передавать свои мысли и настроение)

3. Анализ текста.

Будем учиться анализировать стихотворения в жанре пейзажной лирики. Что такое пейзаж? Для чего поэты описывают природу?

Фронтальная работа. Анализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали» (по плану)

Групповая работа. Анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша»

Каждая группа дает свой анализ стихотворения.

Работа в парах. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» Выслушивается анализ двух-трех пар, остальные дополняют.

Индивидуальная работа. Анализ стихотворения А. А. «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…»

На следующий день: письменный анализ стихотворения А.А. Блока «О, как безумно за окном…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...