"Погружение" по литературе 6 класс
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
Данный материал предназначен для «погружения» по литературе в 6 классе и рассчитан на 6 часов. «Погружение» осуществляется по теме «Анализ лирического произведения» и способствует развитию воображения, образного мышления, помогает систематизировать знания о средствах художественной выразительности, размерах и рифме стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_6_klass.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный материал предназначен для «погружения» по литературе в 6 классе и рассчитан на 6 часов. «Погружение» осуществляется по теме «Анализ лирического произведения» и способствует развитию воображения, образного мышления, помогает систематизировать знания о средствах художественной выразительности, размерах и рифме стихотворения.
Материалы по литературе для «погружения» в 6 классе.
Цель: обучение анализу лирического произведения.
Задачи:
- выявить основные этапы анализа лирического произведения;
- повторить средства художественной выразительности, формировать умение находить тропы в тексте и определять их роль;
- повторить виды рифмы и стихотворные размеры.
1. Разминка.
Для начала посмотрим, насколько вы наблюдательны, внимательны к поэтическому слову, насколько точно можете увидеть образ.
Как мы воспринимаем образ? Все одинаково? Или по-разному? Проверим? Я прочитаю вам стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким увидели его.
(Рассматриваем, обсуждаем. Разницу в воспроизведении кораблика видят все. Выбираем тот, который наиболее точно соответствует образу стихотворения.)
Делаем вывод: прочитав стихотворение, причем, не один раз, необходимо попытаться представить образы, описываемые в стихотворении. Быть внимательным к поэтическому слову.
2. Творческий практикум.
Попробуем составить план анализа лирического произведения.
1. Тема
- мотивы
- основная мысль
- пространство, время
- изобразительно-выразительные средства
- смысл заглавия (если есть)
Игра в эпитет. Эта игра выявляет внимательное отношение к слову, помогает ученикам уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике. Игра проводится в два этапа:
- работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: дети должны найти авторские эпитеты;
- работа с произведением того же автора, но не включенным в программу.
Задание: вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, сравнить с авторским.
Упражнение «Одень слово» Дать ребятам слово, к которому они подбирают подходящие слова (существительные, прилагательные, глаголы), составляют словосочетания, предложения, таким образом «собирая» материал для создания стихотворения. Например, снег, огонь и т.д.
Огонь:
- жар
- маяк
- пламя
- пылает
- горит
- золотистый
- жаркий
- яркий
- пылающий.
Далее дети этот материал «собирают» в четверостишие.
Мы разожгли костер.
Он яркий, золотистый,
Сверкает в темноте.
Горячий и искристый,
Как маячок во тьме.
Упражнение «Подбери рифмы».
Звучит отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки» о том, как нелегко подбирать рифмы. Далее ребятам предлагаются слова с просьбой подобрать рифмы. Например, клад (лад), вечер (встреча), роза (угроза, грозы, мимоза), красивый (спесивый), летать (мечтать). Но подобрать рифмы – это полдела, надо их соединить не просто в строчки, а в стихи.
Читаются стихи Цветика о воздушном шаре.
Огромный шар, надуты паром,
Поднялся в воздух он недаром!
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхля!
Теперь для нашего ума!
Понравились стихи? Почему? (оказывается, может быть и ритм, и рифма, а получится набор фраз, а не стихотворение, не произведение)
Что еще нужно, чтобы получились стихи и даже хорошие стихи? ( Умение чувствовать прекрасное и передавать свои мысли и настроение)
3. Анализ текста.
Будем учиться анализировать стихотворения в жанре пейзажной лирики. Что такое пейзаж? Для чего поэты описывают природу?
Фронтальная работа. Анализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали» (по плану)
Групповая работа. Анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша»
Каждая группа дает свой анализ стихотворения.
Работа в парах. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» Выслушивается анализ двух-трех пар, остальные дополняют.
Индивидуальная работа. Анализ стихотворения А. А. «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…»
На следующий день: письменный анализ стихотворения А.А. Блока «О, как безумно за окном…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...