Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей учащихся
статья по литературе на тему
Данная статья затрагивает актуальную во все времена проблему развития творческого потенциала оучащихся на уроке и вне его. Но особое внимание уделяется такому современному методу в системно-деятельностном подходе к обучению, как метод проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей, способности добиваться успеха и социального признания
Деятельность учителя- это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющего, противоречивого, растущего человека. Выдающийся педагог Януш Корчак в одном из писем тонко подмечает, что «необходимо возвышаться к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему». На современном этапе приоритетным становится гуманистический стиль преподавания, где учитель и ученик - равные партнеры и соратники.
В своей работе я стараюсь следовать правилу: «Знание не ради знания, а знание ради развития». Мне кажется, что независимо от предмета надо учить детей быть личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побояться сложностей, связанных с их достижением. Поэтому мне понятны по содержанию и близки по духу современные образовательные технологии, такие как:
- Современные информационные технологии
- Метод эвристической беседы
- Обучение русскому языку средствами субъективизации
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Технология сотрудничества
- Обучение с использованием опорных конспектов
- Блочное обучение
- Метод проекта
Диалог, обсуждение разных точек зрения, дискуссия, проектирование ведут учащихся к более глубокому пониманию материала, учат отстаивать свою точку зрения и понимать другую, развивают творчески мыслящую личность, умеющую работать в команде. А значит, ведут к успеху сначала в школе, потом в жизни.
Что доказывает диагностика успехов учащихся:
Мои воспитанники – постоянные участники районных и городских олимпиад по русскому языку и литературе, среди них есть и призёры, и победители конкурса – олимпиады исследовательских работ по литературе (Сильчонок Сабина, Григорьева Аня, Михайлова Даша, и прежние воспитанники – Азеева М., Яицкая Л., Созонова А., Гегелия Т.), победитель олимпиады по анализу текста (Ж.Кудрявцева).
Цель, которую я преследую своей педагогической деятельностью:
Творческая с нравственными устоями личность, которая сможет ставить цели и не побоится сложностей, связанных с их достижением. Эта цель под силу современному учителю – со-мыслителю, со-ратнику, со-переживателю.
Моя позиция учителя словесника:
- совместная с учениками исследовательская деятельность;
- проектирование и решение сложных проблем;
- поиск новых концепций прочтения литературных произведений;
- создание занимательной эвристической ситуации на уроках русского языка;
- Эмоциональная захваченность учеников уроками литературы.
Наверно, именно эта позиция и позволила мне год назад стать победителем районного тура конкурса педагогических достижений «Учитель года».
Саморазвивать, самообразовывать и самореализовывать ученика как личность призван один из современных методов – метод проекта, суть которого стимулировать интерес учеников к знаниям и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Метод проекта – это метод содружества учителя и ученика, каждый из которых на разных этапах работы над проектом играет свою роль:
То есть позиция учителя в данном случае – это не позиция всезнающего человека, диктующего свои знания. Учитель здесь, в отличие от традиционного обучения, - энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы» координатор, эксперт. Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор для самостоятельности учащихся.
Цель проектного обучения в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
- приобретают коммуникативные умения
- развивают исследовательские умения.
Преимуществом данного метода проектов перед традиционными неоспоримо. В центре внимания – ученик-личность.
В своей практике я активно применяю современные информационно-коммуникативные технологии, что создаёт условия и для реализации интеллектуальных возможностей, и помогает учащимся адаптироваться к современным условиям жизни и образования.
Дети очень любят уроки-презентации, где именно они являются в роли учителя.
На мой взгляд, уроки-соревнования, уроки-исследования способствуют повышению социального статуса ребёнка, помогают детям, даже не всегда активным на традиционном уроке, добиться успеха.
Это обусловлено как психологическими, так и методологическими аспектами.
1.Психологические особенности учащихся:
- Умение и желание включиться в игру даже тех учащихся, которые не всегда активны в процессе урока, что помогает ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения. Ощутить психологическую свободу, необходимую для его развития.
- Использование ранее накопленного опыта и знаний повышает самооценку учащихся и интерес к уроку.
- Использование коллективной работы повышает уровень самооценки достижений учащихся на уроке и является базой для развития чувства соперничества и сопереживания за успехи товарищей.
- Использование инновационных технологий увеличивает внимание учащихся к уроку.
2. Методологический аспект:
- Образовательный процесс, строится в логике деятельности учащихся, что повышает мотивацию в учении.
- На подготовительном этапе осуществления самостоятельной поисковой деятельности способствует развитие исследовательских навыков: выявление проблем, сбор информации, анализ, обобщение.
- Учащиеся учатся пользоваться приобретёнными самостоятельными знаниями для решения познавательных и практических задач.
- Работая в группах и на предварительном этапе, и во время урока учащиеся приобретают коммуникативные умения.
- Присутствуют различные виды оценочной деятельности учащихся: самооценка, оценивание товарищами, учителем.
- Объект восприятия преподносится не учителем, а добывается учащимся самостоятельно в ходе предварительного этапа подготовки к презентации, что активирует познавательную деятельность учащегося.
- Учитель выступает в роли соратника, координатора.
В жизни ребёнка учителя начинают входить со дня его появления в стенах школы. Входят они по очереди в эту жизнь, каждый со своими задачами, решают их и уходят. И редко кто думает, что нужно было войт в жизнь ребёнка не со своими задачами и заботами, а с тем намерением, что бы именно в найти задачи и забот самого ребёнка и помочь ему справиться с ними. Иначе учитель вносит в жизнь ребёнка недоумение, тревогу, а не зажигающий его самого огонёк.
Мне кажется, что педагогической жизни каждый из нас находится в роли учителя, либо в роли ученика. И не совершалось бы столько педагогических ошибок, если бы мы учились друг у друга. Только тогда учитель не нарушит одну из важнейших заповедей «НЕ НАВРЕДИ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/16/picture-100320.jpg)
Управление деятельностью ГОУСОШ № 639 по созданию условий для реализации новых ФГОС
Реализация программы модернизации образования потребовала от каждого образовательного учреждения решения задачи по созданию условий для внедрения ФГОС.Прежде чем ответить на...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-484597-1698854669.jpg)
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-364150-1584394327.jpg)
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-364150-1584394327.jpg)
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-163391-1372919152.jpg)
Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов
Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-299760-1733147398.jpg)
«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована новая цель современного отечественного образования: воспитание, социально-педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1112869-1549394194.jpg)
Доклад "Инклюзивное обучение. Особенности организации, создание условий для реализации детей с ограниченными возможностями в здоровье"
Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...