Интеграция учебной и внеурочной деятельности как возможность творческого самоопределения обучающихся
опыты и эксперименты по литературе на тему

Крупнова Ольга Павловна

из опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция
учебной и внеурочной деятельности
как возможность творческого самоопределения обучающихся

 «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается»

(А.С.Макаренко)

Интеграция учебной и внеурочной деятельности способствует созданию условий для совместной работы педагогов и обучающихся, обеспечивающих формирование творческого стиля жизнедеятельности, а также саморазвитию личности.

 «Если знания человек может получить в «готовом виде», то личные ценности он может выработать для себя только сам. Поэтому единственно возможный путь влияния на процесс формирования ценностей – это целенаправленная организация духовной деятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, чем организация практической или только умственной деятельности школьника на уроке...»

Б. М. Неменский «Мудрость красоты»

Урочные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения и воспитания, поэтому литературу необходимо преподавать во взаимосвязи со смежными искусствами – живописью, музыкой, театром, кино. Только тогда и пробуждается в человеке художник, способный, подобно Маленькому принцу, не только защитить куст розы, посаженный на другой планете, но и воссоздавать, приумножать земную красоту, быть разумным хозяином Земли – ее поэтом, способным воплотить свою ответственность за гармонию человеческих отношений.

В процессе работы мною был реализован учебный  проект «Мудрость красоты» как обобщение материала в разделе «Содружество искусств» на уроках литературы, целью которого являлось воспитание личности, способной понять и воспринять музыку, живопись, театр, литературу, кино.

Задачи:

  • Формирование навыков восприятия литературы в ее диалогических отношениях с живописью, музыкой, театром и кино.
  • Развитие способности системного мышления.
  • Нахождение внутренних связей между данными видами искусств, их жизненной основы;
  • Получение новых знаний в области искусства, применение средств выразительности, расширение музыкального и художественного кругозора;
  • Развитие эмоционального отклика на основе восприятия произведений искусства

В результате этой работы обучающимися были созданы брошюры с сочинениями-рассуждениями на тему «Мудрость красоты», при подготовке к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ по русскому языку обучающимся не составляет труда создавать тексты по проблеме «Человек и искусство».

Успешная реализация детского творчества возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует как учителя, так и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

С моей стороны, как учителя литературы и русского языка, особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации школьной программы художественно-эстетической направленности «В мире прекрасного».

Мною организовывается большое количество экскурсий, как по родному краю, так и за его пределами. Мы посетили Третьяковскую галерею в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, где встретились с изученными на уроках литературы произведениями живописи. Обязательным в программе экскурсий стало и посещение театров, мы уже побывали в Михайловском театре на балете «Жизель», в Мариинском театре - на опере «Евгений Онегин», не говоря уже о регулярных поездках в Новокузнецкий драматический театр.

В 2012 году мы были в Лувре, в дрезденском музее Грюне Гевельбе, где познакомились с шедеврами мирового искусства. Подобные экскурсии оставляют неизгладимое впечатление в душах детей, это не только эстетическое наслаждение, но и путь к расширению горизонтов, к саморазвитию и осознанию своего места в целостной картине мира.

В основе моей работы с детьми лежит Переживание как основной метод обучения в искусстве. Б. Неменский говорил об этом так: «… необходима организация самостоятельного «труда души» - процесса «глубоко личных переживаний, в котором происходит поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку, формирование чувства общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собственной»

В стремлении воспитать гармонично развитую личность на помощь учителю приходит весь арсенал методов и приемов обучения. Наивысших результатов мои воспитанники добиваются при реализации такого игрового приема как драматизация.

Драматизация как вид художественного творчества способствует созданию нового «выразительного» человека, человека активного переживания и яркого выражения своего «я» в жизни и работе.

Ребёнок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения,  превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста.

Драматизация

  • развивает воссоздающее воображение учащихся
  • является средством эстетического воспитания и развития
  • обостряет восприятие и ускоряет усвоение морального опыта
  • способствует формированию активной жизненной позиции
  • способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся

Драматизация способствует формированию общеучебных компетенций

Коммуникативной:

        Драматизация влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации общения.

Общекультурной:

        Драматизация заостряет и углубляет понимание литературного образца, конкретизирует и оживляет исторические события и явления. Потому что дети погружаются в атмосферу эпохи.

Участие детей в театральной деятельности является естественным продолжением их учебного труда,  способствует тому, что они могут воплотить приобретённые на занятиях знания в реальные действия, «обыграть» их, «прожить» в поступках и действиях героев.

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»

Н.В. Гоголь

Спектакль «Золушка» - наша работа, которая, во-первых,  явилась итоговым проектом при изучении драматического произведения, во-вторых,  имеет воспитательное значение.  Этот спектакль обучающиеся представили на новогоднем празднике для 5-х классов, и вышли в социум – социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда».  Со спектаклями дети вышли за рамки школы.

Спектакль «Волшебник Изумрудного города» гастролировал по детским садам нашего района. В прошлом учебном году со спектаклем «Маленькая ведьма» по произведению немецкого писателя Отфрида Пройслера мы посетили Православную гимназию и Центр временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей в Кузнецком районе нашего города.

В этом учебном году мы были приглашены в детский сад № 223 для проведения Новогоднего утренника в старшей группе. Это было трудно, так как ребятам пришлось не просто выступать, но и вовлекать в свое представление маленьких зрителей. Отличное настроение и желание удивить не оставили никого равнодушными. Смех малышей - для нас лучшая награда!

Прием драматизации способствует развитию художественного мышления. Это происходит в процессе совместной творческой деятельности педагога и обучающихся. Направления совместной деятельности педагога и обучающегося:

Систематическая работа по драматизации, начиная с первых классов до окончания школы, помогает вырастить культурных, любящих искусство, образованных людей.

Одним из излюбленных видов деятельности, как у меня, так и у моих учеников является выразительное чтение. В рамках этой деятельности мы ежегодно принимаем участие в Конкурсе чтецов произведений мировой художественной литературы, где мы всегда становились победителями.

«Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», - утверждала последователь Станиславского З. Гиппиус. Мало зажить искренним чувством, зажечь в себе эмоции, надо их уметь воплощать. Немаловажен и еще один аспект – аспект наслаждения!

Подобная работа с учащимися создает условия для включения их в научно-исследовательскую деятельность. Итак, на пути к самореализации  обучающийся проходит несколько ступеней

  • от Многообразия видов деятельности
  • через Включение в систему отношений с окружающей действительностью
  • к Успешной социализации  личности

Мы пришли к выводу, что успешность  в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно,  от  целенаправленного творческого взаимодействия учителей, обучающихся и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции  по  проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...

Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО

В статье «Интеграция учебной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО» говорится, об осуществлении взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как меха...

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

«Спортивный шоу-конкурс по аэробике как пример интеграции учебной и внеурочной деятельности в МБОУ ТР СОШ №1»

Описание собственного опыта. Реализация проекта "Шоу-конкурс по аэробике"...

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся в формеНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТКРЫТИЕ»Для учащихся 8-11 классовУже 26 лет в МБОУ «Лицей&r...