Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»
статья на тему
Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции по проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии через проектную деятельность в объединении "Дизайн - студия Сувенир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности профессионального самоопределения обучающихся
через проектную деятельность
в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»
Педагог доп. образования Некрасова Л.Т.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений. В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать учреждение дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:
– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;
– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
– личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;
– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.
Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий. В дополнительном образовании, педагоги имеют возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и особенности каждого ребёнка. Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле. Все эти качества, обучающимся пригодятся в жизни, какую бы дорогу они не выбрали.
В рамках образовательной программы Дизайн студии «Сувенир» для наибольшей продуктивности и результативности особо одаренные обучающиеся 2-го и 3-го годов обучения формируются в проектные группы, для работы над созданием коллективных и индивидуальных проектов, а также подготовки выставочных работ. Проектная деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных процессов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве позволяет наиболее полно раскрывать и развивать творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. Овладевая методом проектов, воспитанники учатся планировать, структурировать и представлять свою работу. Кроме этого метод проектной деятельности позволяет находить новые средства выразительности в декоративно-прикладном творчестве, изобретать новые технологии и приемы при работе с различными материалами, что дает возможность соприкоснуться с профессией дизайнер.
С помощью метода эксперимента Аверьянова Анна, работая над проектом «Поиск новых средств выразительности в технике батик» для того чтобы готовая работа выглядела ярче, объемнее, искала новые приемы декорирования готовой работы. Так родились изобретения: гуашь + ПВА, аппликация бисером по батику.
Вероника Зоркальцева, в процессе работы над проектом «Разработка чернил собственного изготовления для техники микс-медиа» методом эсперимента изготовила несколько вариантов чернил заменителей из доступных материалов.
Также Вероника Зоркальцева в рамках проекта «Поиск новых средств выразительности при совмещении разных техник» попробовала изготовить работы с совмещением двух техник «Пейп-арт» и «Микс-медиа», чтобы проверить свои способности, необходимые в профессии дизайнер.
В процессе реализации проектов «Подарок дошкольному центру» и «Атрибуты для танцев» воспитанники Дизайн-студии «Сувенир» попробовали разработать и изготовить наглядные пособия для дошкольного центра. Таким образом, осуществилось погружение в профессиию художника – дизайнера.
Над проектом «Праздник для малышей ДДТ «Искорка» работала Лунева Мария, ей пришлось окунуться в разные профессии: мастер по изготовлению кукол, артист кукольного театра, режиссер-постановщик, педагог.
Одной из форм метода проектной деятельности является мастер-класс, участвуя в этом виде деятельности, обучающиеся учатся быть в роли педагога, обучая других детей, что также является своеобразной профориентацией. Воспитанники проектной группы постоянно проводят мастер классы в рамках различных мероприятий ДДТ «Искорка». Например: в осенний, весенний и летние сезоны оздоровительного лагеря «Дружба», в период зимних каникул на Рождественском празднике и др.
Хочется отметить, что проектная деятельность является мощным средством развития разносторонних свойств личности обучающихся, способствует развитию навыков исследования. Дети учатся анализировать, обобщать, видеть проблему, выдвигать гипотезы и ставить перед собой цель и задачи. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а также помогает профессиональному самоопределению обучающихся.
За время работы творческого объединения Дизайн-студии «Сувенир» несколько обучающихся решили продолжить свое образование, чтобы получить профессию дизайнер в Томском колледже дизайна и сервиса, для многих творчество стало любимым хобби.
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению. Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда, профессионала и проектная деятельность в рамках дополнительного образования детей, как мы видим, играет очень большую роль в организации деятельности в данном направлении.
Ссылки на источники
1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Под ред. А.П. Тряпициной. –СПб.: КАРО, 2005. –160 с.
2.Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. –М.: АНО «Диалог культур», 2007. –512 с.
3. Павлов А. В. Профессиональное самоопределениеобучающихся в учреждении дополнительного обра-зования детей// Концепт. –2012. –No 11(ноябрь). –ART 12153. –0,4п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12153.htm. –Гос. рег. ЭлNoФС 77-49965. –ISSN 2304-120X
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...
Отчёт о публичной презентации профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им.В.И.Ленина» г.Ульяновска.
Представлен отчёт о педагогической деятельности учителя....
Проектная деятельность патриотического объединения "Родина"
Патриотическое объединение «Родина» является ровесником нового века. Активные участники слета «Содружество», мы осуществили пять социально значимых проектов. Три из них являются долгосрочными. К их ре...
Возможности учительского сайта в проектной деятельности учащихся.
Статья о личном опыте преподавания географии и биологии посредством личного сайта....
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи проектной деятельности".
В статье говорится о методах работы с детьми с ОВЗ....
Проектная деятельность в объединении "Ириска - основы журналистики"
Проектна деятельность выходит за рамки урока. Иногда школьникам трудно определиться с задачей, чтобы найти свое место в социуме. Объединение юных журналистов помогает учащимся раскрывать творческий по...