Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»
статья на тему

Некрасова Людмила Тимофеевна

Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции  по  проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии через проектную деятельность в объединении "Дизайн - студия Сувенир". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности профессионального самоопределения обучающихся

через проектную деятельность

в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Педагог доп. образования Некрасова Л.Т.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений. В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков  средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать учреждение дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

– личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;

– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий. В дополнительном образовании, педагоги имеют возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и особенности  каждого ребёнка. Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле. Все эти качества, обучающимся пригодятся в жизни,  какую бы дорогу они не выбрали.  

В рамках образовательной программы Дизайн студии «Сувенир» для наибольшей продуктивности и результативности особо одаренные обучающиеся 2-го и 3-го годов обучения формируются в проектные группы, для работы над созданием коллективных и индивидуальных проектов, а также подготовки выставочных работ. Проектная деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных процессов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве позволяет наиболее полно раскрывать и развивать творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. Овладевая методом проектов, воспитанники учатся планировать, структурировать и представлять свою работу. Кроме этого метод проектной деятельности позволяет находить новые средства выразительности в декоративно-прикладном творчестве, изобретать новые технологии и приемы при работе с различными материалами, что дает возможность соприкоснуться с профессией дизайнер.

С помощью метода эксперимента Аверьянова Анна, работая над проектом «Поиск новых средств выразительности в технике батик» для того чтобы готовая работа выглядела ярче, объемнее, искала новые приемы декорирования готовой работы. Так родились изобретения: гуашь + ПВА, аппликация бисером по батику.

Вероника Зоркальцева, в процессе работы над проектом «Разработка чернил собственного изготовления для техники микс-медиа»  методом эсперимента изготовила несколько вариантов  чернил заменителей из доступных материалов.

        Также Вероника Зоркальцева  в рамках проекта «Поиск новых средств выразительности при совмещении разных техник» попробовала изготовить работы с совмещением двух техник  «Пейп-арт» и «Микс-медиа», чтобы проверить свои способности, необходимые в  профессии дизайнер.

        В  процессе реализации проектов «Подарок дошкольному центру» и «Атрибуты для танцев» воспитанники Дизайн-студии «Сувенир» попробовали разработать и изготовить наглядные пособия для дошкольного центра. Таким образом, осуществилось погружение в профессиию художника – дизайнера.

        Над проектом  «Праздник для малышей ДДТ «Искорка» работала Лунева Мария, ей пришлось окунуться в разные профессии: мастер по изготовлению кукол, артист кукольного театра, режиссер-постановщик, педагог.

Одной из форм метода проектной деятельности является мастер-класс, участвуя в этом виде деятельности, обучающиеся учатся быть в роли педагога, обучая других детей, что также является своеобразной профориентацией.  Воспитанники проектной группы постоянно проводят мастер классы в  рамках различных мероприятий ДДТ «Искорка». Например: в осенний, весенний и летние сезоны оздоровительного лагеря «Дружба», в период зимних каникул на Рождественском празднике и др.

Хочется отметить, что проектная деятельность является мощным средством развития разносторонних свойств личности обучающихся, способствует развитию навыков исследования. Дети учатся анализировать, обобщать, видеть проблему, выдвигать гипотезы и ставить перед собой цель и задачи. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а также помогает профессиональному самоопределению обучающихся.

За время работы творческого объединения Дизайн-студии «Сувенир» несколько обучающихся решили продолжить свое образование, чтобы получить профессию дизайнер в Томском колледже дизайна и сервиса, для многих творчество стало любимым хобби.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению. Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда, профессионала и  проектная деятельность  в рамках дополнительного образования детей, как мы видим, играет очень большую роль в организации деятельности в данном направлении.       

Ссылки на источники

1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Под ред. А.П. Тряпициной. –СПб.: КАРО, 2005. –160 с.

2.Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. –М.: АНО «Диалог культур», 2007. –512 с.

3. Павлов А. В. Профессиональное самоопределениеобучающихся в учреждении дополнительного обра-зования детей// Концепт. –2012. –No 11(ноябрь). –ART 12153. –0,4п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12153.htm. –Гос. рег. ЭлNoФС 77-49965. –ISSN 2304-120X


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Проектная деятельность патриотического объединения "Родина"

Патриотическое объединение «Родина» является ровесником нового века. Активные участники слета «Содружество», мы осуществили пять социально значимых проектов. Три из них являются долгосрочными. К их ре...

Возможности учительского сайта в проектной деятельности учащихся.

Статья о личном опыте преподавания географии и биологии посредством личного сайта....

Проектная деятельность в объединении "Ириска - основы журналистики"

Проектна деятельность выходит за рамки урока. Иногда школьникам трудно определиться с задачей, чтобы найти свое место в социуме. Объединение юных журналистов помогает учащимся раскрывать творческий по...