Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Хабибуллина Илсояр Ильгизовна

Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК под редакцией М.Г. Ахметзянова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_lit-ra_9_klass.docx107.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендовано»

Руководитель МО

__________  Закирянова Ф.К

Протокол №1 _        от

«29» августа         2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Новокурмашевская ООШ»

____________  Гардисламова Ф.М.

 «31» августа        2012г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Новокурмашевская ООШ»

__________________ М.Я.Хабибуллин

Приказ № 4/09   от

«01» сентября 2012г.

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

русского языка и литературы Хабибуллиной Илсояр Ильгизовны, 1 кв.категории

по  литературе, 9 класс

2012 - 2013 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Классы   9        

Учитель  Хабибуллина И.И.        

Количество часов:  всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы средней школы для 5-11 классов татарских школ М.Г.Ахметзянова, Магариф, 2009 год.        

                                     

Учебник: Русская литература. Учебник для 9 классов татарской средней общеобразовательной школы под ред. М.Г.Ахметзянова, Казань, Магариф, 2008 год.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА      ЛИТЕРАТУРА   9  КЛАСС                            

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией М.Г.Ахметзянова, Магариф, 2009 год.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента Государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики.

Цели и задачи изучения литературы

Задача курса — познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • складывающиеся читательские интересы;
  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);
  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);
  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.

Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Произведения в 9 классе сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала.

Художественные произведения в программе 9 класса распределяются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются. Их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

При построении курса учитель может переносить произведения из одной рубрики в другую, устанавливать последовательность и разрабатывать методику их изучения.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художественным произведением.

В раскрытии определенного понятия программа рекомендует придерживаться следующей последовательности:

  1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
  2. Общее представление о признаках этого явления.
  3. Определение понятия или установление его характерных признаков.
  4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
  5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
  6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками (см.: Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы... М., 1999. — с. 267).

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 9 класса. В этих классах учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения. Биография писателя подробно изучается в 10—11 классах.

Программа определяет основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 классов, согласно которым выпускники должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения на литературные и публицистические темы; выразительно читать басни, стихотворения, отрывки из прозы; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Программа также предполагает, что выпускники основной школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, включенного в программу. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научиться  на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко,  переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...».

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

Содержание программы

   Введение. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы: древнерусская литература, литература 18, 19, 20 вв.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  XVIII   ВЕКА

Классицизм в русской литературе.

Введение. Общая характеристика русской литературы XVIII века.

Классицизм в русском искусстве (литература, живопись, скульптура, архитектура).

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Случились вместе  два астронома в пиру». Прославление Родины, мира, науки и просвещения. Тема поэта и поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. Державин и Казань.

«Властителям и судиям», «Фелица (в сокращении), «Памятник». Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии. Сочетание одических и сатирических начал в его поэзии, расширение жанровых границ.

Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль» (в сокращении). Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Проблема воспитания истинного гражданина Конкретно-историческое и общечеловеческое значение образов комедии.

Теория литературы. Понятие о классицизме.

Сентиментализм в русской литературе.

Николай Михайлович Карамзин. Биография писателя.

«Бедная Лиза».  Изображение в повести жизни простых людей. Утверждение общечеловеческих ценностей. Черты сентиментализма в повести.

Карамзин – реформатор литературного языка.

Александр Николаевич Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме.

А.И.Солженицын. «Крохотки». Развитие путевого очерка.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Романтизм в русской литературе.

Введение. Особенности развития литературы в первой половине 19 века. Появление русского романтизма. Становление реализма. Развитие профессиональной русской критики. Выдающиеся писатели этого времени, их роль в развитии русской литературы и журналистики.

Василий Андреевич Жуковский – поэт-романтик, переводчик. Биография поэта. Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве поэта. Жанр баллады.

«Лесной царь» - творческий перевод баллады Гете. Фантастика, трагизм баллады как отражение настроений разочарования в жизни.

«Вечер», «Море».  Тесная связь психологического анализа с эстетическим. Мир нравственных переживаний в лирике поэта ( воспоминания, мечты, надежды, чувство неудовлетворенности, меланхолии, грусти от изменчивости жизни, стремление к гармонии как к идеалу).

Теория литературы. Понятие о романтизме.

Реализм в русской литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество.

«Горе от ума» (в сокращении). Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Теория литературы. Общественная позиция автора в литературном произведении. Понятие о литературном характере.

Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта, его судьба.

Стихотворения «На холмах Грузии ...», «Мадонна», «Я вас любил...», «Я помню чудное мгновенье...». Любовь как высокая очищающая сила. «Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина.

«Медный всадник». Изображение исторической роли Петра Ӏ, трагических последствий его деятельности. Бунт Евгения. Сочувствие поэта «маленькому человеку».

 «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Критика. В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина» (статья 8,9)

Теория литературы. Развитие понятия о реализме. Понятие о литературном типе.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика. «Смерть Поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен..», «И скучно и грустно», «Поэт», «Родина», «Прощай, немытая Россия..». Пафос вольности, чувство одиночества, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Главы «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри».  Первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Смысл названия романа. Особенности композиции.

   Сила и одаренность натуры Печорина, его ум, воля, ясное представление об окружающих, способность глубоко и сильно чувствовать, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Печорин и «ундина». Грушницкий. Максим Максимыч. Образы Бэлы, Веры, Мэри.

   Критика: В.Г.Белинский. «Герой нашего времени». «Сочинение М.Ю. Лермонтов»; «Стихотворения Лермонтова» (в сокращении).

Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Развитие понятий о реализме и романтизме.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. Судьба писателя.

«Мертвые души» (т.1, гл. 1, 2, 6,11). Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Композиция 1 тома. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников; приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалогов). Особая роль Плюшкина и Чичикова.

Чичиков – новый «герой» эпохи. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Народ и Родина. Образ автора. Гоголевский «смех сквозь слезы». Лирические отступления. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы. Раздумья писателя о судьбе Родины в период создания II тома «Мертвых душ».

«Выбранные места из переписки с друзьями» (главы I, IV, VIII, IX, XVII, XIX, XXXII — в сокращении). Нравственное начало произведения. Особенности жанра. Полемика с В. Г. Белинским.

Гоголь и Пушкин. Развитие в творчестве Гоголя русского реализма. Гоголь и татарская литература.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе.

Развитие понятия о повести как жанре прозы.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. «Старый гений». Сатирическое изображение чиновничества. Нравственные проблемы рассказа. Приемы создания образов героев в рассказе.

Для обсуждения:

«Кадетский монастырь». Композиция рассказа. «Младописатели» кадетского монастыря: Перский, Бобров, Зеленский, Иреней Несторович — праведники, жившие в «глухую пору». Гуманизм рассказа.

Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. Лирика. «Перед дождем», «Тройка», «Давно отвергнутый тобою...», «Я сегодня так грустно настроен...».

Мотивы тоски и неудовлетворенности собой. Поэтический идеал общественно активной личности. Восприятие народных страданий как личной трагедии. Глубокий лиризм стихов «панаевского цикла».

 Лев Николаевич Толстой. Биография писателя.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Для обсуждения: повесть «Казаки». Идея единения с природой, изображение простых форм казачьей жизни и быта, возвеличивание людей труда. Образ Ерошки. Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Судьба писателя.

Рассказ «Холодная осень». Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лирика. «Поэт печальный и суровый...», «Еще холоден и сыр...», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

«Любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок. Скорбные мотивы последних стихотворений.

Максим Горький (А. М. Пешков). Биография писателя. «Макар Чудра». Ранние романтические рассказы писателя. Идеализация гордых и сильных людей. Герои рассказа Лойко Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Пейзаж и портрет в рассказе. Роль рассказчика.

Для обсуждения:

«Челкаш». Тема босячества в рассказе. Романтизация босяков. Герои рассказа Челкаш и Гаврила. Анархический бунт Челкаша. Протест против морали собственнического мира и морали вообще. Мужицкий инстинкт собственника в Гавриле.

Теория литературы. Развитие понятия о романтизме.

А.И .Солженицын. Миниатюра «Гроза в горах», «Крохотки».

Александр Александрович Блок. Судьба поэта. Лирика. «О, я хочу безумно жить..», «Да, так диктует вдохновенье...»,«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», «Ты — как отзвук забытого гимна...».Тема загадочной и бесконечно любимой родины. Глубокое чувство долга по отношению к народу. Бескомпромиссное отрицание современной «лживой жизни». Тончайшая поэзия любви. Роль символов. Музыка стиха.

Сергей Александрович Есенин. Судьба поэта. Лирика. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Сыновнее чувство любви к родине, к родной природе. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Биография писателя.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

 Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «Песчаная учительница». Сюжет рассказа. Учительница Мария Нарышкина. Мечта о создании новой жизни. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Гуманизм рассказа.

Михаил Александрович Шолохов.  Биография писателя.

Для обсуждения: «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей. Гуманизм рассказа.

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя.

Для обсуждения: «Мастер», «Крепкий мужик».

Писатель о бережном отношении к духовным ценностям. Два типа человека — мастер, созидатель и разрушитель. Авторское отношение к героям рассказов.

Николай Михайлович Рубцов. Судьба поэта. Лирика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Видение на холме», «Березы», «Песня». Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация Родины, ее природы. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений. Музыкальность стиха.

 Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Трагические страницы в истории русской деревни: коллективизация и Отечественная война 1941—1945 годов. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.

Чингиз Торекулович Айтматов. Биография писателя. Для обсуждения:

Роман «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Обзор с чтением отдельных глав. Масштабность образа Едигея как человека народной судьбы. Тема памяти в романе. Своеобразие композиции романа, роль мифологических мотивов в нем. Гуманистический пафос романа.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Судьба поэта. Лирика.

Муса Джалиль. Военная лирика.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Для обсуждения:

Мифы Древней Греции. Прометей. Дедал и Икар. Орфей и Эвридика (в переложении Н. А. Куна).

Использование сюжетов и образов древнегреческой мифологии в европейской литературе и искусстве последующих периодов.

Вильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. «Ромео и Джульетта» отрывки.

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге. Для обсуждения:

«Мещанин во дворянстве». Сочетание в главном герое здравого смысла с легковерием и ограниченностью. Осмеяние претензий на образованность и культуру. Наивное стремление сыграть роль знатного человека. Честь и достоинство в понимании Мольера. Элементы буффонады в пьесе. Мастерство комедийной интриги. Народные истоки смеха Мольера.

Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества. Для обсуждения:

«Коварство и любовь». Изображение преступного феодального мира в трагедии. Осуждение жестокости и коварства. Фердинанд как борец за справедливость.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. «Фауст». Смысл жизни, назначение человека - центральная проблема трагедии, ее связь с композицией произведения. Основные этапы исканий Фауста. Образы Мефистофеля, Маргариты.

Список произведений для заучивания наизусть.

«Слово о полку Игореве» ( «Плач Ярославны»).

В. А. Жуковский. «Море».

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. Одно из стихотворений по выбору.

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Одно из лирических отступлений.

Н. А. Некрасов. «Тройка».

И. А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.

А.А. Блок. Одно из стихотворений по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.

Н. М .Рубцов. «Березы», «Песня» ( по выбору).

Список литературы для самостоятельного чтения.

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

А.И. Солженицын. «Крохотки»

В.А. Жуковский. «Рыцарь Тогенбург», «Царскосельский лебедь».

А. С. Пушкин. « Цыганы », «Кавказский пленник»

H. В. Гоголь. «Портрет», «Записки сумасшедшего» (по выбору).

 Н. А. Некрасов. Стихотворения по выбору.

 И. А. Бунин. «Чаша жизни», «Сны Чанга» (по выбору).

 А. А. Блок. «Лениво и тяжко плывут облака...», «Сны» и другие стихотворения.

С. А. Есенин. «Звезды», «Лебедушка» и другие стихотворения

 М. А. Булгаков. Рассказы. (по выбору).

 А. П. Платонов. «Сокровенный человек».

В. М. Шукшин. «Чудик».

Н. М. Рубцов. «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», «Приезд Тютчева» и другие стихотворения.

Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони».

Н. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3.  Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Учебно-тематическое планирование курса

 Литература  9 класс

Название раздела

Количество уроков

Из них:

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольная работа

1

Введение.

1

2

Древнерусская литература.

2

Русская литература XVIII века.

3

М.В. Ломоносов.

3

4

Г.Р. Державин.

1

5

Д.И. Фонвизин.

1

6

Н.М. Карамзин.

1

7

А.Н. Радищев.

3

1

1

8

А.И. Солженицын.

1

1

Русская литература первой половины XIX века

9

В.А. Жуковский.

2

1

10

А.С. Грибоедов.

6

1

11

А.С. Пушкин.

10

1

1

12

Г.Тукай

1

13

М.Ю. Лермонтов.

9

2

14

Н.В.Гоголь.

9

1

1

1

Русская литература второй половины XIX века

15

Н.А. Некрасов.

3

1

16

Н.С. Лесков.

2

17

Л.Н. Толстой.

5

2

Русская литература XX века

18

И.А. Бунин.

3

1

19

М. Горький.

2

20

А.И. Солженицын.

2

21

А.А. Блок.

3

1

22

С.А. Есенин.

2

1

23

М.А. Булгаков.

5

1

24

А.П. Платонов.

2

1

25

М.А. Шолохов.

1

26

М. Джалиль

1

27

В.М. Шукшин.

3

1

28

Н.М. Рубцов.

3

1

29

Ф. А. Абрамов.

3

1

30

Ч.Т. Айтматов.

5

1

1

Зарубежная литература

31

Н.А. Кун.

1

1

32

В. Шекспир.

1

33

Ж.Б. Мольер.

1

34

Ф. Шиллер.

2

1

35

И. Гёте

1

36

Резерв

1

Итого:

102

10

15

2

Четверть

Внеклассное чтение

Развитие речи

Контрольная работа

I

3

2

II

1

4

III

7

2

1

IV

4

2

1

Итого за год

15

10

2

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

Составлено по программе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией

М. Г. Ахметзянова (Казань, изд. «Магариф», 2009 год)

Учебник – хрестоматия для 9 класса в 2-х частях под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, издательство  «Магариф» 2008.

Дата

Тема урока

Цели

Тип урока

Оборудование, источники

Проверяемый материал, теория литературы

Виды работы

Домашнее задание

план

фактический

1

01.

09

Введение. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития  русской литературы: древнерусская, литература 18, 19, 20 вв.

Дать представление об изучаемом курсе, определить роль книги в духовном развитии человека, формирование гуманистических мировоззрений, активизировать эмоционально-личностный подход к творчеству поэтов и писателей.

Изучение нового материала

Учебник (9класс); выставка книг

Беседа.

Развёрнутые ответы учащихся с опорой на читательский опыт

фронтальный опрос

Вспомнить сюжеты произведений древнерусской литературы.

2

03.

09

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Систематизировать знания о древнерусской литературе; сформировать представление о жанровом своеобразии древнерусской литературы, знакомство с сюжетом «Слова…», его исторической основой, формирование умений рассуждать, сопоставлять , нравственное воспитание.

Изучение нового материала

Иллюстрации

Знать историческую основу произведения, историю открытия памятника, основные версии, особенности жанра.

Лекция, беседа работа с книгой.

Дочитать «Слово…», выучить отрывок.

3

06.

09

«Слово о полку Игореве» Поэтический мир и герои.

Дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа. Авторское отношение к происходящему, раскрыть идейное содержание, патриотическое воспитание.

Урок чтения и обсуждения.  

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Доучить отрывок, подготовить устный рассказ «Князья – защитники земли».

Русская литература 18 века

4

08.

09

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм. Ломоносов. Биография поэта.

Дать понятие о классицизме как литературном направлении, познакомить с биографией Ломоносова, воспитание интереса к личности Ломоносова.

Изучение нового материала

Иллюстрации, портрет.

Знать основные черты классицизма, биографию Ломоносова.

Лекция, беседа работа с книгой.

Рассказать о Ломоносове, читать конспект.

5

6

10.

09

13.

09

Оды Ломоносова. «Ода на день восшествия…»,  «Разговор с Анакреоном».

Познакомить уч-ся с одами Ломоносова, показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике поэта, показать новаторство Ломоносова как поэта, патриотическое воспитание.

Урок чтения и обсуждения

портрет.

Уметь анализировать стихотворение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Дочитать оду, прочитать стих.»Случились вместе два астронома».

7

15.

09

Г. Р. Державин. Биография поэта.  «Фелица» «Властителям и судиям»,  «Памятник».

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством Державина, с основными темами его лирики, новаторством, развитие выразительного чтения, воспитание интереса к творчеству Державина.

Урок чтения и обсуждения

Иллюстрации, портрет.

Знать новаторство Державина, жанр оды.

Уметь анализировать стихотворение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции.

Лекция, беседа работа с книгой.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Задание 5 показать признаки классицизма.

Выучить стихотворение «Памятник»

Систематизация знаний о творчестве Державина, показать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии, его новаторство- введение в высокую лирику разговорной речи, патриотическое воспитание.

8

17.

09

Д. И. Фонвизин . Биография писателя. «Недоросль».

Познакомить с жизнью и творчеством сатирика, показать сатирическую направленность комедии, воспитание гражданских чувств.

Изучение нового материала

Умение давать хар-ку герою на основе его поступка, пересказывать отдельные эпизоды.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Дочитать, ответить на вопросы.

9

20.

09

Сентиментализм в русской литературе.            Н. М. Карамзин, биография писателя. «Бедная Лиза».

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе 18 века, проследить черты сентиментализма в повести, воспитание интереса к тв-ву Карамзина.

Изучение нового материала

Портрет

Знать основные черты сентиментализма. Уметь анализировать произведение с точки зрения его принадлежности к сентиментализму.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Готовиться к пересказу.

10-

11

22.

09

24.

09

А .Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,

Вн.чт.

«Путешествие из Петербурга в Москву»,

Слово о Радищеве. Основные темы "Путешествия..." Идейное содержание. Наблюдения над композицией и языком книги. Выводы. Судьба книги Радищева.

Изучение нового материала

Знать взгляды Радищева на крепостное право, уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. Находить черты сентиментализма.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Ответить на вопросы, подготовить рассказ о Радищеве

А. И. Солженицын. «Крохотки».

12

27.

09

Внеклассное чтение.                    А. И. Солженицын «Крохотки»: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина».

Идейное содержание. Развитие путевого очерка.

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Цыганы», «Кавказский пленник»

13

29.

09

Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

Урок развития речи

Русская литература первой половины 19 века.

Романтизм в русской литературе.

14

01.

10

Романтизм. Жуковский. «Лесной царь», «Вечер», «Море»

Лекция.
Характеристика политической и социальной обстановки первой половины 19 века. Классовая борьба. Борьба литературных направлений. "Романтизм". Беседа. Выводы. Особенности русского романтизма. Представители

Дать представление о личности поэта, многогранности его творчества.

Изучение нового материала

Знать основные черты романтизма.

Уметь анализировать баллады.

Лекция, беседа. Выразительное чтение.

Рассказать о романтизме, выразительное чтение.

15

04.

10

В. А. Жуковский. Вн.чт. «Рыцарь Тогенбург», «Царскосельский лебедь»

Закрепить знания о Жуковском, многогранности его творчества.

Урок чтения и обсуждения.

Уметь анализировать произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму.  

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Выучить наизусть «Море».

Реализм в русской литературе

16

06.

10

А. С. Грибоедов. биография драматурга.

Познакомить с личностью драматурга, его судьбой.

Изучение нового материала

Знать основные этапы жизненного и творческого пути, уметь создавать хронологическую таблицу.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Конспектировать статью.

17

08.

10

Грибоедов по фамусовской Москве. Чтение и анализ 1 действия комедии «Горе от ума».

Проникнуть в атмосферу действия, выявить экспозицию, особенности конфликта, обратить афористичность речи.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет

Уметь составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

 Ответить на вопросы, готовиться к пересказу.

18

19

11.

10

13.

10

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума». Анализ 2-3 действий.

Проследить дальнейшее развитие конфликтов, определить проблематику пьесы, жанр, выявить систему персонажей , противоборство  двух лагерей, составить речевую характеристику Фамусова.

Урок чтения и обсуждения.

 

 Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей.

Чтение по ролям, проблемные задания.

Выучить один из монологов Фамусова.

Подготовить сообщение «Как вырисовывается нравств.облик московского дворянства.

20

15.

10

Смысл названия комедии. 4 действие.

Изучение 4 действия, подчеркнуть силу отчаяния и гнев героя, развитие навыков работы над драматическим произведением, воспитание интереса к классическому произведению.

Урок чтения и обсуждения.

 Уметь давать характеристику персонажа,

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

 Ответить на вопрос «Кто же Чацкий – побежденный или победитель   в столкновении с общ.

21

18.

10

Р.р. Подготовка к сочинению по комедии. Темы: «Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; «Чацкий и его «мильон терзаний»; «Фамусовская Москва в комедии.», «Злободневность звучания комедии «Горе от ума» в наше время»

Выявить степень усвоения материала, умение писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно оформлять.

Знать содержание комедии, уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой.

Проблемные задания, беседа.

Написать сочинение.

22

20.

10

А. С. Пушкин.  Личность поэта, его судьба. Любовная лирика Пушкина

.

Проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество Пушкина как выражение духовной гармонии.

Показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя поэта, целенаправленное обучение выразительному  чтению, воспитание интереса к поэзии Пушкина.

Урок совершенствования ЗУН.

Урок чтения и обсуждения

Портрет, иллюстрации

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта, уметь создавать хронологическую таблицу.

 Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений, уметь анализировать стихотворение.

Лекция, беседа.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Выступления по пунктам лекции.

Выучить наизусть одно стихотворение.

23

22.

10

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Творческая история романа. Пушкинская эпоха в романе

Познакомить с историей создания романа, отзывами критиков о романе «онегинской строфой», своеобразием жанра,

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.

Комментированное чтение.

Прочитать 1 главу.

24

25

25.

10

27.

10

Недюжинность натуры Онегина. Противоречивость его характера.

Сравнить поведение героя, проследить один день жизни, понять причины хандры героя.

Урок совершенствования ЗУН

Уметь выделить смысловые части текста.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

26

29.

10

Духовные искания Евгения Онегина.

Помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа, личные и социальные причины трагизма судьбы Онегина.

Урок совершенствования ЗУН

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Проблемные задания, работа с книгой.

Выучить письмо Онегина

Подготовить сообщение о герое.

27

01.

11

Татьяна – любимая героиня Пушкина.

Сформулировать представление учащихся об идеале русского человека. Показать чистоту души, искренность, силу чувств героини, цельность, благородную простоту ее характера.

Урок совершенствования ЗУН

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.

Проблемные задания, работа с книгой.

Подготовить связный текст  по теме «Татьяна – любимая героиня Пушкина».

28

12.

11

Образ автора. Особенности композиции романа, лирические отступления.

Показать философско-нравственные проблемы в романе (проблемы цели, смысла жизни, счастья, долга); близость поэта к народу как основа нравственных идеалов, губительность индивидуализма и эгоизма.

Урок-семинар

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Проблемные задания, работа с книгой.

Подготовиться к сочинению

29

15.

11

В. Г. Белинский. «Сочинения А. С.Пушкина» (статьи 8 и 9 – отрывки) А. С. Пушкин и татарская литература.

Урок - практикум

30

31

17.

11

19.

11

Р.р. Сочинение по роману  Пушкина «Евгений Онегин»

Г. Тукай. Слово о поэте.

Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, организовать текст композиционно.

Урок развития речи

Знать содержание романа, уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой.

Проблемные задания, беседа.

Написать сочинение.

32

22.

11

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Цыганы», «Кавказский пленник»

Умение определить тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умения составлять характеристику литературного героя.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Уметь вычленять главное в произведении.

Вн.чт. Н. В. Гоголь «Портрет», «Записки сумасшедшего».

33

24.

11

М. Ю. Лермонтов Трагичность судьбы поэта.

Проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество Пушкина как выражение духовной гармонии.

Урок совершенствования ЗУН.

Портрет, иллюстрации

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта, уметь создать хронологическую таблицу.

Лекция, беседа.

Выступления по пунктам лекции.

34

26.

11

Лирика Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Прощай, немытая Россия…», «Родина», «И скучно, и грустно…»

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

Урок чтения и обсуждения.

Сборник стихотворений.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Умение анализировать стихотворные  произведения.

Выучить наизусть стихотворение «Родина»

35

29.

11

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе (главы: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери».

Дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе; от загадки к загадке.

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать прочитанный текст.

Беседа,  лекция, Комментированное чтение.

Прочитать 1 главу.

36

01.

12

Печорин в отношениях с другими героями романа. Работа над повестями.

Ответить на вопрос: кто же Печорин – виновник или жертва трагедии? Проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречие Печорина.

Урок чтения и обсуждения.

Уметь выделить смысловые части текста.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Ответить на вопросы

Подготовить сообщение о Печорине.

Готовиться к пересказу.

37

03.

12

Трагедия Печорина. Печорин и «ундина». Образы Белы, Веры, княжны Мери в романе.

Показать особенности жанра дневника, раскрыть конфликт Печорина и водяного общества, помочь понять его боль от отсутствия  внутренней жизни, причины замены ее внешней активностью, раскрыть хорошее и дурное в главном герое.

Урок совершенствования ЗУН

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Проблемные задания, работа с книгой.

Дополнить таблицу.

Подготовить сообщение о герое.

38

06.

12

Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимыч.

Сравнить образы. Нравственные проблемы в произведении.

Практикум

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Проблемные задания, работа с книгой.

39

08.

12

В. Г. Белинский «Герой нашего времени»; «Сочинение М. Ю. Лермонтова»; «Стихотворения М. Ю. Лермонтова».

Нравственные проблемы: вопросы о смысле жизни, о несостоятельности индивидуализма. Картины природы в романе. Своеобразие творчества Лермонтова. Трагический и мятежный характер лирики. Ритмическое богатство стихотворений.

Урок развития речи

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Проблемные задания, работа с книгой.

Подготовка к сочинению

40

41

10.

12

13.

12

Р. р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» на тему «Проблема лишнего человека»

Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, организовать текст композиционно.

Знать содержание романа, уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой.

Проблемные задания, беседа.

Написать сочинение.

42

15.

12

Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя.

Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.

Урок совершенствования ЗУН.

Портрет, иллюстрации

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта, уметь создать хронологическую таблицу.

Лекция, беседа.

Выступления по пунктам лекции.

43

17.

12

Поэма «Мертвые души» ( т1, гл. 1,2,6, 11).  Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Анализ 1 главы.

Выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям действительности, раскрыть идейный замысел, при анализе первой главы дать понятие о приемах.

Урок совершенствования ЗУН

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Готовиться к пересказу.

44

45

20.

12

22.

12

Изображение поместного дворянства в поэме. Особая роль образов Плюшкина и Чичикова. Обучение анализу эпизода.

Выявить основные приемы описания характеров помещиков,  внутреннюю логику создания образа и  на этой основе обучить школьников умению авторского присутствия, морально – этических воззрений писателя, приобщить уч-ся к исследовательской работе.

Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы.

Самостоятельная работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения уч-ся.

Подготовить сообщения о помещиках. Готовиться к пересказу.

46

24.

12

Чичиков – новый герой эпохи. Образ автора.

Показать сатирическое изображение «нового героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажа. Образ автора. Раздумья писателя о судьбе Родины.

Урок совершенствования ЗУН

Понимать роль главного героя в системе образов.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

 Подготовиться  к сочинению.

47

27.

12

Р.р. Подготовка к сочинению по поэме

Н. В. Гоголя   «Мертвые души».

Умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, организовать текст композиционно.

Знать содержание романа, уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой.

Проблемные задания, беседа.

Написать сочинение.

48

10.

01

Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями».

Показать нравственное начало произведения, особенности жанра.

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать прочитанное.

Проблемные задания, ответы на вопросы.

Готовиться к внеклассному чтению.

49

12.

01

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Портрет», «Записки сумасшедшего».

Умение определить тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Уметь вычленять главное в произведении.

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов.

50

14.

01

Контрольная работа по творчеству писателей первой половины 19 века.

Урок контроля

Тестовые задания.

Русская литература второй половины 19 века

51

52

17.

01

19.

01

Н. А. Некрасов. Биография поэта. Лирика. «Перед дождем», «Тройка», «Я сегодня так грустно настроен».

Знакомство с биографией, общей характеристикой творчества писателя. Мотивы тоски и неудовлетворенности собой. Восприятие народных страданий как личной трагедии. Глубокий лиризм стихов «панаевского цикла».

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Умение анализировать стихотворные  произведения.

Выучить наизусть стихотворение «Тройка»

53

21.

01

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. Стихотворения по выбору учащихся

Умение определить тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок чтения и обсуждения.

Сборник стихотворений.

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Умение анализировать стихотворные  произведения.

Вн.чт. И. А.Бунин «Чаша жизни», «Сны Чанга».

54

55

24.

01

26.

01

Н. С. Лесков  Биография писателя. «Старый гений». «Кадетский монастырь».

Знакомство с биографией, общей характеристикой творчества писателя, раскрыть нравственные проблемы, приемы создания образов героев.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Составить план.

56

57

58

28.

01

31.

01

02.

02

Л. Н. Толстой. Биография писателя.

«Юность».

 «Казаки».

Расширение знаний уч-ся о жизни и творчестве писателя, изучение автобиографической трилогии – обзор содержания произведений, обучение работе с учебником, воспитание интереса к творчеству писателя.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.  

59

60

04.

02

07.

02

Р.р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» (На примере произведений Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) по выбору.

Умение писать на заданную тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок развития речи

Русская литература 20 века

61

09.

02

И. А. Бунин. Судьба писателя. Рассказ «Холодная осень». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Определение темы и идеи рассказа.

Формирование исследовательских навыков анализа текста.

Урок – практикум

Сборник рассказов.

Знать жизненный и творческий путь писателя, содержание рассказа.  

Лекция, беседа, комментированное чтение.

Ответить на вопросы, готовиться к пересказу.

62

11.

02

И. А. Бунин Лирика. «Ещё и холоден и сыр…», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора».

Закрепить знания о писателе, раскрыть тему стихотворений, скорбные мотивы в последних стихотворениях.

Урок чтения и обсуждения.

Уметь анализировать произведение.  

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам

Выучить одно стихотворение.

63

14.

02

Внеклассное чтение. И. А. Бунин «Чаша жизни», «Сны Чанга».

Умение определить тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Уметь вычленять главное в произведении.

Внеклассное чтение. А. А. Блок. Стихотворения

64

65

16.

02

18.

02

М. Горький. Биография писателя. «Макар Чудра». Ранние романтические рассказы.

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, рассказать о ранних романтических произведениях, раскрыть характеры героев, художественное своеобразие рассказа.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.  

66

21.

02

 А. И. Солженицын Миниатюра «Гроза в горах»

 Показать мысль писателя о человеке как о частице большого, стихийного мира космоса. Провести параллель в описании картин природы между произведением и ранними романтическими . рассказами М. Горького.

Урок чтения и обсуждения.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Уметь вычленять главное в произведении.

67

23.

02

Художественное своеобразие рассказа

Пейзаж и портрет в рассказе. Роль рассказчика. Развитие понятия о романтизме.

Урок-практикум

68

69

25.

02

28.

02

А. А. Блок. Биография поэта. Лирика. «О, я хочу безумно жить…», «Да, так диктует вдохновенье», и др.

Заинтересовать учеников личностью и творчеством Блока, показать своеобразие его лирики, особенности поэтики, развитие навыков выразительного чтения.

Изучение нового материала. Лекция. Беседа

 Портрет, иллюстрации.

Чтение и анализ стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные .произведения, находить образно-языковые средства.

Выучить одно стихотворение наизусть.

70

02.

03

Внеклассное чтение. А. А. Блок. Стихотворения.

Показать своеобразие лирики, особенности поэтики, развитие навыков выразительного чтения

Чтение и анализ стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные .произведения, находить образно-языковые средства.

Внеклассное чтение. М.А. Булгаков. Рассказы (по выбору)

71

72

04.

03

07.

03

С .А. Есенин. Биография  поэта. Лирика.

Вн .чт. С. Есенин «Звезды», «Лебёдушка»

Заинтересовать учеников личностью и творчеством Есенина, показать своеобразие его лирики, особенности поэтики, развитие навыков выразительного чтения.

Изучение нового материала.

 Портрет, иллюстрации.

Чтение и анализ стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные .произведения, находить образно-языковые средства.

Выучить одно стихотворение наизусть.

73

74

75

09.

03

11.

03

14.

03

М. А. Булгаков. Биография писателя. «Собачье сердце».

Познакомить учеников с основными вехами биографии писателя, рассказать об истории создания и судьбе повести, обсудить смысл названия повести, развивать навыки анализа текста, пояснить цели булгаковской сатиры.

Изучение нового материала.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.  

76

16.

03

Поэтика Булгакова-сатирика.

Показать прием гротеска. Герои и события в повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.

Практикум. Просмотр эпизодов фильма.

77

18.

03

Внеклассное чтение. М.А. Булгаков. Рассказы (по выбору)

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Внеклассное чтение. А. П. Платонов «Сокровенный человек»

78

21.

03

А. П. Платонов «Песчаная учительница».

Познакомить уч-ся с творчеством писателя, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику.

Изучение нового материала.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Ответить на вопросы.

79

23.

03

Внеклассное чтение. А. П. Платонов «Сокровенный человек»

Познакомить уч-ся с творчеством писателя, воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Чудик» и др. рассказы

 80

81

01.

04

04.

04

М. А. Шолохов.  Судьба писателя. «Судьба человека».

Муса Джалиль. Военная лирика

Познакомить с этапами жизни и творчества писателя, показать роль пейзажа, детали, композиции в раскрытии    проблематики рассказа.

Изучение нового материала.

Портрет.

Знать особенности композиции рассказа, уметь характеризовать образ главного героя.

Беседа, чтение и анализ.

Написать сочинение.

82

83

06.

04

08.

04

В. М. Шукшин. Биография писателя. «Мастер», «Крепкий мужик».

Познакомить с этапами жизни и творчества писателя,  раскрыть авторское отношение к героям рассказа.

Урок – практикум

Сборник рассказов.

Знать жизненный и творческий путь писателя, содержание рассказа.  

Лекция, беседа, комментированное чтение.

Ответить на вопросы, готовиться к пересказу.

84

11.

04

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Чудик» и др. рассказы

Умение определить тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок чтения и обсуждения.

Портрет.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода.

Уметь вычленять главное в произведении.

Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. Стихотворения.

85

86

13.

04

15.

04

Н. М. Рубцов. Биография поэта. Лирика.

Заинтересовать учеников личностью и творчеством Рубцова, показать своеобразие его лирики, особенности поэтики, развитие навыков выразительного чтения.

Изучение нового материала.

 Портрет, иллюстрации.

Чтение и анализ стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные .произведения, находить образно-языковые средства.

Выучить одно стихотворение наизусть.

87

18.

04

Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. Стихотворения.

Показать своеобразие  лирики, особенности поэтики, развитие навыков выразительного чтения

 Портрет, иллюстрации.

Чтение и анализ стихотворений.

Уметь анализировать стихотворные .произведения, находить образно-языковые средства.

88

89

90

20.

04

22.

04

25.

04

Ф. А. Абрамов Биография писателя. «Поездка в прошлое».

Вн.чт. Ф.А.Абрамов «Деревянные кони»

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, показать автобиографическую основу повести, трагические страницы в истории русской деревни, воспитание интереса к истории страны.

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать прочитанный текст

Беседа,  лекция, Комментированное чтение.

Прочитать 1 главу.

Готовиться к пересказу, ответить на вопросы.  

91

92

93

27.

04

02.

05

04.

05

Ч. Т. Айтматов. Биография писателя.  «Буранный полустанок».

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, раскрыть тему памяти, показать своеобразие композиции, гуманистический пафос  романа.

Изучение нового материала.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.

 

94

06.

05

Р .р. Сочинение-размышление по произведениям В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Т. Айтматова.

Урок развития речи

Подготовиться к уроку-зачету.

95

11. 05

Урок - зачет.

Итоговый контроль знаний и умений.

Контроль

Тестовые задания.

Знать изученный материал  курса 9 класса.

Беседа, ответы на вопросы.

Зарубежная литература

96

13.

05

Вк.чт. Мифы Древней Греции. Н. А. Кун. «Прометей. Дедал и Икар. Орфей и Эвридика»

Рассказать о мифах Древней Греции. Использование сюжетов и образов древнегреческой мифологии в европейской литературе и искусстве.

Изучение нового материала.

Уметь анализировать прочитанные тексты.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.  

97

16.

05

В. Шекспир. Очерк жизни и творчества. «Ромео и Джульетта» отрывки.

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, раскрыть тему памяти, показать вражду и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.

Изучение нового материала.

Портрет.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Анализ эпизода

Готовиться к пересказу.

Ответить на вопросы.  

98

18.

05

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве».

Рассказать о драматурге, показать мастерство комедийной интриги, народные истоки смеха Мольера.

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать прочитанный текст.

Беседа,  лекция, Комментированное чтение.

Готовиться к пересказу, ответить на вопросы.  

99

20.

05

Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. «Коварство и любовь».

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, показать изображения преступного мира в трагедии.

Урок совершенствования ЗУН

 Уметь анализировать прочитанный текст.

Беседа,  лекция, Комментированное чтение.

 Готовиться к пересказу, ответить на вопросы.  

100

23.

05

И. В. Гёте. «Фауст»

Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством поэта,

Урок совершенствования ЗУН

Уметь анализировать прочитанный текст

Беседа,  лекция, Комментированное чтение.

Готовиться к сочинению

101

25.

05

Р.р. Сочинение-рассуждение о любимом произведении русской и зарубежной литературы.

Умение писать на заданную тему, идею произведений, сравнивать героев, обучение умению составлять характеристику литературного героя.

Урок развития речи

Знать содержание произведений, уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой.

Написать сочинение

102

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...