Календарно-тематическое планирование кружка "Успешное чтение"
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы, рекомендована к утверждению Протокол № От « » августа 2012 года | Утверждена на заседании педагогического совета школы Протокол № От « » августа 2012 года | «Утверждаю» _______________________ Директор школы Приказ № От « » августа 2012 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ»
5 классы
Составитель: Грачева Галина Анатольевна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основании Концепции социального воспитания и дополнительного образования в Воронежской области, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год и рассчитана на 34 занятия по 45 минут для учеников 5-х классов.
Общая характеристика курса
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Кружок «Успешное чтение» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Основной упор делается на сказки, ведь сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.
Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и других авторов возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Но как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного курса, способствовать формированию умений:
• улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
• видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
• соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
• анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
• соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи курса:
• познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками и рассказами;
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Виды учебной деятельности | Дата | Примечания | |
плановая | фактическая | ||||
1 | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | Беседа, сообщения учащихся, работа в группах. | |||
2 | Секреты успешного чтения. Тема и основная мысль произведения. | Лекция учителя, сообщения учащихся, беседа, работа в группах. | |||
3 | Сказка Джанни Родари «Война колоколов». Смысл названия сказки. | Беседа, выразительное чтение, работа в группах. Чтение по ролям. | |||
4 | Выразительная триада (техника речи, логика чтения, эмоционально-образная выразительность). | Беседа, лекция учителя, выразительное чтение. Конкурс чтецов. | |||
5 | Рифма. Ритм. Анализ стихотворения И.А. Бунина "Гаснет вечер, даль синеет..." | Беседа, лекция учителя, выразительное чтение стихотворения, работа в группах, конкурс чтецов, анализ стихотворения. | |||
6 | Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй? | Лекция учителя, сообщения учеников, беседа, работа в парах. | |||
7 | Сказочные жанры. Классификация сказок. | Лекция учителя, сообщения учеников, беседа. Литературная игра «Кто знает больше?» | |||
8 | Особенности путешествия героя в “чужой” мир. Миф и сказка. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции. | Лекция учителя, сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение мифов. | |||
9 | Литературоведческие основы сказки. Законы "сказочного мира". | Лекция учителя, сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение. Игра «Сочиним сказку вместе!» | |||
10 | Сказки народов России. Русские народные сказки. | Лекция учителя, сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. | |||
11 | Сказки народов России. «Три дочери». Татарская народная сказка. | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
12 | Сказки народов России. Чеченская народная сказка «Три жемчужины». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
13 | Сказки народов России. Чувашские народные сказки. «Как река началась». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
14 | Урок-путешествие. «SOS! Спасите наши сказки!..» | Беседа, литературная игра, работа в группах. | |||
15 | Авторская сказка и ее особенности. В.И. Белов «Родничок». | Беседа, выразительное чтение, анализ прозаического произведения. | |||
16 | Русские сказочники. А С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. Анализ фрагмента мультфильма. | |||
17 | Русские сказочники. Бажов П.П. «Серебряное копытце». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. Анализ фрагмента мультфильма. | |||
18 | Русские сказочники. Сказки Л.Н. Толстого. | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
19 | Русские сказочники. Ушинский К.Д. «Слепая лошадь». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
20 | Русские сказочники. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. Анализ фрагмента мультфильма. | |||
21 | Русские сказочники. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
22 | Русские сказочники. В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
23 | Зарубежная литературная сказка. Дания. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. Анализ фрагмента мультфильма. | |||
24 | Зарубежная литературная сказка. Германия. Сказка братьев Гримм «Золотые дети». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
25 | Зарубежная литературная сказка. «Сказки старой Англии». Р. Киплинг «Холодное железо». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
26 | Зарубежная литературная сказка. Франция. Шарль Перро «Замарашка». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
27 | Зарубежная литературная сказка. А.А. Милн «Обыкновенная сказка» | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
28 | Зарубежная литературная сказка. Харрис Джоэль Чандлер «Сказки дядюшки Римуса». | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. Анализ фрагмента мультфильма. | |||
29 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка» Братьев Гримм. Сравним? | Сообщения учеников, беседа. Выразительное чтение, чтение по ролям. Анализ сказки. | |||
30 | Р/Р Написание собственной сказки. | Беседа, работа в группах, творческая работа. | |||
31 | Рассказ Ю. Драгунского «Ничего изменить нельзя». Взаимоотношения взрослых и детей. | Беседа, выразительное чтение по ролям, анализ прозаического произведения. | |||
32 | «Добро должно быть с кулаками!?». По повести В. Железнякова «Чучело». | Беседа, выразительное чтение по ролям, анализ прозаического произведения. Просмотр и анализ фрагмента фильма. | |||
33 | Защита проектов «Мои любимые сказки». | Сообщения учащихся, защита проектов, беседа. | |||
34 | Викторина «По страницам любимых книг». | Беседа, викторина, работа в парах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...