Урок по поэме "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Домина Татьяна Петровна

"Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Урок литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.docx29.26 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx642.59 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе.


Цель:

-  ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи: 
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).
                                       

                                     Ход урока

1.Организационный момент 
   Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний 
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века.  Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный  этап.
       
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

  А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава .

 Этот приём позволяет  «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

       

-Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки ,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

        После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

-  Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

 Б) Работа с иллюстрациями.

- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

- Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

- Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

- Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими?                                                                               (См. приложение 3)

             

 Слово учителя:

 - М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
      Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
       44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
       Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом,  художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов.  И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?

Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, — это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» — говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, — два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

-  Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.  

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

  5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

                                     2. Письменно ответить на вопрос: «Что                        
                                        привлекает меня в характере Мцыри?»

                                     3. Перспективное задание – выучить наизусть

                                         отрывок из поэмы.

                                         



Литература:

1.http://chtotakoe.info/articles/romantizm_568.html

2.http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010910/1010910a1.htm

3.http://tnu.podelise.ru/docs/index-363078.html?page=5

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%

5.Леон  Малхазович  Бедоев. Образ героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в иллюстрациях художников XIX-XXI веков.
г. Новороссийск .
Опубликовано в категории: Культурология Октябрь 16th, 2012

6.http://kmspb.narod.ru/posobie/fishbon.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Приём преувеличения.

Слайд 2

2.Один из основных мотивов его поззии – одиночество. Назовите поэта.

Слайд 3

3.Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, эпизодов и сцен произведения.

Слайд 4

4.Место действия в поэме «Мцыри».

Слайд 5

5.Противоборство, столкновение в литературном произведении.

Слайд 6

6.Приём противопоставления.

Слайд 7

7 . Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»?

Слайд 8

8. Приём изображения в произведении природы.

Слайд 9

9.Двусложный стихотворный размер, в стопе которого ударение падает на второй слог.

Слайд 10

Дайте определение выделенному понятию.



Предварительный просмотр:

                                                                                                      Причины (признаки романтизма)

                                                                                                                                 Наличие

                                                                                       Необычный            двоемирия                  Наличие                Изображение                                                  

                                                                                  герой в                    (первый мир             мечты,                  сильных страстей                Яркие

                                                                              необычных            реальный,              совершенной,         и характеров,                 художественно-

                                                                          обстоятель-           второй - в                    но   не -               одухотворённой           выразительные

                                                                         ствах                     воображении         достижимой                природы                       средства

                                                                                                               героя)                                                                                                                                  

                                                                 

                                                                       Грозой                     Я знал                   Я цель одну-         И я был страшен                             Гиперболы:

                                                                     оторванный             одной лишь          пройти в                 В этот миг;                                                 О, я,как брат,

                                                                      листок, я                  думы власть…         родимую              Как барс                              Обняться с бурей был бы рад!                

                                                                     вырос в                 От келий душных      страну имел          пустынный,                     Глазами тучи я следил,

                                                                    сумрачных                и  молитв                         имел…             зол и дик…                         Рукою молнию ловил…

                                                                     стенах                   в тот чудный мир          Увы! Теперь                 ***                                            Метафоры:

                                                                   душой дитя ,          тревог и битв.               мечтанья те               Кругом меня                  Я грыз сырую грудь  земли…

                                                                   судьбой монах.                                              погибли в                Цвёл божий сад…                        Сравнения:    

                                                                                                                                          полной красоте…                                                    Я сам, как зверь, был чужд людей…

                                                                                                                                                                                                                                                Эпитеты:

                                                                                                                                                                                                                              Гордый взор, юность вольная и т.п.                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...