Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Любитель живой природы"
методическая разработка по литературе на тему
Подписи к слайдам:
Высказывается каждый желающий участник;Ответив сам, выслушай других; Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;Вам помогут слова « я согласен, я присоединяюсь, я думаю по-другому».
Михаил Коршунов«Рисунок с натуры»
Удалось ли Федоту осуществить свой план? Виновата ли в этом кошка? О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?
«Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»
Благодарю за урок !
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»
Цели:
- обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием рассказа Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»; освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание»; освоить алгоритм работы единым классом, в паре.
- развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт обучающихся.
- воспитывающая - способствовать развитию у обучающихся чувства сострадания, сопереживания.
- здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
- Присоединение. Мотивация.
Учитель: слайд 1
Урок литературы. Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите на гостей, улыбнитесь, подарите частичку доброты и тепла. Сейчас внимание на меня!
Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.
- Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
- Единый класс
- Мы начнём наш урок, работая единым классом, то есть все вместе.
Вспомним правила общения: слайд 2
- Высказывается каждый желающий участник;
- Ответив сам, выслушай других;
- Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
- Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна), я думаю по-другому».
- О чём мы должны помнить? (Мы одна дружная семья)
Подумайте, поразмышляйте, а для чего вам надо уметь хорошо читать, то есть правильно, выразительно, быстро. Как это пригодится вам в дальнейшем?
Молодцы!
Давайте посмотрим, какова же тема сегодняшнего урока. Слайд 3
- Откройте учебник, на стр.146.
- Работа с заглавием.
- Прочитайте автора произведения. Знаком ли этот автор? (да)
- Как называется произведение? - К какому жанру относится? (стихотворение, рассказ, сказка)
- Можно ли по одному названию определить о ком пойдёт речь в произведении?
- Рассмотрим иллюстрацию.
Давайте предположим, о чём или о ком будет это произведение. Отгадайте, какой герой нам встретится?
Мордочка усатая, шубка полосатая, чисто умывается, с водой не знается.
3. Совместное открытие новых знаний.
Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Знакомство с рассказом Михаила Коршунова «Рисунок с натуры».
- Прочитайте, правильно ли мы с вами предположили?
- К какому жанру относится произведение? (рассказ) Почему?
Чтение текста учащимися по частям.
1 часть.
- Что предложила сделать учительница?
- Как вы понимаете, что такое стенгазета?
- Что же было задано ребятам на дом?
- Что значит «рисунок с натуры»?
- Что же может служить сюжетом из живой природы? Слайд 4
- В первой части появился герой рассказа. Как его зовут?
- Что придумал Федот?
- Как вы понимаете выражение «возник план»?
- как бы вы озаглавили эту часть?
2 часть.
- Во 2 части появился новый герой. Как его зовут? (Тоська)
- Почему мальчиков автор называет по-разному: одного – Федот, а другого – Тоська (или Антон)?
Как бы вы озаглавили эту часть?
3 часть.
- Почему автор написал, что кошку надо ловить умеючи?
- Почему кошка не даётся братьям?
- Почему автор говорит, что на этот раз кошка забыла о предосторожностях?
-Как обращаются братья с кошкой? Они поступают правильно?
- Каким показан Федот в этой части? (Он любит командовать, распоряжаться)
Как бы озаглавили 3 часть?
Давайте отдохнём! Физкультминутка! Отдельно!
-Ребята, я вам открою секрет, автор тоже озаглавил эти части, давайте посмотрим в тетрадь на стр.39 3 задание. Сравним с нашими названиями частей.
Работа в паре.
Все ли части озаглавил автор? (нет) Как вы считаете, какое задание мы сейчас будем делать? Это сложное задание? Не волнуйтесь, у нас всё получится. Мы будем работать в паре. Итак, задание: Прочитайте рассказ до конца и озаглавьте 1 ряд – 4 часть, 2 ряд – 5 часть, 3 ряд – 6 часть. Заголовок части обсудите в паре.
Проверяем! 4 часть-Кошка не желает лежать спокойно или Братья обводят кошку.
5 часть-Рисунок не получился. 6 часть - Рыжий рисунок или Кошке понравился рисунок.
Рефлексия.
Что нужно было сделать? Удалось ли получить результат? Вы смогли выполнить это задание?
- Поднимите обе ручки вверх, если справился с заданием сам.
- Поднимите одну ручку, если помогли одноклассники.
Молодцы, мы справились!
4. Итог урока.
Учитель:
- Следующее задание выполним в паре, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. слайд 5
При ответе используйте слова – помощники:
Я думаю, что…
Я думаю иначе…
Я согласен и тоже считаю, что…
Я с тобой не согласен, потому что…
Обобщающие вопросы:
- Удалось ли Федоту осуществить свой план – нарисовать самый большой рисунок с натуры для стенгазеты? (Нет)
- Виновата ли в этом кошка?
- О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план? Думал ли он о кошке? Он забыл, что стремясь достичь цели, мы должны не нанести вред другим. Он забыл про «золотое правило» нравственного поведения «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» слайд 6
Помогите Федоту справиться с заданием: дома сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради на стр.40).
- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Мы должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».
5.Рефлексия.
Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.
САМООЦЕНИВАНИЕ
Ребята, на слайде вы видите« дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете свою работу на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. Вверху, внизу или посерединке.
Слайд № 7
-Мне понравилось, как вы дружно работали, были активными, и я свое солнышко поместила на самой верхушке дерева.
-Молодцы!
-Благодарю всех за урок!
Слайд 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок биологии в 5 классе "Наука о живой природе"
Урок в 5 классе "Наука о живой природе" отражает содержание урока по основным этапам, использована технология проблемного обучения....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Материал для учителей начальных классов...
урок литературного чтения 2 класс 7 вида
Два ленивца (сербская народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1. Цель урока: стимулировать интере...
Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Урок литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения п...
Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс
Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....