Рабочая программа по литературе (7 класс) Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Куц (Кутузова) Екатерина Геннадьевна

 Составленов соответствии с программой «Литература. 5-11 кл. Снежневской М.А./под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. М., 2006 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе (7 класс)

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Куц Екатерина Геннадьевна

Пояснительная записка.

Данное календарно-тематическое планирование составлено

в соответствии с программой «Литература. 5-11 кл. Снежневской М.А./

под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. М., 2006 г.

Учебная  программа составляет 105 часов в год, сюда же включены уроки по внеклассному чтению. Зачет – 1 час

Данная программа предназначена для 7 класса.

Основные цели – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Задачи: 1. Расширить и углубить жизненный и читательский опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведений, поднимая уровень восприятия литературного произведения от наивно-реалистического до художественно-эстетического.

2. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения), развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника; обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях; обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-художественного текста.

Учебно-тематический план.

Кол-во уроков

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры литературы).

2

3-7

Писатели о прошлом нашей родины.

1.М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

2.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характера и пафоса поэмы

3.Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова. Тест-тренажёр.

4.Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, её язык, ритмика.

5.Игра «Умники и умницы» по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

5

6

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

1

7

Сочинение-размышление «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься  о  судьбе и правах человеческой личности?»

1

8-13

 1.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время».

2.Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

3.Черты характера Тараса Бульбы. Остап и Андрий.

4.Понятие о характере литературного героя.

5.Сочинеие «Тарас Бульба – герой повести Н.В. Гоголя».

6.Вн. Чт.  «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

6

14-20

1. А.С. Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.

2. Композиция поэмы.

3. Жанровое своеобразие поэмы и её герои.

4.Герои и язык поэмы.

5. Полтавский бой.

6.Вн. чт. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого».

7. Сочинение «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея»)

7

21-25

1.Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.

2. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».

3. Постников – герой-праведник.  Проблема чувства и долга в рассказе.

4. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц.

5. Вн.чт. Николаевская эпоха в рассказе Н.С.Лескова «Тупейный художник»

5

26

 Историческая тема в произведениях И.С.Никитина и К.М.Симонова

27

Обобщение и повторение пройденного материала.

5

28-34

Писатели о своей современности.

1.И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» .(заочная экскурсия В Спасское - Лутовиново).

2. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость  натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.  

3. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

4. Цикл «Стихотворения в прозе»– раздумья писателя о жизни и смерти, красоте и безобразии, любви и страдании.

5. Гимн русскому языку в стихотворении «Русский язык»

6. Контрольное сочинение. (Создание стихотворения в прозе)

7. Вн.чт. Люди из народа – главные герои цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»

7

35-40

1. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Картины народной жизни в творчестве поэта.

2. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции. Значение эпиграфа в раскрытии идейного содержания стихотворения. Роль пейзажа.

3. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  

4. «Орина, мать солдатская». Идейное содержание стихотворения.

5. «В полном разгаре страда деревенская…» - прославление выносливости русского народа или  скрытое осуждение терпения и непокорности?

6. Поэма «Мороз, Красный нос» - прославление величия русской женщины.

6

41-45

1. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

2. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Т.Л. Гротеск.

3. «Дикий помещик» - осмеяние отрицательных явлений, общественных пороков, недостатков.

4. Вн.чт. Интеллектуальная игра по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.

5. Написание сатирической сказки.

5

46-50

1. А.П.Чехов. Слово о писателе. Умение писателя видеть в обыденном смешное и грустное.

2. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Особенности композиции. Значение диалога и художественной детали. Смысл названия рассказа.

3. «На мельнице». Характер героев, смысл противопоставления сына и матери.

4. «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

5. Вн. Чт. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

5

51-57

Запечатлённые мгновения.

1. Ф.И.Тютчев- мастер лирического пейзажа. Зоркость изображения явления природы

2.  Размышления поэта о сущности и смысле бытия, любви, человеческих взаимоотношениях

3. А.А.Фет – певец природы. Размышления о бережном отношении к родной  природе

4. Размышления поэта о красоте и смысле жизни.

5. Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»

6. Вн.чт. Родная природа в лирике поэтов 19в.

7. Сочинение «Поклонись родной природе…»

7

58-63

Тема становления личности в литературе.

1. Л.Н. Толстой «Детство». Анализ главы «Учитель Карл Иванович».

2. Анализ главы «История жизни Натальи Савишны».

3. Анализ главы «Ивины».

4. Сочинение «Памятный эпизод моего детства».

5. Вн. Чт. «Отрочество» (главы).

6. Вн. Чт. «Отрочество» (главы).

6

64-69

1.Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя.

2. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании  для детей).

3. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

4. Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

5. Подготовка к сочинению «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства»

6. Вн.чт. Критические моменты  в жизни главного героя в рассказе «Мальчик у Христа на елке»

6

70-76

1. М.Горький. Сведения о жизни писателя.

2. Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

3. Анализ (1 и 2 главы).

4. Анализ (4 и 5 главы).

5. Анализ (7 и 8 глав).

6. Анализ (12 и 13 главы).

7. Сочинение.

7

77

Вн.чт. Парад литературных героев (по произведениям  А.Алексина. Л.Пантелеева и др.)

1

78

В.Солоухин. «Закон набата». Смысл названия рассказа, мастерство писателя в обрисовке характеров героев.

1

79

С.П.Швырёв «Звуки». Язык искусства в стихотворении.

1

80

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Власть искусства над пространством, временем и человеком.

1

81

К.Г. Паустовский «Исаак Левитан». Значение живописи в жизни человека в очерке писателя.

1

82

Стихотворения русских поэтов о природе и искусстве. Творчество современных поэтов Кузбасса.

1

83

Контрольное сочинение «Я вижу чудное мгновенье…»

1

84

Вн.чт. Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

1

85

А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, К.М. Фофанов.

1

86-90

1. Ж.Б.Мольер. Сведения  о жизни комедиографа.

2. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.

3. Проблематика комедии, смысл ее названия.

4. Характеристика главного героя комедии. Т.Л. Комедия как литературный жанр. Журден и его наставники.

5. Фиаско господина Журдена (урок-спектакль).

5

91-93

1. И.А.Крылов – драматург.

2. «Урок дочкам». Обзор  содержания комедии (чтение и анализ отдельных сцен)

3. Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Т.Л. Комедия как литературный жанр.

3

94-99

В мире фантастических приключений.

1. В.А.Рождественский «Над книгой». Значение книги в жизни человека.

2. Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

3. «Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй.

4. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности.

5. Смысл афоризмов в сказке

6. Подготовка к сочинению «У каждого человека свои звезды» («Мудрость слова «приручить»)

6

100-101

1. Р.Брэдбери «Каникулы». Смысл названия рассказа.

2. Р.Брэдбери «Земляничное окошко». Смысл названия рассказа.

2

102

Вн.чт. Игра «Литературный лабиринт»

1

103

Повторение и обобщение изученного в 7 классе.

1

104

Зачетная работа.

2

105

Летнее чтение.

1

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-методическое обеспечение.

Учебник

Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Г.И. Беленького. Москва. Мнемозина, 2004.

Методическая литература

Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7-ого класса.

Под редакцией М.А. Снежневской. – Мнемозин. Москва, 2002г.

Журнал «Литература в школе».

Приложение к газете «1 сентября» Литература в школе.

Дидактические материалы

Тесты по литературе 5-11 классы.

Оглоблина Н.Н. – М.: «Издательство Астрель», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, -  Программы  общеобр...

Рабочая программа по литературе под ред. Г. И. Беленького для 9 класса

Программа адресована для учителей, работающих по программе Г. И. Беленького....

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........

Рабочая программа по литературе 8 класс по программе Г. И. Беленького

Эта программа была составлена для работы в 2014-2015 учебном году по программе Г. И. Беленького к учебнику 2013 года издания...