Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
В материале говорится о формировании метапредметных умений у учащихся 7, 10 ,11 классов при изучении произведений Б.Л. Васильева, которому в 2014 году исполнилось бы 90 лет ("Экспонат №...", "А зори здесь тихие", " В списках не значился").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_linnik_l.s._desnogorsk.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Метапредметные умения особенно хорошо формируются в процессе преподавания гуманитарных наук, в частности на уроках литературы. Это
- аналитические,
- учебно-информационные,
- коммуникативно-речевые.
На уроках литературы, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, политические, нравственные выводы.
Уроки литературы развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
- умение составлять связное устное высказывание;
- умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
- умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
- умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
- умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
- умение использовать различные средства наглядности;
- умение выражать свое мнение и аргументировать его;
- умение оформлять научно-исследовательские работы;
- умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
- умение вести дискуссию.
Итак, уроки литературы дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Признавая за литературой факт серьёзного влияния на умы человечества и её большие воспитательные возможности, мы не можем отрицать, что идеи писателя Бориса Львовича Васильева очень значимы для подрастающего поколения. Тексты, предлагаемые школьникам для обсуждения, анализа должны быть увлекательными, с интересным, захватывающим сюжетом и героическими персонажами, которым захочется подражать; они должны будоражить ум и чувства, заставлять размышлять о жизни и времени. И произведения Б.Л. Васильева отвечают таким требованиям. В его книгах всегда можно найти общественно-значимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным: отношение человека к окружающей среде, культуре, истории, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, моральную сторону человека и его чувства - любовь, ненависть, дружбу, его гражданскую позицию и патриотический дух. Содержание его трудов всегда многопланово и, в то же время, ясно и понятно. Писатель призывает к сохранению в человеке его исторических и национальных корней и традиций, сохранению моральных качеств, доставшихся от предков, он выступает за бережное, уважительное отношение друг к другу, к женщине как символу жизни на земле и к самой земле, которая нуждается в защите и помощи. Хотелось бы, чтобы в учебники литературы включались произведения знаменитого уроженца Смоленщины, поскольку они направлены на воспитание в подрастающем поколении чувств патриотизма, гражданской ответственности, интернационализма, морального отношения к окружающей среде.
В настоящее время, как правило, в 10-11 классах анализируются повести Б. Васильева на уроках, посвящённых произведениям о Великой Отечественной войне. Я провожу интегрированный урок литературы и истории по повести «А зори здесь тихие». В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Конечно же, на уроках литературы не уйти от интеграции с историей: изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требует опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как рассказать о времени, о трагизме грозных военных лет без опоры на исторический материал? Как показать судьбы героинь повести Васильева, не затронув воспоминаний автора о его поколении?
Во время подготовки к этому уроку использую исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Во-первых, подготовить презентацию о Великой Отечественной войне, сообщение о положении на Карельском фронте, об истории написания повести. Во-вторых, связные рассказы о довоенной жизни героинь, сопровождающиеся показами эпизодов из всеми любимого фильма Станислава Ростоцкого, сами ребята готовят подборку аналитических вопросов. На таком уроке учащиеся актуализируют знания из истории о Великой Отечественной войне, закрепляют умение работать с книгой, приобретают опыт публичных выступлений, развивают качества творческой личности, навыки аналитического мышления: умение анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять.
В связи с тем что повесть «А зори здесь тихие» вызывает у учащихся живой интерес, мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне, анализируя повесть Б.Л. Васильева «В списках не значился». Урок выстраиваю в форме устного журнала, разные рубрики которого готовят свои исследования. Исторический отдел– об обороне Брестской крепости, литературоведческий тщательно анализирует повесть, её сюжетную линию, составляет портрет лейтенанта Плужникова, журналисты исследют документы о начале войны, готовят презентацию о Брестской крепости, подборку фотографий «Лицо поколения». Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.) На уроке формируются метапредметные умения благодаря приёму составления граф- схемы по образу лейтенанта Плужникова, приёма тезирования- формулирования основных тезисов и выводов текста, приёма логического запоминания учебной информации, который включает самопроверку по вопросам, составленным самими учащимися, написание отзыва с опорой на граф-схему. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).
Особое место в формировании универсальных учебных действий на уроках литературы отводится театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Так, при изучении рассказа «Экспонат №…» семиклассники инсценируют эпизод «Детская жестокость», самостоятельно режиссируя его, подбирая костюмы.
На уроке по «Экспонату№…» учащиеся выразительно читают эпизоды, комментируют их, проводят исследование: находят средства художественной выразительности, с помощью которых Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников. Ребята с удовольствием выполняют упражнение «Прогнозирование». Учащимся предлагается спрогнозировать действия героев в сложной для них ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Так, учитель ставит перед классом вопросы:
- А может, место писем и должно быть в музее?
- Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
- Как бы вы поступили на месте этих ребят?
Во время урока учащимся предоставляется возможность провести сопоставление произведений разных жанров. Я предлагаю прослушать лирическую арию «Ариозо матери», песню “Алёшенька” на стихи
А. Дементьева “Баллада о матери” и сравнить с сюжетом рассказа. Учащиеся доказательно объясняют, что объединяет эти произведения разных видов искусства.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам написать «письмо по кругу», адресованное Б.Васильеву. В нём семиклассники должны кратко сформулировать, чем поучителен рассказ. Также уместно прибегнуть к синквейну, в котором учащиеся дадут определение памяти, подведя итог уроку-размышлению «Тема памяти в рассказе Бориса Васильева " Экспонат №…"
Таким образом, приобретенные во время уроков литературы метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы....
Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...
Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...
Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.
Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к жизни, обеспечить ребенку общекул...
Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.
Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...
Формирование метапредметных умений обучающихся в процессе изучения ими рациональных чисел в 6 классе
Формирование метапредметных умений обучающихся в процессе изучения ими рациональных чисел в 6 классе...