из опыта работы "Креативный подход к анализу поэтического текста"
опыты и эксперименты по литературе (9 класс) на тему
В работе даны приёмы работы с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_petrovskots_veneny_pavlovny.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативный подход к анализу лирического текста
(из опыта работы Петровской Венены Павловны)
Болевые точки образования
Национальный проект, гуманизация образования, креативность(творческость), - нет актуальней тем и проблем в системе российского образования сегодня.
Проблемой гуманизации обучения занимаются не только отечественные, но и многие зарубежные ученые. Американский психолог К. Роджерс, характеризуя традиционное обучение как единство предписанной извне учителям и учащимся учебной программы, внешних оценок успеваемости, показывает, что альтернативой этой практике является лишь ориентированная на учащихся гуманистическая практика.
Роджерс различает два типа учения: бессмысленное и осмысленное.Первое является принудительным, безличностным, интеллектуализированным, оцениваемым извне, второе- свободным и самостоятельным, направленным на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
В осмысленном учении выделяет особенности : личную вовлечённость ( когда человек погружается в учение как в некоторое событие) и самоинициируемую вовлечённость(когда чувство открытия приходит изнутри).Ещё одна особенность такого учения- его проникающая способность. Оно изменяет поведение, установки и даже личность того, кто учится.
В 1959 году американский ученый-психолог Фромм предложил следующее определении е креативности (творческости): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Если следовать этой формулировке, можно определить себе, что критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
На наш взгляд, поскольку школа является учреждением ,в котором уровень образования определяется пятибалльной оценочной системой, конечный результат все-таки важен.
Наука начинается с того, что мы, вглядываясь в привычное и , казалось бы, понятное, неожиданно открываем в нем странное и необъяснимое. Возникает вопрос, ответом на который и призвана явиться та или иная концепция.
Наука литература
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Литература – особый предмет. Его отличает от других и более эмоциональный характер содержания, и явно выраженные воспитательные возможности, и творческость.
Поскольку материал, с которым мы работаем, есть СЛОВО, то технология работы с ним довольно непростая, особенно когда предметом изучения является поэтический текст. Вспомним пушкинские слова «… пишу не роман – а роман в стихах - дьявольская разница».
Исходным пунктом изучения стиха является сознание парадоксальности поэзии как таковой.
Вспомним у Лотмана: «Если бы существование поэзии не было бесспорно установленным фактом, можно было бы с достаточной степенью убедительности показать, что ее не может быть».
Чтобы понять разницу между прозой и поэзией мы совместно с учениками строим таблицу . Восьмиклассники уже могут выстроить её сами под руководством учителя.
Она приобретает примерно такую форму:
Проза и поэзия: сходство и различие
проза | поэзия | |
В основе создаваемого художественного мира | Поток жизни | Поток сознания |
изображение | объективировано | субъективировано |
Предмет,содержание | Действительность,бытие людей в сложности и многогранности.события,характеры и детали организуются в сюжет. | Субъективное отношение личности к миру |
Форма отражения действительности | Эпическая.На первом плане события. | Лирическая.на первом плане переживания. |
сюжет | Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с определенностью и последовательностью. | Практически отсутствует.Задача передать развитие характеров не ставится. |
композиция | Определяется сюжетными ходами | Подчинена движению чувства лирического героя |
характеры | Проявляются предметно, в деталях во взаимоотношениях сдругими. В центре-образ-характер. | В центре образ- переживание |
описания | Занимают существенное место | Встречаются редко |
Своеобразие художественной речи | Речь как средство описания предметного мира.Используется лексика в богатстве ее предметных значений. | Речь-средство передачи эмоций. Большое значение придаётся поэтической фонетике и синтаксису. |
Один умный человек назвал художественный текст вселенной слов и мысли .Мы берем на себя смелость сказать , что художественный текст любого рода, а поэтический в особенности,- океан благодатный для проявления творчества на разных уровнях возрастных, личностных особенностей и степени одаренности учащихся.Так как мы в энный раз творчески воспроизводим то, что было создано писателем, поэтом на основе приобретённых знаний, впечатлений, эмоций, жизненного опыта и , безусловно, своих личностных качеств. Время идет, и мы меняемся вместе с ним. Наши опыт и знания постоянно расширяются и углубляются, и мы видим все новое и новое в прежнем тексте, то, что ранее оставалось незамеченным. Это тоже творчество.
Вопросами творческого отношения к слову занимаются прямо или опосредованно все учителя- методисты, ученые и практикти. Творческость же – категория психологии. (Мы далее будем говорить о творческости применительно к художественному слову и одновременно как о качестве мышления) . Творческое мышление всегда будет самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление будет самостоятельным и не всякое самостоятельное будет творческим. Ученик слушает учителя, старается понять материал-это активное мышление. Если учитель предлагает самим разобраться в учебном материале- речь идет о самостоятельном и активном мышлении. О творческом же можно говорить тогда, когда ученик сам открывает, сам находит незнакомое ему. Специфика школы вообще , а нынешней школы в частности( с учетом того , что происходит в сегодняшней школе) предполагает накопление знаний с использованием различного вида мышления.
Самый благоприятный период для развития творческости - пятые классы. Чем старше ученик, тем более не склонен демонстрировать свои творческие способности в классе. Зачастую старшеклассники насмешливо относятся к тем, кто пытается проявить в чём-либо творчество. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы развивать творческое мышление.
Существует несколько способов такой организации:
1.Варьирование условий заданий.
2.задания с несформулированным вопросом. (См.в приложении)
3.Задания с излишними данными, чтобы приходилось выделять необходимое.
4.Метод взаимной оценки и самооценки (например, сочинений и рецензий)
5.Проблемное обучение.
Прежде чем приступить к организации и проблемного обучения, необходимо определить саму проблему. Проблема – это всегда противоречие, и это противоречие надо найти в изучаемом материале. (Анализ, интерпретация стихотворения- это всегда проблема)
Противоречие может быть:
а) между житейскими и научными понятиями;
б) между теорией и практикой;
в) между известным и неизвестным
г) между заданием и невозможностью его выполнить, опираясь на существующие знания;
д) между чувственными данными и умозаключениями и т.д.
Выделяют три уровня проблемного обучения:
1.Учитель ставит проблему, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски.
2.Учитель только указывает на проблему, остальное ученик делает самостоятельно.
3.Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть её самостоятельно.
Если учитель чувствует, что ученик затрудняется выполнить то или иное задание,он может снизить уровень проблемности, т. е. дать дополнительную информацию.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ:
1.Оно учит мыслить логично, научно, творчески;
2.Делает учебный материал более доказательным, способствуя превращению знаний в убеждения;
3.Оно более эмоционально, вызывает глубокие чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, поэтому формирует интерес к знанию;
4.Самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, быстро восстанавливаются в памяти.
В процессе обучения важно постепенно и последователь переводить учащихся на более высокий уровень проблемного обучения. И безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Гармоничное сочетание всех методов позволит добиться действительного успеха.
Путь к успешному анализу поэтического текста
Чтобы понять лирический текст, необходимо проникнуться тем образом-переживанием, который предстаёт перед нами в художественном пространстве. Важно всё : формальная организация стиха, лирическое «Я» автора, поэтическое звучание , именуемое эвфонией, и прочее, не менее важное вплоть до умолчания, асиндетона или полисиндетона.
К примеру. Анализируется стихотворение А. Фета «Бабочка».
Учитель готовит вопросы заранее, учитывая степень подготовленности учеников, разделённых на группы.
Афанасий Фет.
Бабочка.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым дыханьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай, откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я этот опустилась.
И вот дышу.
Надолго ли,без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья
И улечу.
Вопросы для менее подготовленных учащихся:
- Какое из четырех определений вы подбреете для оценки собственного настроения возникшего после прочтения стихотворения? (грустное, восторженное, восхищенное, удивленное)Почему?
-Чем является стихотворение по речевой структуре: монолог или диалог? Объясните.
Нетрудно заметить, что сформулированные вопросы подвигают ученика к творческому осмыслению поэтического текста, при этом ненавязчиво помогают подобрать речевой материал и испытать ситуацию успеха.
вопросы для подготовленных учащихся
-Каким видится, ощущается путь от слова- заглавия к образу, созданному автором, к лирическому герою?
-«Ты прав»- это о ком? В чём прав?
-Какие ассоциации рождаются при чтении стихотворения?
В результате получается интерпретация текста. Вот фрагмент:
Заглавие, говорят, эпицентр художественно- образной системы. «Бабочка», может, это та стадия развития, за которой пустота небытия. Вспомним, Фету 64 года, когда он пишет это стихотворение. Последний круг жизни. «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».
В 12 строках явен Фет- импрессионист. Перед нами ощущении е мира, диктованное впечатлением. Причудливая архитектоника стиха напоминает трепет крыльев бабочки.
Раздумья о вечном – красоте, жизни, смерти- облечены в форму предполагаемого диалога. Стихотворение зовёт задуматься о совершенстве мира, о его неповторимости и бренности. О вечности и одновременно недолговечности красоты.
«Ты прав»- начинается стихотворение утвердительно- категорично. «Ты»- это тот, кто остановился , сражённый красотой и совершенством «воздушного очертанья».Значит, лирический субъект становится близким и понятным каждому, кто способен оценить красоту. Время (художественное) в стихотворении – миг и бесконечность.Художественное пространство от цветка, где присела на мгновение бабочка, раздвинуто.Оно- везде, где происходит таинство бытия.
На протяжении учебного года был проведен мастер-класс по анализу стихотворения. Произведения для анализа выбирали слушатели группы(учителя-словесники) .Заранее было оговорено, что каждое занятие будет содержать, кроме интерпретации ,практикум по работе с поэтическим словарём .Обеспечение теоретическими материалами (размножение ) осуществлял методический отдел РОНО.
Словарь поэтических терминов
Аллитерация -
повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.
Амфибрахий –
(греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный.
Анаколуф –
синтаксическая несогласованность членов предложения.
Анакруза –
безударные слоги в начале стиха до первого ударения.
Анапест –
(от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.
Анафора –
(греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."
Антитеза –
(от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")
Аритмия –
нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.
Ассонанс –
(франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.
Астрофичность
свободное расположение рифмованных метрических стихов.
Белый стих –
нерифмованный метрический стих.
Былинный стих –
тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:
Венок сонетов –
поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.
Верлибр –
(франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока)
Внутренняя рифма –
созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.
Вольный стих –
обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.
Гекзаметр –
стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.
Дактиль –
(греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)
Двустишье –
простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.
Девяти-десятистишье (децима) –
виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.
.
Диссонанс –
неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.
Дифирамб –
1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде.
2. Преувеличенная похвала.
Доля, или такт –
сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.
Дольник –
русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.
Звукопись –
фонетическая инструментовка стиха.
Идиллия –
1. В античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.
2. ироническое - мирное беззаботное существование.
Инверсия ритмическая –
несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.
Инверсия синтаксическая –
неправильный порядок расположения членов предложения.
Интонация поэтическая –
средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.
Катрен –
четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.
Клаузула –
(лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
- мужская - огневой
- женская - огневою
- дактилическая - огневеющей
- гипердактилическая - огневеющею
Кольцо –
звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.
Лимерики –
особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).
Магистрал –
заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.
Метр –
1. В античном понимании - длительность звучания стопы;
2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях.
Метрика –
- Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения;
2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.
Многосоюзие –
избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.
Противоположная фигура - бессоюзие.
Монорим –
стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.
Октава –
восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.
Опорный согласный –
согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.
Параллелизм –
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.
Парцелляция –
интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.")
Пастораль –
жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.
Пауза –
перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура.
Перенос –
несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.
Пиррихий –
стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.
Поэзия –
1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.
Поэтика –
наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их.
Поэтическая этимология –
двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.
Проклитика –
перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.
Раешный стих –
дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.
Рефрен –
повторение стиха или группы стихов в конце строфы.
Ритм –
периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.
Ритмика –
1.Отдел стиховедения, смежный с метрикой, изучающей законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты;
2. Cистема ритмических вариаций стихов того или иного поэта, эпохи, культуры.
Ритмическая проза –
фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.
Рифма –
(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула); по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.
- бедная рифма - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков
- богатая рифма- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному; бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся
- каламбурная рифма - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта
- конечная рифма - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов
- начальная рифма - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха
- неравносложная рифма- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему
- омонимическая рифма- рифма, составленная из омонимов
- опоясывающая рифма- или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а – опоясывающая
- перекрестная рифма- система рифмовки авав
- составная рифма - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов
- тавтологическая рифма - повтор слова в конце стихов
- усеченная рифма - рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов
Словораздел –
граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.
Слог –
единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.
Сонет –
четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.
Спондей –
1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов;
2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов.
Стих –
ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.
Стиховедение –
отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.
Стихосложение –
искусство ритмической организации художественной речи.
- метрическое стихосложение- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания; употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
- силлабическое стихосложение- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники
- силлабо-тоническое стихосложение- слого-ударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов
- тоническое стихосложение - основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное; преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением
Стопа –
единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.
Строфа –
группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
- королевская строфа - семистишье, система рифмовки АББААВВ
- одическая строфа- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД
- спенсерова строфа - девятистишье, представляющее собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха
- онегинская строфа- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
Строфика –
раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.
Стык –
звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.
Терцет –
трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д.
Терцина –
трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.
Фигурные стихи –
стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.
Фоника –
1) звуковая организация речи;
2) область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.
Хиазм –
синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.
Хокку (хайку) –
нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5.
Холостой стих –
нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.
Хорей –
(о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.
Цезура –
словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.
Четверостишье –
строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.
Эллипсис –
1) пропуск подразумеваемого слова;
2) замена сказуемого междометием.
Энклитика –
перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.
Эпифора –
повторение слов или словосочетаний в конце стихов.
Эхо-рифма –
парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.
Ямб –
(от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в.), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в.).
Мастер-класс по анализу стихотворения
Занятие 1.
Целостный анализ поэтического текста.
Александр Блок
Ушла.Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна,
И в легких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придёшь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять
Мне слабость этих рук знакома,
И эта шепчущая речь,
И стройной талии истома,
И матовость покатых плеч.
Но в имени твоём безмерность,
И рыжий сумрак глаз твоих
Таит змеиную неверность
И ночь преданий грозовых.
И, миру дольнему подвластна,
Меж всех – не знаешь ты одна,
Каким раденьям ты причастна,
Какою верой крещена.
Войди, своей не зная доли,
И, добрая,в глаза взгляни,
И тёмным взором острой боли
Живое сердце полосни,
Вползи ко мне змеёй ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою чёрной задуши.
Вопросы к анализу стихотворения.
Вопросы для 1 группы.
1.Какое настроение передано нам стих отворением?
2.Какие культурологические сведения , касающиеся анализируемого стихотворения и периода в творчестве поэта вам знакомы?
3.Какое заглавие можно бы ,на ваш взгляд, определить стихотворению?
4.Определите лирический жанр стихотворения.
5.Пронаблюдайте за композиционным решением стихотворения.
Вопросы для 2 группы.
1.Что придаёт стихотворению короткое «Ушла» в первом стихе?
2.Определите конфликт(конфликты) в лирическом пространстве стихотворения.
3.Какими образами заполнено лирическое пространство стихотворения?
4.Охарактеризуйте лирического героя.
5.Кт о ОНА? Какой видит ЕЁ лирический герой?
Вопросы для 3 группы.
1.Взаимоотношения «Я» и «Ты» в стихотворении.
2.С какими образами соотносит возлюбленную лирический герой?
3.Какими мотивами сопровождается тема любви?
4.Что можно выявить о времени и пространстве в стихотворении?
5.Какие детали, на ваш взгляд, требуют комментария? Объясните,почему.
Вопросы для 4 группы.
1.На какие мысли наводит вас союз «но», дважды употреблённый в тексте?
2.Сделайте поуровневый анализ поэтического языка Блока в этом стихотворении.
3.Взаимоотношения статики и динамики в стихотворении.
4.Ритмика и рифма.
При работе над поэтическим текстом помнить о важности изобразительных и выразительных функций каждого поэтического слова, образа (тропа или фигуры).
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Анализ стихотворения Александра Блока « Ушла. Но гиацинты ждали».
«Он, как поэт, настойчиво отрывал меня от земного плана, награждая чертами « падучей
звезды»…так скажет в книге « Земля в снегу» актриса театра Комиссаржевской Наталья
Николаевна Волохова, урожденная Анцыферова. Именно ей и посвящены стихотворные циклы Александра Блока «Фаина» и «Снежная маска».
По словам В. Ходасевича, Блок оставался поэтом всегда. Отношение к женщине -
Возлюбленной, Прекрасной Даме, Падучей Звезде – пронизано ПОЭЗИЕЙ. Знакомство с творчеством поэта и его биографией утверждают нас в этой мысли.
Поклонник красоты, Блок не мог не попасть под чары гордой красавицы с ее русской «случайностью». Дивная обаятельность, высокий тонкий стан, бледное лицо, черные глаза и волосы... и еще какая-то победоносная улыбка. Светло – лиловое платье в сочетании с «крылатыми» глазами и белоснежной обворожительной улыбкой
окончательно покорили поэта на вечере « бумажных дам» после первого представления
«Балаганчика».Таинственная и непонятная, знакомая до боли и не нашедшая собственной причастности ни к миру реальному ,так как таит в себе «стихийные разрушительные силы», ни к миру горнему, так как -«земная из земных», лирическая возлюбленная в анализируемом стихотворении носит узнаваемые черты Волоховой.
Стихотворение Блока до предела наполнено драматизмом и той гармонией конфликта
(если можно так определить извечные взаимоотношения между возлюбленными) на которых строятся духовные и физические диалоги « ОН - ОНА».
Мир, представленный пространством стихотворения, полон и пуст одновременно.
Полон ожиданиями, надеждами, воспоминаниями, размышлениями о той единственной, которая «ушла». В этом коротком первом односоставном предложении:
«Ушла» - задан, обозначен конфликт, поддерживать который будет ряд размышлений , чувственных всплесков ,эмоциональных полузаклинаний – полумолитв лирического героя. «Цветущая тишина» реального мира, унесенная в складках мягкой шали, обеззвучивает мир лирического героя. Читатель имеет возможность лишь ощутить ритмику стиха.
Четырехстопный ямб с пиррихием попеременно то на втором, то на третьем слогах передает состояние лирического героя, прислушивающегося к миру , в который «ушла» его возлюбленная. Замирание сердца передает пиррихий. Противоречие реального факта ухода человека и его явного присутствия в мыслях и чувствах другого, причем сквозь фокус страстной влюбленности, поэт показывает через
множество образов, приемов и деталей.
Реальная пустота мира, где нет ЕЕ, подчеркнута единственной деталью «окно». Глядя
В окна, ожидают любимых, смотрят вслед уходящим. Окно - путь к размыканию
пространства, но оно не «разбужено», ибо все меркнет и гаснет без любимой.
Мотив своеобразной игры можно пронаблюдать в нарочитом конфликте, соотнеся
«я знаю» лирического героя и «меж всех не знаешь ты одна» - он же о своей возлюбленной. Смятение в душе лирического героя, видимо, позволяет ему предположить желаемое, принять его за действительное…
Насколько таинственен и безмерен мир его возлюбленной, насколько он значим
для лирического героя, насколько притягателен, мы можем говорить, опираясь на признания лирического героя, создающего в своих воспоминаниях живой, волнующий, «пленяющий и опьяняющий» ее образ . Обреченный на любовь,
лирический герой жаждет желанного вторжения в его мир « в косых лучах вечерней пыли», чтобы, растворившись в «сумраке глаз», причащаться к таинственным раденьям «в ночь преданий грозовых».
Оксюморон «рыжий сумрак» как нельзя очень точно определяет соотношение в героине светлого и темного (непостижимого). Более того, оксюморон выходит на метафору «сумрак глаз», где сумрак, думается, предполагает
тайну, непостижимость. Глаза – зеркало души. Истина эта бесспорна. Но возлюбленная лирического героя противоречива во всем. Метафорические эпитеты «слабость рук», «матовость покатых плеч», «благоуханье нильских лилий», рисующие женщину –загадку , соседствуют с эпитетами другого характера: «змеиная неверность» таится в глазах любимой, «темный взор» приносит «острую боль», черная коса может задушить.
Убеждает одно: право решать, «пленять и опьянять» за той, о ком все помыслы и
печали. Чисто физическое сближение не говорит о сближении на уровне душ.
В клубок противоречий вплетаются мотивы свободы и несвободы, страсти, верности, неверности. Даже смерти, так как без нее жизнь не имеет движения. Принять смерть-
это по - своему разрешить конфликт.
Как заклинание – молитва звучат две последние строфы стихотворения.
Градация глаголов в повелительном наклонении передает силу чувств лирического героя, согласного умереть в объятиях любимой (войди, взгляни, вползи, оглуши, замучай, задуши)
Семь катренов условно предполагают смысловое деление на четыре композиционные части. Первая- факт ухода героини (первый катрен, где обозначено реальное пространство посредством детали «окно».) Во втором катрене дана попытка убедить себя самого, что следующая встреча обязательно состоится. Вера в возвращение возлюбленной, которую лирический герой начинает ждать с момента
разлуки. Время разлуки необходимо заполнить - отсюда яркий противоречивый ,но желанный образ любимой ( 3-5 катрены).
Попытка понять , разобраться во взаимоотношениях с возлюбленной
оборачивается мольбой- заклинанием, представленным в заключительных строфах.
Они и есть, на наш взгляд, кульминация чувств лирического героя. Кроме указанной
выше градации, в последней композиционной части пронзительная аллитерация
подчеркивает звенящее чувство страсти, переполняющее лирического героя:
ВполЗи ко мне Змеей полЗучей,
……………………………………..
Устами томными Замучай,
Косою черной Задуши.
С именем Блока связано накрепко имя Любови Дмитриевны Менделеевой –его Прекрасной Дамы…его жены.
Но взгляды поэтов часто обращаются к звездам…
«Падучей звездой» поэт называл предмет своего увлечения - Наталью Волохову. Период увлечения актрисой длился с 1906 по 1908 гг. Вихрь страсти, закруживший
Поэта, унесся в даль времен, оставив после себя два головокружительных цикла стихов, чувственных и откровенных…
Занятие 2.
Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет.
При освоении понятий «лирический герой» и «лирический сюжет» обратимся к стихо- творению Маяковского.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня.
Плеснувши краску из стакана,
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Вопросы.
1.Проиллюстрируйте позиции футуристов на примере этого стихотворения.
2.Определите новаторские четы поэта.
3.Как преподнесена ключевая тема литературы «Золотого века»,как она звучит?
4.Чем интересен 1913 год в жизни Маяковского?
5.Метафоричность и экспрессивность в стихотворении.
6.Функционал аллитераций в звуковом решении стиха.
7.Роль вопросительных знаков в начале и конце стихотворения.
8.Лирический герой раннего Маяковского.
9. Лирический сюжет стихотворения.
Лирический герой- тот субъект, чьи мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Мысли и чувства, отражённые в стихотворении , не замыкаются на внутреннем мире самого автора. Это условный и обобщенный мир чувств и мыслей, а тот, кто чувствует и мыслит – лирический герой. Иными словами- художественный двойник автора. Масок может быть множество: философ, судья, оратор, мечтатель и т.п.
Лирический сюжет- соотношение динамики и статики в мире представленной лирической картины. Что побудило гармонию или дисгармонию (лирического героя, его души, обстоятельств, мыслей и т.п.). Как развивается конфликт(движение, равновесие, угасание).Соотнесение лирического начала с лирической концовкой .Лирический сюжет некоторые литературоведы сопрягают с композицией (не путать с архитектоникой!)
1913 год. Уже написан манифест футуристрв «Пощечина общественному вкусу».Уже брошен вызов обществу, искусству, литературе. Пришли новые силы, силы ,готовые преобразить мир, «сбросив с парохода современности» все, что по каким- либо причинам не устраивает эпатирующих футуристов (они же будетляне).
« Совет художников» изгнал нас из училища,- вспоминает Маяковский…Весёлый год.
Ездили Россией. Вечера. Лекции. Для меня эти годы – формальная работа, овладение словом. Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков. У меня не покупали ни одной строчки. Возвращаясь в Москву – чаще всего жил на бульварах.
Это время завершилось трагедией «Владимир Маяковский». Поставлена в Петербурге. Луна-Парк. Просвистели её до дырок».
Анализ стихотворения.
Эпатирующим Командором, которому всё по плечу, предстаёт перед читателем лирический герой стихотворения «А вы могли бы?» Построенное на противостоянии «Я» и «Вы», стихотворение открывает нам мир человека, за которым -он уверен- будущее.
С его приходом мир становится праздничным, красочным. «Карта будня» смазана, раскрашивать мир – недостаёт времени. Отсюда «плеснувши краску» , пусть небрежно, но по- своему лирический герой преображает мир.
Мир преображён, перекрашен, перекроен. Музыка дня сегодняшнего извлекается из жестяных водосточных труб, далеких , на первый взгляд, от искусства, от красоты. По зову новых губ преображается мир. В нем невозможное становится возможным . Поступь лирического героя , его действа обозначены глаголами совершенного вида (смазал, плеснул, показал, прочёл и сыграл), т. к. вызов «а вы …сыграть могли бы» убеждает читателя, что флейта водосточных труб покорилась энергетической силе лирического героя.
Все пространство стихотворения переполнено звучанием гласных а- а-а у-а // у-а-и-а// а-у-у// ы-у-а. Невооруженным глазом видно, как четко ощутимо «ау» лирического героя, брошенное как вызов.
При чтении первого стиха ,на наш взгляд, чётко слышится ,кроме «Я» начала строки ещё
старославянское АЗ, дважды повторённое:
Я срАЗу смАЗ ал карту будня...- чем не эпатирующее начало?
Интересным представляется метафорическое словосочетание «карта будня». А что если слово карта дано в значении выпавшего в игре символа? Тогда авантюрность происходящего в мире налицо.
Ключевая тема литературы - взаимоотношение поэта и толпы обыграна совершенно по-новому!
Маяковский - новатор виден уже в этом раннем стихотворении. Обратим внимание на составную рифму : рыбы - могли бы.
Благодаря инверсии , где «могли бы» ставится в конец строки , экспрессия вызова, эпатажа еще более ощутима. Вопросительные знаки в заглавии и в конце стихотворения нависают над серыми буднями обесцвеченного мира , в который шагами саженьими , по предположению поэта, должна была войти новая жизнь.
Занятие 3.
Новые тайны стиха
Анна Ахматова
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело- сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую с волнением поёшь.
Весна 1915г.
Слепнёво.
Вопросы .
1 группа
1. В каких взаимоотношениях находятся лирическая героиня и природа?
2.Личное (приватное) и общее во взгляде на жизнь лирической героини.
3.Соотношение временных образов. Как можно понять настроение лирической героини?
Видна ли динамика? Как это можно подтвердить?
4.Проследите «траекторию», динамику чувств лирической героини.
5.Попробуйте вписать данное стихотворение в контекст творческого пути Ахматовой.
2 группа
1.Что можете сказать об истории создания стихотворения, о публикации?
2.Конфликт в стихотворении. Есть ли он? Если –да, то показать какой. Если
Оно бесконфликтно - обосновать.
3.Жанровая специфика стихотворения. Строфика.
4.Ритм и рифма. Мелодика стиха.
5.Поэтический язык стихотворения, его функционал.
Анализ стихотворения
Читаешь стихотворение Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» и почему –то из памяти выплывают строчки из другого, тоже написанного в Слепнёве стихотворения:
В моём тверском уединенье
Я горько вспоминаю вас…-
Это о Николае Степановиче Гумилёве. В апреле 1913 года молодой супруг уехал в Африку, а в 1914 ушёл добровольцем на войну. Можно представить, что чувствовала, как тосковала молодая жена. Время от времени муж приезжал в отпуск с очередным Георгиевским крестом. Чего было больше: радости или горечи?
Анализируемое стихотворение, на наш взгляд, попытка приглушить свою тоску обещаниями грядущей весны, обнадёжить саму себя животворящим ветром перемен, который, может, привнесёт в жизнь нежность, подарит лёгкость телу, а надоевшая песня
вдруг зазвучит по-новому. Все может произойти, когда приедет любимый. Перед весной бывают дни такие. Есть известная фотография, сделанная 5 апреля 1915 года: Ахматова и Гумилёв с сыном. На груди Гумилёва – Георгиевский крест.
В уединенье хорошо работалось. Здесь была написана большая часть сборника «Белая стая». «Здесь тихо, скучно и немного страшно. Вести извне звучат совсем невероятно…И все вокруг такое померкшее, стёртое…здесь иногда бывает нестерпимо»,-это строчки из письма Г.И. Чулкову о жизни в Слепнёве. Вошедшее в «Белую стаю», стихотворение было посвящено Надежде Григорьевне Чулковой , приятельнице Ахматовой. Впервые напечатано в журнале «Северные записки»1916г.№1.Позднее сама Ахматова переадресовала это стихотворение Борису Васильевичу Анрепу,художнику-живописцу и мозаичисту, художественному критику и поэту.
Была переписка и с Николаем Владимировичем Недоброво(он в 1914 году разобрал книгу «Чётки») «Его статья- лучшее, что обо мне написано»,-скажет потом Ахматова( он –то и познакомил её с Анрепом).
Словом, как могла, Ахматова боролась с нестерпимостью.
Женская природа Ахматовой, воплощенная в лирической героине данного стихотворения, пытается найти альянс, согласие, мирную договорённость с природой грядущей весны. Настрой на радость обновления. Временной образ настоящего не имеет повода для радости: снег, сухие деревья, тяжесть в теле, чужеродная обстановка и надоевшая песня. «Дни такие» сулят отдохнувшие луга, шум веселых деревьев, теплоту и нежность ветра, лёгкость и удивление тела…
Композиционно восьмистишье в первых четырех строках представляет картину природы вообще. В последующих- женской природы, женской души. Природа и человек, женщина. Так от темы личного неустройства Ахматова идет к темам и проблемам гармонии и дисгармонии отношений ,баланса оптимизма и пессимизма в человеке, верящем в будущее обновление.
Поэтический язык прост. Нет изощрённых тропов и фигур. Пожалуй, синкретический эпитет весело-сухие деревья – находка Ахматовой: настолько явен шум в согласных -с-х- с.
Дольник Ахматовой передаёт мелодику лёгкой грусти, которую при внимательном чтении ощутит каждый.
Занятие 4.
Композиция и архитектоника стиха.
Булат Окуджава
Песенка о пехоте.
Простите пехоте, что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над землёю бушует весна.
И шагом неверным
по лестнице шаткой (спасения нет)…
Лишь белые вербы ,как белые сёстры, глядят тебе вслед.
Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льёт.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поёт.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни и смерти
ещё не окончены счёты свои.
Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя…
Товарищ мужчина,
а всё же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
чего ж мы уходим,
когда над землёю бушует весна?
Вопросы к тексту.
1. Почему не песня , а песенка? Попробуйте объяснить.
2.В чем заключается великая неразумность пехоты?
3.Соотношение простоты и героизма в стихотворении.
4.Тема жизни и смерти, как представлена она Окуджавой?
5.Исповедальность и элегичность, переходящая в философское осмысление долга перед временем, народом, судьбой.
6.Строфика. Архитектоника и композиционное решение стихотворения.
7.Роль повелительного наклонения глаголов, начинающих первую и вторую строфы и дважды повторённых во второй строфе.
8.Тропы и фигуры , рисующие образ пехоты.
9.Проследите за употреблением местоимений.
10.Пространство и время в стихотворении.
11.Как сквозь грусть и элегичность пробивается героическое начало?
12.
Предложите самостоятельно несколько вопросов для интерпретации.
Успеха!
Анализ стихотворения.
Популярность к Окуджаве пришла не сразу. Лишь после того, как взял в руки гитару.
Перед нами «Песенка о пехоте».Песенка- что-то лёгкое, весёлое, как привыкли мы понимать это слово . Их в творчестве Окуджавы много, так называемых «песенок»…
Песенки об открытой двери, о солдатских сапогах, о свободе , Москве, Арбате и еще много о чем.
Таким ли легким , безмятежным был сам Булат Шалвович Окуджава, как он сам говорил о себе, «грузин московского разлива»?
«После 9 класса добровольцем ушёл на фронт. Героем не стал. Под амбразуры не бросался», - короткими фразами вспоминал он о себе. Служил в пехоте…
Итак, просто, без пафоса : песенка о пехоте.
Первая строка стихотворения подкупает сразу. Вернее, обезоруживает читателя, слушателя. Это все должны просить прощение у этого рода войск за неустроенность, за постоянные «шишки» которые не перестают валиться на голову пехоты. Доказано, именно пехоте довелось более всех испытать тяготы и беды войны.
От лица всех пехотинцев звучит голос Окуджавы, голос его лирического героя. «Неразумная» пехота всегда уходит не вовремя. Умирать, уходить в безвестность, «когда над землею бушует весна»- неразумно. Но шагом «неверным» ( не хочется уходить!) « по лестничке шаткой» - приходится . «Лестничка шаткая» ,на наш взгляд, символичная метафора. Это и война , когда не известно, жив ли будешь через ми нуту, и состояние ранения, когда жизнь висит на волоске, это и состояние ежеминутного риска.
И внешнее построение стихотворения (архитектоника) напоминает шаткую лесенку.
«Белые вербы» и «белые сёстры» - это то, что оставлено позади. Весна бушует.
Молодость светла. Медицинские сёстры и весна смотрят вслед уходящим.
Вторая строфа с четырежды повторённым «не верьте» энергетически напряжена.
Так просто Окуджава умеет сказать о героике пехоты : «не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт».Никто не услышит жалоб от неё. Лишь оплачут «затяжные дожди» да «закричат» соловьи - не запоют…Ибо «у жизни и смерти еще не окончены счёты свои».
В стихотворении ни разу не появляется слово «война». Но оно «читается и в ассоциациях с другой песней Окуджавы:
С войной покончили мы счёты.
Бери шинель, пошли домой.
Композиционное завершение пехотного шага «по лестничке шаткой» (заметьте, земля- небо;жизнь-смерть) завершается в третьей строфе, когда голос лирического героя приобретает ( после фигуры умолчания) уверенность, убеждённость в «заманчивости доли» настоящего мужчины: «весь век ты в походе».
Поскольку «Песенка о пехоте» -заманчив поход. А «уход» во время бушующей весны (молодости) противоречит природе. Потому не даёт покоя, «отрывает от сна» мучительный вопрос: «чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна?»
По нашему глубокому убеждению, читатель стиха, особенно юный, начинающий, только тогда в полной мере ощутит аромат «цветка неповторимого» (определение поэзии Блоком), если будет знать состав земли, на которой он взращен, и ,конечно же, судьбу и характер взрастившего цветок человека.
Если поставить вопрос к стихотворению - удается открыть удивительные образы, открыть неожиданные смыслы, возникают новые возможности эстетического наслаждения.
Форма вопросов- ответов при работе с поэтическим текстом создаёт проблемную ситуацию, без решения которой невозможно проникнуть в глубинный смысл стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1. Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"
Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...
Обучение приемам анализа поэтического текста
Обучение приемам анализа поэтического текста...
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...