Уроки доброты Д.С.Лихачева
методическая разработка по литературе по теме
Предлагается урок по книге Д.С.Лихачева "Письма о добром". Урок составлен в технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ход урока | 54.5 КБ |
презентация к уроку | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Уроки доброты Д.С.Лихачева. Самое важное - …
Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы.
Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.
Воспитательная: способствовать пониманию и прочувствованию важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, доброта; продолжить знакомство с выдающимся человеком современности – Д.С.Лихачевым через его высказывания-письма; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.
Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: тексты, толковый словарь, использование компьютерных технологий.
Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всего. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Д.С.Лихачев
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Д.С.Лихачев
Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.
Владимир Мономах
Обращение к молодым читателям
Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.
Д.С.Лихачев
Двухчастный дневник
Мысли, которые произвели наибольшее впечатление | Свои комментарии: какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания они вызвали? |
1. | 1. |
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
- Приветствие.
- Презентация «Добро».
- Тема урока «Уроки доброты Д.С.Лихачева. Самое важное…».
- Цели урока: продолжить знакомство с выдающимся человеком современности Д.С.Лихачевым через его письма, получить ответ на вопрос: что является самым важным в жизни человека?
- Домашнее задание (проверка): слайды о жизни Д.С. Лихачева.
- Обращение к эпиграфу – слова Лихачева: «Доброта – это человеческое качество…».
- Стихотворение:
Давай поговорим о Доброте,
Что спрятана на донышке души,
О ней мы позабыли в суете,
Лишь старый клен о ней шумит…
Давай поговорим о Доброте…
- Ассоциации к слову Добро: доброта, добродетель, забота, опека, сострадание…
- Обращение к словарю. Интернет, толковый словарь (Даль, Ушаков, Ожегов) – толкование слов добро, доброта, добродетель.
- Знакомство с текстом-письмом Д.С.Лихачева («Доброта», «Самое большое»). Чтение и заполнение двухчастного дневника.
- Обсуждение текстов.
- Построение «здания темы» - кластер:
Добро: любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, служение, чел.качество,благотворительность, достоинство, смелость и мужество…
- Рефлексия. Что же самое важное в жизни человека? – ДОБРО! Увеличивать добро в окружающем нас. Выводим формулу-вывод:
щеДрость
милОсердие
люБовь
состРадание
радОсть
- Ответить на один из вопросов: (письменно), зачитать
- Какую мысль уношу?
- Почему сегодня мы говорили об этом?
- Какое добро я могу реально сделать? Кому и чем помочь?
- Д/з: осуществи свою мечту по увеличению добра в мире.
- Стихотворение:
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит,
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут!
До новых встреч с Д.С.Лихачевым!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»
ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...
Место школы в культуре Санкт-Петербурга ( урок памяти Д.С.Лихачева)
Для Д.С.Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его ...
Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"
Цели:· Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;· П...
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Материал к занятию «Дарите людям доброту» в рамках проведения Уроков доброты Всероссийской благотворительной акции «Белый цветок»
Презентация о людях, смысл жизни которых был в сотворении и преумножении доброты....
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева "Катеринушка закатилась"
Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева из книги "Раздумья" или он же (текст) есть в "Книге беспокойств". Урок может быть проведен в 10 или 11 классе, я проводила в...